СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по произведению В.Осеевой «Волшебное слово».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по произведению В.Осеевой «Волшебное слово»

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по произведению В.Осеевой «Волшебное слово».»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение. Класс: 2 класс

Тема урока: В.А. Осеева "Волшебное слово"

Тип урока: урок - рефлексия.

Цель урока:

образовательные:

  • обеспечить глубокое понимание смысла произведения.

  • совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

  • совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.

развивающие:

  • развивать навыки правильного чтения.

  • развивать творческую деятельность учащихся.

  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

воспитательные:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

  • ориентироваться в нравственном содержании произведения, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

  • - регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

  • - познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

  • - коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР):

  • соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Технология: игровая технология, элементы технологии развития критического мышления;

Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, произведение В.Осеевой «Волшебное слово», портрет В. Осеевой, карточки - листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2016

Место урока в учебном контексте: итоговый урок по произведению В.Осеевой «Волшебное слово».


Этапы урока

Деятельность учителя

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность обучающихся

Орг. момент. Психологический настрой

Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.

-

- А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?

- А кто же автор этого произведения?

Игра на внимание:

- Ребята, вчера я вам показывала портрет этой замечательной писательницы.

Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

- Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (Портреты А.Л. Барто, З.И. Воскресенской, В.А.Осеевой)

Знакомство с биографией В.Осеевой

- Готовясь к уроку я нашла письмо - обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

– Что интересного из жизни писательницы вы узнали?


Валентина Александровна Осеева-Хмелёва родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу « Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Большой успех выпал на долю повести “Динка"(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро...”

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»










Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

Настраиваются на работу.






Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.



















Высказывают своё мнение, определяют тему урока и ставят задачи

Внимательно слушать учителя






Рассказывают о В.А.Осеевой



I. Вызов.


Актуализация знаний о писателе и его произведениях, прочитанных ранее.


Постановка целей и задач урока




Пробуждение интереса к чтению рассказа.



- Сегодня мы продолжим с вами работу над рассказом В.Осеевой «Волшебное слово».

Проблемная ситуация:

- Ребята, а как вы думаете, а зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?

Постановка учебной задачи

- Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. Поговорим о важном и нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Вы, наверное, догадались, что это за качество. Помогите мне закончить строчки.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других забыть не дает
И оно поважнее,
Чем лица красота
Догадались, что это?
Сердец…. (доброта)

Сегодня мы постараемся уяснить смысл произведения, так же попытаемся ответить на вопрос: что такое доброта.

Вы прочитали рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». И мы посмотрим, кто из вас оказался самым внимательным читателем. Для этого мы разделились на группы. На партах лежат задания. Выполняя эти задания, вы должны проявить внимание, смекалку, собранность. А так же, будьте внимательны друг к другу, не забудьте правила работы с группой, покажите какие вы дружные и хорошие читатели.

Какую цель перед собой поставим? Стр. 92 (Выяснить, может ли слово быть волшебным и как оно влияет на поступки)









Воспринимать информацию на слух





Уметь ориентироваться в тексте. Приводить нужный пример




Отвечают на вопросы поставленные учителем, приводят аргумент из текста.




II. Осмысление.


1.Проверка домашнего задания.





















1. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки














2. Ведение бортового журнала.








Физминутка.

Работа над образом героя.




















3. Ведение бортового журнала.


– Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий и нелегкий. На нем ожидают удачи и неприятности. У каждого человека большого и маленького свой путь к доброте.

– И так мы начинаем погружаться в рассказ.

1. Воспроизведение последовательности действий

Дорогие ребята, дома вы читали это произведение.

Давайте попробуем вспомнить ход событий в парах.

Посмотрите внимательно на эти записи (это слова из текста)и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс

"Скамейка была пуста".

"Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста"

"Есть такое волшебное слово"

"Скоро совсем убегу"

"Лена, дай одну краску, пожалуйста!"

"Возьми меня, пожалуйста"


2. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил побежал домой»)

- Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком, потом обсудим.

А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…»

Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Это домашнее чтение, поэтому должны читать правильно, выразительно. Внимательно просмотрите все ли вы сделали пометки простым карандашом. Свое отношение к поведению героев, отмечайте знаками на листе текста:

+ нравится поведение героя, - не нравится поведение героя.


4. Составление причинно-следственных связей

Ведение бортового журнала.

- Назовите действия мальчика в начале рассказа

Присел

Покосился

Буркнул

Сжал кулаки

Засопел от обиды,

Стукнул кулаком


– Каким вы видите Павлика в первой части произведения?

– -Как вёл себя Павлик при встрече со стариком?

- Что можете сказать о старике?

- Почему он захотел помочь Павлику? ( Потому, что он очень мудрый, у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

– Нравится ли вам Павлик таким, каким мы увидели его?


- Давайте найдём слова, которые характеризуют поведение мальчика, его эмоциональное состояние в начале рассказа?

