ФИО | Аметова Нурие Меджитовна |
Должность и место работы | МБОУ «Курская СШ» Белогорского р-на Республики Крым, учитель крымскотатарского языка и литературы |
Класс | 5 |
Тема урока | Ю.Болат. «Туфанда къалгъан къой сюрюсю». (Стадо, попавшее в бурю). Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром. (1 СЛАЙД) |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Авторы УМК | Крымскотатарская литература. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках. Селяметова Д.У., Аджигельдиева Г.Р. и др. |
Цели урока | -научить определять тему и цели произведения; - научить давать оценку действиям героев; -дать характеристику героям произведения; -анализировать произведение; -научить пересказывать близко к тексту; -привить интерес к творчеству художника И.К.Айвазовского; -развивать речь. (2 СЛАЙД) |
Планируемые результаты | Предметные: -осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; -восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); -обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; - развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции. Метапредметные : Регулятивные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: - умение проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; Личностные: -представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; -приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; -осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; - уважение к истории, культурным и историческим памятникам. |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин И.К.Айвазовского, рисунки, выполненные учениками. |
Образовательные ресурсы | Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Этап урока, время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Цель этапа | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика) |
I. Оргмомент | Слово учителя. Приветствие. | Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. | - Мерабанъыз, балалар! Мен беллесем, бугуньки дерс пек меракълы кечер, чюнки Юсуф Болат бизлерни Къырымнынъ дюльбер табиатынен, улу инсанларнен таныш этеджек. | Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | |
II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельнос ти | 1.Беседа с классом. | Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне | Оджа. Эвге насыл вазифе берильген эди? Талебе. Юсуф Болатнынъ терджимейиалыны окъуп бильмек, «Туфанда къалгъан къой сюрюсю» эсеринен таныш олмакъ ве икяеге ресимлер сызмакъ. Оджа.Эв вазифеси боюнджа бир къач суальге тахтагъа бакъып, джевап беринъиз. (3 СЛАЙД) 1.Ю.Болат не вакъыт ве къаерде дюньягъа кельди? Талебе. Юсуф Болат 1909 сенеси Къырымнынъ энъ дюльбер кошесинде,Алуштада, фукъаре къорантада догъды. Оджа. Башлангъыч мектебини битирген сонъ, насыл окъув юртларында окъувны девам эте? Талебе. Башлангъыч мектепни битирген сонъ техникумда окъуй, сонъра Къырым педагогика институтнынъ къырымтатар тили ве эдебияткъа болюгине кире ве оны мувафакъиетнен битире. Оджа. Юсуф балалыкътан неге авеслене эди? Талебе. Языджы балалыкътан эдебияткъа авеслене, гизледен шиирлер яза эди. Оджа. Языджынынъ терджимейиалынен танышкъанда онынъ насыл эсерлерининъ серлеваларыны окъудынъыз? Талебе. О, пек чокъ икяе, повестьлер, пьесалар, бир къач романлар- «Алим», «Анифе», «Саф юреклер» язды. Онынъ «Арзы къыз» эфсанеси бар. Оджа. Къырымнынъ дюльбер табиатыны, Алушта этрафындаки эфсаневий ве айнурлы къоджаман къаяларны, дагъларны, сынъырсыз Къара денъизни сейир этип,Юсуф зевкълана, эеджанлана ве хаялларгъа дала эди. Бу дуйгъуларны шиирлеринде ифаде этмеге тырыша эди. Шаир буюген сонъ озюнинъ эсерлеринде Къырымнынъ аджайып табиатыны, Къара денъизни тасвирледи, онынъ эсерлеринде пек чокъ адиселер ялы боюнда я да денъизде олып кече. Озюнинъ яратыдждылыгъында Юсуф халкъ агъыз яратыджылыгъындан кенъ файдалана. Къырымнынъ ялы бою ойле бир дюльбер манзаралы ки, сёзнен тариф этеджек олсанъ, сезюнъ етмез, бакъсанъ- козьлеринъни къамаштыра, акълынъда дженнет багъчалары акъкъында фикирлер пейда ола. Бу аджайип ерлер акъкъында чокъ шаирлер язмагъа ынтылды, ошатып язалмадылар… | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| 2.Объявление темы и целей урока (слайды 1, 2) | | Оджа. Меним айткъанымны динълединъиз, энди исе дерсимизнинъ мевзусыны айтынъыз. Талебе. Бугунь дерсимизнинъ мевзусы: «Ю.Болатнынъ «Туфанда къалгъан къой сюрюсю» икяесинде аджайип табиат манзаралары ве инсаннынъ этрафтаки дюньянен багъы» Талебелер дефтерлеринде сайыны ве мевзуны язалар. | Записывают тему урока в тетрадях. | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
