ДИКТАНТЫ Цель работы – проверить сформированность умений писать под диктовку текст, включающий основные орфограммы третьего года обучения, безударные гласные, проверяемые ударением, звонкие/глухие, непроизносимые, удвоенные согласные, разделительный твердый знак, мягкий знак после шипящих. Объем диктанта: 55–65 слов. Вариант 1 Чужое яичко Ранним утром старушка Дарья вошла в курятник. Она нашла там укромное местечко и поставила корзину. В корзине на мягком сене лежало одиннадцать яиц. Одно яйцо было зеленоватое и поменьше других. Прошло несколько недель. И вот по двору уже бегали маленькие пушистые комочки. Один малыш был странный. Он все время был около воды. Это волновало курицу. Слова для справок: поставила, поменьше, несколько. Вариант 2 Первая встреча Было теплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен. Слово для справки: очень. Примечание. Предупредить о постановке запятой. Вариант 3 Дикие утки Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть. Слова для справок: строят, вытопчет, устилает. Примечание. Предупредить о постановке запятой. Вариант 4 Однажды в лесу В лесу под деревьями лежал глубокий снег. По утрам еще бывали весенние морозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. По снегу пробежала мышь. Крепко прижались друг к другу маленькие зайчата. Они робко осматривали местность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на нее. Кто кого пугал? Слова для справок: осматривали, на нее. ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ Цель работы – проверить сформированность навыков списывать с доски без ошибок. Объем работы: 55–65 слов. Привет мартышке Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила. И тут она увидела слоненка. Он нес ей привет от удава. Мартышка слезла с пальмы, вытерла ладошки о траву и протянула руки. Она хотела от слоненка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где же привет? (По Г.Остеру) Чудо С листьев утром я в лесу В пригоршню стряхнул росу. Капля к капельке легла, Донесу ли до села? У росинок синий взгляд, Раскатились и звенят. В каждой солнце кружится, Вдруг столкнулись – лужица. Нет, домой не понесу Я разбитую росу, Что была лесной красой, Кто поверит – я с росой?! Воду выплеснул – росинки Вновь повисли на осинке. Пусть они горят покуда. Кто пройдет – увидит чудо. (И.Жупанов) РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ Цель работы – проверить умения по опорным словам составлять и записывать текст; располагать части текста так, чтобы получался связный рассказ, воспроизводить содержание текста с элементами описания. 1. Составить текст по заголовку и опорным словам. В лесу Густые тени, среди травы, лесная мышь, из тайной норки, пчела, росинка меда, кричал грач, чертили воздух, стрекозы, паучок, сплел, сачок, лесной мир, жил, трудился, летал. 2. Расположи части так, чтобы вышел связный текст. Запиши текст. Мальчик и гусь Гусь хотел взлететь, но не смог. Он решил попробовать еще раз. Ему удалось оторваться от земли. В эту минуту мальчик сорвался с ограды, схватил гусака за шею руками. Гусь поднялся в воздух с ним. Держаться на гладкой спине мальчику было трудно. Что есть силы он вцепился руками в гусиные перья. Мальчик сидел на ограде. Молодой гусь гулял по двору. Появилась стая диких гусей и стала звать гуся. Гуси поднялись высоко. Вскоре вся стая скрылась из виду. (По С.Лагерлёф) 3. Изложение творческого характера – включение описания. Подснежник Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрыла темный клочок земли. Однажды днем на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал теплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник... . Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна! План 1. Гуляет вьюга. 2. Первый цветок. 3. Дорога весне открыта. Слова, словосочетания для описания подснежника: смелый цветок, выпрямился, расправил листочки, закачался, слабенький, гибкий, с приветливой улыбкой, кланялся солнцу. Слова для справок: I часть – клочок; II часть – пригорке, расправил; III часть – заметило. |