Контрольный опрос по теме «Искусство эпохи Возрождения»
1. В эпоху Возрождения в моде был меланхолический темперамент, который
считался присущим творческим личностям, людям науки и искусства. Чтобы заставить женщину, позировавшую для одной из его картин улыбаться, Леонардо, по свидетельству Джордже Вазари, пришлось приглашать на сеансы рисования музыкантов и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Итогом этой работы стало полотно, о котором сам Леонардо писал: «Мне удалось создать картину действительно божественную». О какой картине идёт речь?
2. Этот знаменитый живописец оказал большое влияние на Тициана, который, после его смерти дописал некоторые его полотна, а в своей картине, по словам А.Бенуа, «раскрыл глаза» знаменитой «Спящей Венере» этого художника. Назовите его имя.
3. В центре этой знаменитой фрески - Платон (указывает перстом на небеса) и Аристотель (рука указывает на землю); с молодым воином беседует Сократ; на ступенях сидит погруженный в раздумья Гераклит, недалеко от его возлежит Диоген; Эвклид, окруженный учениками, склонившись, чертит геометрическую фигуру, рядом – группа астрономов; за ними (в темном берете) - сам автор. Как называется это произведение?
4. Над этим произведением Микеланджело работал в тяжелейших условиях более четырех лет. «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший», - писал он своему брату. Выразительность изображенных на нем фигур такова, что искусствоведы называют данный труд «завещанием всем будущим скульпторам». О каком знаменитом произведении идет речь?
5. В трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие солдаты Наполеона Бонапарта устроили конюшню. Из-за испарений конского навоза фреска на её стене покрылась плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображённых на ней фигур. Позднее в нижней части фрески была прорублена монахами дверь, для удобства пользования трапезной. Что это за фреска?
6. Эту богиню Боттичелли поместил в центр композиции картины «Весна».
7. В настоящее время никто не согласится с мнением Микеланджело, утверждавшего, что его служанка лучше разбирается в искусстве, чем этот знаменитый художник. О ком он так говорил?
8. По воспоминаниям одного из учеников Тициана, последние штрихи на своих полотнах он наносил не кистью. А чем же?
9. К Мадонне, изображенной на этой знаменитой картине Рафаэля, относятся слова В.Жуковского «гений чистой красоты». Поленов писал, что для европейца это полотно составляет «такой же культ, как для араба черный камень в Мекке», а Достоевский видел в ней высшую меру человеческого благородства и высочайшее проявление человеческого гения. О какой картине идет речь?
10. До нашего времени дошло семь тысяч рукописных страниц, написанных Леонардо да Винчи, однако прочитать эти тексты непросто. Почему?
11. «Боттичелли» - не имя, а прозвище. Что оно означает?
12. Во время пребывания этого знаменитого немецкого художника в Италии великий Рафаэль обменялся с ним портретами, он приобрел все его рисунки, которые смог найти. Кто этот художник?
13. На знаменитой картине «Дама с горностаем» изображен вовсе не горностай, а другое животное. Какое?
14. Над сооружением этого собора в Риме поочередно работали такие мастера, как Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Микеланджело достался купол. О каком знаменитом соборе идет речь?
15. Этот выходец с острова Крит учился в мастерской Тициана. В Риме он получил известность под именем «Грек, ученик Тициана». Но подлинная слава ждала его в Испании. Кто этот художник?
16. Этот итальянский архитектор заново открыл принцип линейной перспективы, использовавшийся в Древней Греции и Риме. О куполе знаменитого флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, созданного им, не признававший никаких авторитетов Микеланджело сказал: «Трудно сделать так же хорошо. Нельзя сделать лучше». О ком идет речь?
17. Правитель Флоренции Лоренцо Великолепный из художников предпочитал Боттичелли, а в Леонардо да Винчи более всего ценил другой талант. Какой?
18. Что Микеланджело называл «первым из искусств» и «искусством убавления лишнего»?
19. Великий испанский художник Веласкес так писал о родине Тициана: «В ... - все совершенство красоты! Я отдаю первенство ее живописи, знаменосцем которой является Тициан». В каком же городе жил и творил Тициан?
20. Этот художник, учитель Леонардо да Винчи, по праву считается крупнейшим ваятелем кватроченто после Донателло. По преданию, он оставил живопись, считая, по свидетельству Вазари, обидным, что «у мальчика (Леонардо) больше мастерства, нежели у него самого». Назовите его имя.
21. Противопоставляя Рафаэля Микеланджело, один из современных теоретиков искусства сказал, что Микеланджело пишет грузчиков. А кого же, по его мнению, писал Рафаэль?
22. По мнению Микеланджело, хороша только такая скульптура, которую...
23. Этот скульптор первым сумел добиться в рельефе истинного впечатления пространства и соблюдения законов перспективы. Ему же принадлежит авторство первой (со времен античности) обнаженной скульптуры (Давид, 1430 г.) и первой конной статуи эпохи Ренессанса.