Технологическая карта урока русского языка по ФГОС «Имя числительное»
Учитель: Игнатьева Людмила Петровна
Класс: 6 а класс
Тема: « Имя числительное».
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Тема | «Имя числительное» | Цель темы | Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),его правописание и склонение в письменной и устной речи; формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с изучаемыми понятиями и алгоритмами о числительном развитие интеллектуальных умений учащихся; воспитание культуры устной речи . | Задачи урока | Образовательная: Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением. Развивающая: Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным). | Планируемый результат | Личностные умения формировать ответственное отношение к учению, познавательных интересов, учебных мотивов; проявлять интерес к изучению темы осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с одноклассниками; формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. Метапредметные умения Познавательные умения раскрывать смысл правила о написании числительных и обосновывать свое мнение Регулятивные умения овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; Ориентироваться в разных способах выполнения задания; освоить способы решения проблем поискового характера; Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров умение договариваться приходить к общему решению при работе в паре и группе , организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение. Предметные умения создание устных монологических высказываний; опознавание самостоятельных частей речи (имён числительных); употребление имён числительных в соответствии с нормами современного русского литературного зыка; применение знаний по морфологии в практике правописания. | Основные понятия | имена числительные, количественные имена числительные, дробные имена числительные, собирательные имена числительные, порядковые имена числительные, склонение имён числительных. | Межпредметные связи | Литература, развитие речи, история, математика,география | Ресурсы: - основные - дополнительные | Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 6 класс Презентация PowerPoint, карточки с заданиями | Формы работы | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. | | | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Формулирование темы, целеполагание Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Просматривая пословицы и поговорки, которые вы несколько уроков назад подбирали, я встретила такую: Один ум - хорошо, а два – лучше. (Сл 1) . Я долго над ней думала и решила, что к сегодняшнему уроку она очень подойдет. Как вы думаете, почему? Учитель предлагает уч-ся открыть тетради, записать тему урока. (сл. 2) Уч-ль. Исходя из темы урока, попытайтесь определить цели нашего сегодняшнего занятия. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) (С любой задачей легче справиться, если ее решает не один человек) (Повторить все, что нам известно о имени числительном, проверить наши знания с помощью различных практических заданий.) Записывают тему, определяют цель урока Цель урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; 2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2. Обобщение и систематизация изученного: Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.(10 мин.) Цель: актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Иногда мы слышим, что какие-то знания жизненно необходимы. Как вы думаете, знания о числительном нам пригодятся в жизни? (ответы учащихся). Проверим, насколько хорошо вы знакомы с теорией. (Работа с карточками "Утверждения"(сл. 3). Ставим знак"+", если утверждение верное, знак "-", если утверждение неверное. Взаимопроверка по образцу (сл.4), рефлексия.) Уч-ль: Умеете ли вы отличать числительное от других частей речи? Запишите в тетради только числительные (сл. 5). По каким признакам вы определили часть речи? | 1.Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя числительное». Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена числительные 1.Работа в парах.Взаимопроверка | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, П3, построение речевого Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) |