III.Актуализация и пробное учебное действие | Беседа с классом | Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Оджа. Мен сизлерге икяечикни эвде окъумагъа теклиф эткен эдим. Эсерде анълашылмагъан сёзлерни тахтадан дефтерлеринъизге язып алынъыз. Лугъат иши (4 СЛАЙД) Лячин-сокол Имдат-помощь Зиярет этмек-посещать Далфидан бойлу – высокий; Туфан - ураган; Серке къой - вожак баранов; Истидатлы - талантливый; Джиез - приданое; Учурым - пропасть; Къавал - свирель, дудка. Оджа. Икяенинъ баш къараманы ким? Талебе. Лячин Асан. Оджа. Аванес агъа ким? Талебе. Рессам И.К.Айвазовский. 1.Табиат тасвири ( Къарабий яйла,туфаннынъ тасвири) 2.И.К.Айвазовскийнинъ усталыгъы, истидаты, мераметлиги, алидженаплыгъы. | Пытаются формулировать ответ. Называют различные варианты ответов, неправильные исправляются. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника. |
IV.Творчес- кая, практичес- кая деятельность | Отправляемся в «путешествие по истории» | Беседа с классом | Оджа. Келинъиз шимди И.К.Айвазовскийнен якъынджа таныш олайыкъ. (5-7 СЛАЙДЛАР) Оджа. Бу икяеде даа бир белли инсаннынъ ады къайд этиле. О кимдир? Талебе. Алим Айдамакъ. (9 -11 СЛАЙДЛАР) Оджа. Вазифе. Айвазовский сёзюнен сенкан тизмек. (8 СЛАЙД) Оджа. Сиз айткъанларына коре, Аванес агъа мереметли, намуслы, гузель адам эди. Онынъ ичюн мен сизлерге мераметлик акъкъында аталар сезлерини азырладым, амма сиз оларнынъ къысымларыны догъру ерине ерлештирмек керексинъиз. (12-13 СЛАЙДЛАР) -Достсыз адам- къанатсыз къуш -Дост къарав куньде белли олур. - къайда бирлик –анда тирилик. -яхшынынъ озю ольсе де- иши ольмез. -Башкъасыны агълаткъан озю кульмез. -Эйилик япсанъ,сонъунадже яп. Оджа. Машалла балларгъа буны да яптынъыз. | Дают ответы на вопросы учителя зачитывает сенкан; правильно распределяют слова в пословицах | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | Упражнение для развития речи. Работа с «ромашкой». | Правильное построение предложений | Оджа. Пападие оюнына кечемиз. Мен сизлерге пападие азырладым, сиз бир япракъны узып аласынъыз, суалини окъып, джевабыны икяеден тапып, сатырларны окъуйсынъыз. 1.Лячин Асаннынъ тыш къыяфетини тасвирлеген къысмыны тапып окъунъыз. 2. Лячин Асан насыл йырны йырлай эди? Тапып йырланъыз.(дирель…) 3 Туфан кельген сатырларны тапып окъунъыз. (уфакътан…) 4.Туфандан сонъ олгъан диалогны окъунъыз. (хош кельдинъ…) 5.Ресим акъкъында диалогны тапып окъунъыз. (тылсым…) 6.Лячин Асаннынъ тою акъкъында сатырларны окъунъыз. (Кузьде дейлер...)
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Исправляют ошибки. Взаимопроверка. Ученики выразительно читают отрывки из произведения. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог. |
VII. Домашнее задание (14 СЛАЙД) | | | Умумий вазифе: Табиат манзарасыны тасвир эткен къырымтатар рессамларнынъ ресимлерини тапып кельмек. Индивидуаль вазифе: Булмача тизмек | Разноуровневые задания | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности (15 СЛАЙД) Оценивание. | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса, выставление оценок с обсуждением. | Дерснинъ нетиджеси Оджа. 1.Ю.Болат кимдир? 2.Биз насыл икяенен таныштыкъ? 3. Икяенинъ баш къараманлары кимлер? 4.Аванес агъа кимдир? 5. Лячин Асан кимдир? 6.Лячин Асанны Аванес агъанен ким таныштырды? 7.Сиз къараманлардан кимни пек бегендинъиз? Афферим!!! Балалар, дерсимизнинъ сонъунда пейда олгъан дуйгъуларынъызны ифаделенъиз (смайликлер ярдымынен): ШЕНЪ, ОРТА КЪАРАР, КЕДЕРЛИ. | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |