Юмор в классической музыке
Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора. Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ БОЛЬШИХ КОМПОЗИТОРОВ.
Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта: нарочито введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты; неоправданное паузирование; неуместное усиление или затухание звучности; включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала; подражание легко узнаваемым звукам; шумовые эффекты и многое другое. Кроме того, музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа.
Такова, например, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта.
ВСЕ ЖАНРЫ ЮМОРУ ПОКОРНЫ
Юмор в музыке многолик. Безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм оказываются подвластны перу композитора. Богато жанровое разнообразие имеющих отношение к юмору музыкальных произведений: комическая опера (опера-буффа), комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо» и др. Почти в каждой классической симфонии, сонате, написанных со времён Л. Бетховена, имеется “скерцо” (обычно – третья часть).
Чаще всего оно полно энергии и движения, доброго юмора и способно привести слушателя в хорошее расположение духа. Известны примеры скерцо и в качестве самостоятельной пьесы.
Юмор в музыке представлен очень ярко в скерцино М. П. Мусоргского. Пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов». В музыке слышна имитация птичьего щебета, трепета маленьких крылышек, изображаются неуклюжие подпрыгивания. Дополнительный комический эффект создает плавная, ясно оформленная мелодия танца (средняя часть – трио), которая звучит на фоне переливающихся в верхнем регистре трелей.
М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов из цикла «Картинки с выставки»
Юмор в классической музыке русских композиторов встречается довольно часто. Достаточно упомянуть жанр комической оперы, известной в русской музыке с XVIII века. Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности: речитатив secco («сухой»); комическая скороговорка; нарочитая простота мелодического рисунка; многократные повторения мелодических и гармонических оборотов. Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»). М.И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
НЕУВЯДАЮЩИЙ ЮМОР
Юмор в классической музыке не оскудевает, и сегодня он звучит особенно свежо, обрамлённый в новые, найденные современными композиторами музыкально-выразительные средства.
Р.К. Щедрин написал пьесу «Юмореска», построенную на диалоге осторожных, крадущихся интонаций, «замышляющих» какое-то озорство, со строгими и жесткими. В конце концов, настойчивое кривляние и насмешки исчезают под звуками резкого, «вышедшего из терпения» заключительного аккорда.
Р.К. Щедрин Юмореска
Остроумие, жизнерадостность, оптимизм, ироничность, экспрессивность свойственна как натуре, так и музыке С.С. Прокофьева. В его комической опере «Любовь к трём апельсинам», кажется, сосредоточены все существующие виды юмора от безобидной шутки до иронии, гротеска и сарказма.
Фрагменты из оперы “Любовь к трём апельсинам”. Печального принца ничто не может обрадовать, пока он не найдет три апельсина. От героя требуется для этого мужество и воля.После многочисленных забавных приключений, происшедших с Принцем, возмужавший герой находит в одном из апельсинов Принцессу Нинетту, спасает её от злых чар. Триумфальный ликующий финал завершает оперу.