3. Этап закрепления Применений знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, | 1) Ребята, что такое экскурсия? (словарная работа) Экскурсия- это поездка (от лат. excursio). 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо. 2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим образовательную экскурсию по Бурятии, прочитайте слова на экране и подумайте над их смыслом. (сл. 6) Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно. Какой многоцветный ковер соткала природа! Золотая степь с голубыми глазами озер, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы. - Мы поговорим о Бурятии в цифрах и фактах. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно общаться друг с другом. На прошлых уроках мы с вами пришли к выводу, что употребление числительных в речи в соответствии с нормой свидетельствует о культуре человека. Нашу заочную экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе. Послушаем наших экскурсоводов. Уважаемые экскурсанты! Обратите внимание на правильное произношение экскурсоводами имен числительных. Чтение текста учащимися. (сл. 7, распечатанный текст на партах.) Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири. На севере и западе граничит с Иркутской областью и Республикой Тывой, на юге – с Монголией, на востоке – с Забайкальским краем. Площадь – около 351,3 тыс. кв.км. К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В их пояс входит нагорье Восточных Саян, простирающееся с северо-запада на юго-восток на расстояние около тысячи км при ширине в пределах 200—300 км и возвышающееся в центральной части хребтов более чем на 2500-3000 м. Самой высокой вершиной Восточных Саян является Мунку-Сардык (3491 метр над уровнем моря). Всего на территории Бурятии протекает более 30 000 рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних. Таким образом, более 99 % рек республики составляют малые реки длиной менее 200 км. Реки республики относятся к трём крупным водным бассейнам: озера Байкал, рек Лены и Ангары.На территории республики насчитывается около 35 тыс. озёр общей площадью зеркала 1795 км². Бурятия обладает уникальной и разнообразной флорой и фауной. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 446 видов наземных позвоночных. Земноводные Бурятии представлены 6-ю видами из 2 отрядов. В орнитофауне республики насчитывается более 348 видов птиц. Млекопитающих в Бурятии отмечено 85 видов из 7 отрядов.ОзероБайкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны По данным Всероссийской переписи населения2010 года численность населения Бурятии составляла 972 тыс. 021 чел. Работа с текстом: 1) наблюдение за речью экскурсоводов (правильное произнесение числительных); 2) Тема, основная мысль, стиль текста. Роль в тексте числительных. 2)Учитель: Перед каждым из вас лежат таблицы “Путевой лист”. Начнем оформление наших путевых листов. (сл. 8). Числительные | Количественные | Порядковые | Простые | | | Сложные | | | Составные | | | - Встречающиеся в тексте словосочетания “сущ.+числ.” занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью. Постарайтесь подобрать к каждому разряду по одному примеру. (Время – 3 мин.) Заштрихуйте пустые ячейки в таблице. К какому разряду не удалось подобрать пример? Проверим. (сл. 9 – ответы, проверка.) | 1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Чтение текста с соблюдением грамматических норм 3. Работа с текстом: 1) наблюдение за речью экскурсоводов (правильное произнесение числительных); 2) Тема, основная мысль, стиль текста. Роль в тексте числительных. 4.Оформление путевых листов. | Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Если есть ь в середине - хлопок Семьсот, одиннадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, шестьсот. | Хлопают в нужном месте | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | 4) - Вспомним склонение имен числительных. Делаем вывод об особенностях склонения числительных. Проверка (сл.10-11.) Наше образовательное путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны вспомнить, о каких числительных мы сегодня не вели речь. (Собирательные). Расскажите о них. (Ответы учащихся.) 5) Учитель (сл. 12): Особенно удачно на соревнованиях выступили Петренко, Седых и Акопян. Все трое включены в сборную страны. Ответьте, о какой команде идет речь – о мужской или женской? Почему? (сл. 13) На обеих деревьях лопнули почки. Есть ли в этом предложении ошибка? Какая? Наша экскурсия подошла к концу. | 2 учащихся -у доски, один-порядковое числительное, другой-количественное, остальные учащиеся склоняют числительные в тетради. Самопроверка Ответы на вопросы учителя Поиск грамматических ошибок и их исправление. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Рефлексия - Что мы делали на уроке? Что было интересно? Что было сложно? Понравилась ли экскурсия? Учитель (сл. 14): Даже на самом маленьком глобусе каждый человек может найти то заветное место, где он родился, и, взяв остро заточенный карандаш, поставить точку. Точка на глобусе. Начало твоих начал. Точка отсчета твоих лет, жизненных впечатлений, добрых дел…Твои корни, твоя, по меткому выражению, «малая родина». С чего начинается “малая родина”? | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Рефлексия (П5, структурирование знаний, Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
8.Домашнее задание: | А) Составить 2 предложения о малой родине, используя интересные факты о Бурятии. Б) Произвести морфологический разбор числительных из предложений. | | |
Приложение
Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири. На севере и западе граничит с Иркутской областью и Республикой Тывой, на юге – с Монголией, на востоке – с Забайкальским краем. Площадь – около 351,3 тыс. кв.км.
