СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Юннаты" - внеурочная деятельность по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа кружка по биологии для 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«"Юннаты" - внеурочная деятельность по биологии»

Рабочая программа кружка по биологии для 5-6 классов –«Юннаты»

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Юннаты» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);

СП2.4.3648-20,СанПин1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»


Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки";
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29
декабря 2014 г. № 2765-р);
Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №
1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от
29.08.2013 г. N 1008);
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ);
Учебный план МКОУ Лобинская СОШ на 2021-2022 учебный год
Актуальность.

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь обучающемуся и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей предлагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.

Программа кружка способствует решению определенных вопросов экологического воспитания ребят.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень: базовый.
Цель:

формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося

Задачи:

Познавательные:

Расширить знания обучающихся по биологии и экологии;

Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;

Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;

Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

Развить умение проектирования своей деятельности;

Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Развивать умение оценивать состояние окружающей среды и местных экосистем;

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:

Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

Совершенствовать навыки коллективной работы;

Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

Усиление контактов обучающихся с природой.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни обучающегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Обучающиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Методы обучения и развития творческих способностей:

Групповой метод;

Индивидуальная работа;

Использование игровых форм;

Использование наглядных пособий;

Общение с "живой" природой;

Метод экскурсионной и практической деятельности.

Виды деятельности учащихся:

Работа с научно-популярной литературой;

Наблюдение и постановка опытов;

Формы итогового отчета:

Сообщения о результатах своих наблюдений;

Викторины;

Конкурсы;

Оформление наглядных пособий;

Проведение массовых мероприятий.

2.Планируемые результаты:

понимание современных проблем окружающей среды;

овладение основами классификации растительного и животного мира края;

умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;

расширение первоначальных экологических представлений, понятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения курса «Юннаты» являются:

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

Метапредметными результатами изучения курса являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Предметными результатами изучения курса являются:

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

3.Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 5-6 классов (11 – 12 лет) средней общеобразовательной школы, руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе. Количество обучающихся в коллективе: 10 человек.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа кружка «Юннаты» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета-лаборатории.

3.Содержание программы.

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Темы занятий рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Микробиология

7

3

Ботаника

8

4

Зоология

8

5

Занимательная биология. Бионика

8

6

Итоговое занятие. Экскурсия

2

4.Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

1.

Введение. Знакомство с кабинетом, лабораторией

1

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.

Беседа.



2.




Микробиология. Микроскоп.

1

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом



3-4

Практическая работа. Приготовление временных препаратов растений

2

Формирование практических умений по приготовлению временных препаратов растений



5-6

Практическая работа. Приготовление временных препаратов грибов

2

Формирование практических умений по приготовлению временных препаратов дрожжей



7-8

Практическая работа. Приготовление временных препаратов бактерий

2

Формирование практических умений по приготовлению временных препаратов бактерий



9-10

Морфология растений

2

Формирование умений давать морфологические признаки растениям



11-12

Практическая работа. Определение морфологических признаков растений

2

Формирование практических умений работы с гербарием



13-14

Определение растений различных семейств

2

Формирование практических умений работы с гербарием, определительными карточками



15-16

Культурные растения.

Происхождение культурных растений

2

Изучение интересных познавательных фактов из мира культурных растений.



17-18

Многообразие мира животных, классификация

2

Изучение интересных познавательных фактов из мира животных



19-20

Мир беспозвоночных

2

Изучение интересных познавательных фактов из мира беспозвоночных



21-22

Позвоночные

2

Изучение интересных познавательных фактов из мира позвоночных



23-24

Домашние животные

2

Представление домашних питомцев



25-26

Викторина «В мире растений»

2

Формирование умений проводить викторины и участвовать в них



27-28

Викторина «В мире животных »

2

Формирование умений проводить викторины и участвовать в них



29-30

Красная книга

2

Формирование навыков, оформление научных работ



31-32

Бионика

2

Изучение интересных и познавательных фактов из мира бионики



33-34.

Итоговое занятие. Экскурсия

2

Подведение итогов. Жизнь растений весной



5.Материально- техническое обеспечение

Комплект микропрепаратов «Ботаника »

Микроскоп школьный

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

Лупа ручная

Лупа штативная

МОДЕЛИ

Размножение различных групп растений (набор)

Строение цветков

Муляжи

Плодовые тела шляпочных грибов

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)

Коллекция «Голосеменные растения

Гербарий «Основные группы растений»

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Набор микропрепаратов по ботанике

Живые объекты – комнатные растения

Таблицы

Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 5 таблиц

Клеточное строение 1 таблиц

Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц

Растение - живой организм 4 таблицы

Портреты ученых биологов

Строение, размножение и разнообразие растений

Схема строения клеток живых организмов