Работа в паре. (Найти слова и подчеркнуть их.)

Карточки с характеристикой Павлика

Характеристика Павлика

Добрый, капризный, обидчивый, любящий, непослушный, уважительный, грубый, внимательный, раздражительный, вежливый

Проверка: физкультминутка. Отрицательные качества- мы встаём, положительные – сидим

Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

– Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным). 
Задания: 
Группа 1. Найти к отрывку иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям. 

- Назови участников разговора.
Группа 2. Найти к отрывку иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям. 
Группа 3. Найти к отрывку иллюстрации. Распределить роли, подготовить чтение по ролям. 


Работа над образом героя.

1. Продолжение работы с бортовым журналом.

Назовите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

Говорил тихим голосом,

Смотрел в глаза,

Думал о волшебном слове,

Подпрыгнул от радости,

Прошептал,

Глядя в глаза,

Прислушивался,

Сидел тихо,

Положил руку на плечо,

Попросил тихо

– Хорошо, что Павлику встретился такой мудрый старик и помог советом. Ведь Павлику придется еще многое узнать и научиться.

План текста:







































Учащиеся взаимодействуют в парах, осуществляют самопроверку




Определяют последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.










⑥ "Скамейка была пуста".

④ "Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста"

② "Есть такое волшебное слово"

① "Скоро совсем убегу"

③ "Лена, дай одну краску, пожалуйста!"

⑤ "Возьми меня, пожалуйста"







































Учащиеся вспоминают правила работы в группе



























- А вот такой Павлик вам нравится?

Каким теперь вырастет этот мальчик?

- Так был ли старик волшебником?

- Может ли слово быть волшебным? Как вы это понимаете?

(Я думаю, что слово может волшебным, так как мы видим, что благодаря слову "пожалуйста" изменилось поведение и настроение Павлика, изменилось отношение близких людей к Павлику. Из невежливого, грубого, недоброжелательного, Павлик стал добрым, вежливым, воспитанным).


- У меня для вас есть ещё одна иллюстрация.

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

(Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

















Домашнее задание

Не забывайте, пожалуйста, употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, со сверстниками и вообще в жизни. Не забывайте здороваться! Будьте добрыми, хорошими и обязательно всегда улыбайтесь!

– Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете из предложенных задание по душе:

Домашнее задание:

ПО ВЫБОРУ:

1. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из вашей школьной жизни.

2. Проверьте, на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей.

3. Подготовить пересказ от лица Павлика.


Записывают домашнее задание.

Творческая работа. Работа группами.


Задание 1. Синквейн


3. Творческая работа.

Задание 1. Синквейн.

-Заканчивая разговор о волшебном слове, я предлагаю каждой группе написать синквейн.

-Давайте вспомни, что такое синквейн и как он строится.

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

1. Слово

2. Волшебное, доброе.

3. Произносится, помогает, радует.

4. Волшебное слово действует!

5. Радость.

1. Мальчик

2. Сердитый, грубый.

3. Слушает, проверяет, изменяется.

4. Помогло! Опять помогло!

5. Спасибо!

1.Старик.

2. Добрый , мудрый.

3.Наблюдает, спрашивает,советует.

4. Это волшебное слово!

5. Волшебник.

1. Спасибо
2. Cердечное, душевное
3. Желаем, выражаем, говорим
4. Вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!

1. Доброта

2. Отзывчивая, душевная.

3. Поддерживает помогает облагораживает.

4. Доброта спасёт наш мир!

5. Любовь!


Выберите крылатое выражение, которое подходит к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».

  • Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Вежливость украшает человека.

  • Доброе слово путь к сердцу открывает.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Вежливость украшает человека.

  • На добрый привет – добрый ответ.

  • Добрый человек добру и учит.

  • Вежливость открывает все двери.

- Из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает смысл нашего произведения. (Доброе слово путь к сердцу открывает)

- Действительно, в жизни очень важно быть вежливым человеком и как можно чаще говорить людям добрые слова. Ведь на добрый привет и добрый ответ.









Учащиеся составляют синквейн:

































Выберают ту, которая отражает смысл произведения. (Доброе слово путь к сердцу открывает)












III. Рефлексия.


Само- и взаимооценка и постановка новых целей и задач


Задание 3. «Сердечко чувств».




Вот и подошло наше путешествие к концу. Всего несколько страничек, и рассказ закончился.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Я рада, что теплые чувства и хорошее настроение остались с вами.

Действительно, вежливые слова имеют волшебную силу. Народная мудрость гласит «Доброе слово путь к сердцу откроет».

У вас на столе сердечки двух цветов.

Красное – означает «меня взволновало, я сопереживаю»;

Белое – «мне было безразлично».

Выберите нужное для себя.

- Я очень рада, что ваши сердечки открылись для добрых слов и поступков

Если вам бывает трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины Александровны Осеевой.


В этом и заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.



Оценивают свою деятельность. Выполняют итоговое здание




2