К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В их пояс входит нагорье Восточных Саян, простирающееся с северо-запада на юго-восток на расстояние около тысячи км при ширине в пределах 200—300 км и возвышающееся в центральной части хребтов более чем на 2500-3000 м. Самой высокой вершиной Восточных Саян является Мунку-Сардык (3491 метр над уровнем моря).
Всего на территории Бурятии протекает более 30 000 рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних. Таким образом, более 99 % рек республики составляют малые реки длиной менее 200 км. Реки республики относятся к трём крупным водным бассейнам: озера Байкал, рек Лены и Ангары.На территории республики насчитывается около 35 тыс. озёр общей площадью зеркала 1795 км².
Бурятия обладает уникальной и разнообразной флорой и фауной. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 446 видов наземных позвоночных. Земноводные Бурятии представлены 6-ю видами из 2 отрядов. В орнитофауне республики насчитывается более 348 видов птиц. Млекопитающих в Бурятии отмечено 85 видов из 7 отрядов.ОзероБайкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны
По данным Всероссийской переписи населения2010 года численность населения Бурятии составляла 972 тыс. 021 чел.
Итоговый урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
Автор: Игнатьева Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Селенгинская СОШ № 1"
Цель урока:
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений
Задачи урока
Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
КОММУНИКАТИВНЫЕ : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.
Оборудование: Проектор, электронная презентация, таблицы “Путевой лист”, карточки с утверждениями, распечатанный текст о Бурятии.
Ход урока
I. Организационный момент. (проверка готовности к уроку, настрой на работу)
II. Формулирование темы, целеполагание
Учитель Просматривая пословицы и поговорки, которые вы несколько уроков назад подбирали, я встретила такую: Один ум - хорошо, а два – лучше. (Сл 1) . Я долго над ней думала и решила, что к сегодняшнему уроку она очень подойдет. Как вы думаете, почему?
(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ) (С любой задачей легче справиться, если ее решает не один человек)
Учитель предлагает уч-ся открыть тетради, записать тему урока. (сл. 2)
Уч-ль. Исходя из темы урока, попытайтесь определить цели нашего сегодняшнего занятия.
(Повторить все, что нам известно о имени числительном, проверить наши знания с помощью различных практических заданий.)
III. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку.
Уч-ль: Иногда мы слышим, что какие-то знания жизненно необходимы. Как вы думаете, знания о числительном нам пригодятся в жизни? (ответы учащихся).
Проверим, насколько хорошо вы знакомы с теорией. (Работа с карточками "Утверждения"(сл. 3). Ставим знак"+", если утверждение верное, знак "-", если утверждение неверное. Взаимопроверка по образцу (сл.4), рефлексия.)
Уч-ль: Умеете ли вы отличать числительное от других частей речи? Запишите в тетради только числительные (сл. 5). По каким признакам вы определили часть речи?
Обобщение и систематизация изученного:
Применений знаний в новой ситуации, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1) Ребята, что такое экскурсия? (словарная работа)
Экскурсия- это поездка (от лат. excursio). 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим образовательную экскурсию по Бурятии, прочитайте слова на экране и подумайте над их смыслом. (сл. 6)
Никого не оставляет равнодушным земля бескрайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги. Увидев эту красоту однажды, забыть невозможно. Какой многоцветный ковер соткала природа! Золотая степь с голубыми глазами озер, изумрудная зелень тайги, величавые, таинственные горы.
- Мы поговорим о Бурятии в цифрах и фактах. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно общаться друг с другом. На прошлых уроках мы с вами пришли к выводу, что употребление числительных в речи в соответствии с нормой свидетельствует о культуре человека. Нашу заочную экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе. Послушаем наших экскурсоводов. Уважаемые экскурсанты! Обратите внимание на правильное произношение экскурсоводами имен числительных.
Чтение текста учащимися. (сл. 7, распечатанный текст на партах.)
Республика Бурятия расположена на юге Восточной Сибири. На севере и западе граничит с Иркутской областью и Республикой Тывой, на юге – с Монголией, на востоке – с Забайкальским краем. Площадь – около 351,3 тыс. кв.км.
К озеру Байкал прилегают высокие хребты Прибайкалья с разделяющими их широкими межгорными котловинами. В их пояс входит нагорье Восточных Саян, простирающееся с северо-запада на юго-восток на расстояние около тысячи км при ширине в пределах 200—300 км и возвышающееся в центральной части хребтов более чем на 2500-3000 м. Самой высокой вершиной Восточных Саян является Мунку-Сардык (3491 метр над уровнем моря).
Всего на территории Бурятии протекает более 30 000 рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних. Таким образом, более 99 % рек республики составляют малые реки длиной менее 200 км. Реки республики относятся к трём крупным водным бассейнам: озера Байкал, рек Лены и Ангары.На территории республики насчитывается около 35 тыс. озёр общей площадью зеркала 1795 км².
Бурятия обладает уникальной и разнообразной флорой и фауной. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 446 видов наземных позвоночных. Земноводные Бурятии представлены 6-ю видами из 2 отрядов. В орнитофауне республики насчитывается более 348 видов птиц. Млекопитающих в Бурятии отмечено 85 видов из 7 отрядов.ОзероБайкал и окружающую его территорию населяют 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны
По данным Всероссийской переписи населения2010 года численность населения Бурятии составляла 972 тыс. 021 чел.
Работа с текстом:
1) наблюдение за речью экскурсоводов (правильное произнесение числительных);
2) Тема, основная мысль, стиль текста. Роль в тексте числительных.
2)Учитель: Перед каждым из вас лежат таблицы “Путевой лист”. Начнем оформление наших путевых листов. (сл. 8).
Числительные | Количественные | Порядковые |
Простые | | |
Сложные | | |
Составные | | |
- Встречающиеся в тексте словосочетания “сущ.+числ.” занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью. Постарайтесь подобрать к каждому разряду по одному примеру. (Время – 3 мин.) Заштрихуйте пустые ячейки в таблице. К какому разряду не удалось подобрать пример? Проверим. (сл. 9 – ответы, проверка.)
3)Динамическая пауза.
Если есть ь в середине - хлопок
Семьсот, одиннадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, шестьсот.
4) - Вспомним склонение имен числительных. (2 учащихся -у доски, один-порядковое числительное, другой-количественное, остальные учащиеся склоняют числительные в тетради.) Делаем вывод об особенностях склонения числительных. Проверка (сл.10-11.)
Учитель: Наше образовательное путешествие подходит к концу. Сейчас мы должны вспомнить, о каких числительных мы сегодня не вели речь. (Собирательные). Расскажите о них. (Ответы учащихся.)
5) Учитель (сл. 12):
Особенно удачно на соревнованиях выступили Петренко, Седых и Акопян. Все трое включены в сборную страны.
Ответьте, о какой команде идет речь – о мужской или женской? Почему?
(сл. 13)
На обеих деревьях лопнули почки.
Есть ли в этом предложении ошибка? Какая?
Наша экскурсия подошла к концу.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что мы делали на уроке? Что было интересно? Что было сложно? Понравилась ли экскурсия?
Учитель (сл. 14):
Даже на самом маленьком глобусе каждый человек может найти то заветное место, где он родился, и, взяв остро заточенный карандаш, поставить точку. Точка на глобусе. Начало твоих начал. Точка отсчета твоих лет, жизненных впечатлений, добрых дел…Твои корни, твоя, по меткому выражению, «малая родина».
С чего начинается “малая родина”? (ответы учащихся.)
V. Домашнее задание (сл. 15):
А) Составить 2 предложения о малой родине, используя интересные факты о Бурятии.
Б) Произвести морфологический разбор числительных из предложений.
VI. Итоги урока.Выставление оценок. (Собрать “путевые листы” на проверку).