СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юрта – одно из великих достижений человечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная научно-практическая

конференция учащихся 3-4 классов

«Первые шаги»

Номинация: «История родного края»

Тема: «Юрта – одно из великих достижений человечества»

Просмотр содержимого документа
««Юрта – одно из великих достижений человечества»»

Министерство образования и науки РБ

Закаменский район

МАОУ «Бургуйская СОШ»














Районная научно-практическая

конференция учащихся 3-4 классов

«Первые шаги»

Номинация: «История родного края»

Тема: «Юрта – одно из великих достижений человечества»

















Автор: Будаева Екатерина , ученица 3 класса

МАОУ «Бургуйская СОШ» Закаменского района

Руководитель: Жигжитова Альбина Бадмаевна

Телефон:89148334388










г. Закаменск

2022 год

Оглавление


  1. Введение 3 стр.

  2. Основная часть

  1. История возникновения юрты 4 стр.

  2. Войлочная юрта и деревянная юрты 4-6 стр.

3. Об использовании юрты в качестве солнечных часов 6-7 стр.

4. Традиционный интерьер жилища 7-9 стр.

5. О популяризации юрты в современном мире 10-11 стр.

Заключение 12 стр.

  1. Список использованной литературы 13 стр.

  2. Приложения 14-15 стр.

1. Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят

начальных классов

  1. Сравнительный анализ результатов





















Ι. Введение

В этом году мы празднуем 95-летний юбилей со дня образования нашего района. В связи с этим мы во внеурочное время со своим классным руководителем знакомимся и изучаем традиции, обычаи, быт своего района, народа.

В наше время возрастает интерес людей разных поколений и возрастов к исследованию своей самобытной истории. Нас одинаково интересует и далекое и близкое прошлое края.

Мы, молодое поколение, хотим привлечь своё внимание к «делам давно минувших дней», к устройству повседневной жизни предков наших.

Какие уроки истории мы должны узнать и учесть, что из прошлого может быть полезным для современности?

Цель работы:

Выяснить, как было устроено жилище наших предков, и почему юрта, появившаяся тысячи лет назад, остаётся актуальной и сегодня.

Задачи:

  • узнать историю появления юрты, каких видов бывает юрта;

  • узнать о традиционном интерьере юрты;

  • о популяризации юрты в современном мире;

  • сохранить историю и традиции своего края;

  • уважать и соблюдать обычаи своего народа.






















ΙΙ. Основная часть

  1. История появления юрты.

В старину древние буряты – кочевые охотники в качестве жилища использовали шалаши, они назывались бухээг (от слова бухээхэ – наклоняться). Устраивались они следующим образом: несколько длинных жердей втыкали наклонно в землю так, чтобы они образовали конус. Верхние концы жердей упирались один в другой и скреплялись. Снаружи жерди обертывались большими полотнами из звериных шкур, только вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Вместо шкур иногда употребляли сосновые ветки. Зимой шалаш забрасывали снегом и землей. Разобрать и перенести такое жилье было нетрудно. Перекочевывая с одного места на другое, брали с собой только меховые шкуры. Летом меховые покрытия не применяли, вместо них использовали большие куски бересты.

По мере развития скотоводства бурятские племена оставляют свою прежнюю жизнь бродячих охотников. Скотоводческое кочевье имело свои особенности, отличные от охотничьего. Летом нужно было заготавливать сено, а зимой жить в тех местах, где оно собрано. Таким образом, происходил процесс полуоседания, причем переход к скотоводству и оседлости раньше всего начинается на границе леса и степи. В записях путешественников 17 века отмечено, что у бурят лесостепной зоны жилища представляют войлочные юрты, а в 18 веке встречались уже срубные деревянные юрты. В местах, богатых лесом, юрты строились из бревен обычно в виде восьмиугольных и шестиугольных срубов, сохраняя традиционную форму круглой решетчатой юрты. Таким образом, в зависимости от климатических, и географических условий у бурят одновременно существовали разные типы жилища, начиная от шалаша-чума и кончая решетчатой юртой. Постепенно жерди шалаша сменяются стенами-решетками, конический шалаш по мере усовершенствования приобретает цилиндрическую форму с верхом в виде усеченного конуса и превращается в юрту.

2. Войлочная юрта.

Войлочная юрта состоит из отдельных решетчатых стен-хана, которые скрепляются между собой волосяными веревками и образуют каркас юрты. При сборке юрты решетки –хана устанавливают от двери на запад, ибо вход в жилище всегда был обращен к теплу – югу. Хана бывают трех видов: тулга-хана, зайдан-хана, хурьган-хана. Чаще встречались решетки тулга-хана. Хана делали из ивовых прутьев; веревки, скрепляющие хана, изготавливались из длинных волос хвоста и гривы лошадей, рогатого скота. Хана можно было сдвигать и раздвигать.

На передней стороне (южной) между двумя хана вставляли дверную раму, которая закрывалась куском войлока.

После возведения решетчатых стен в куполе устанавливали обод светодымного отверстия – тооно в виде круга диаметром около метра и купольные палки – уняа. Войлочная покрышка называется урхэ и бывает квадратной или шестиугольной формы. Через тооно в юрту проникает свет, поэтому рано утром урхэ открывали. Кроме того, тооно служит дымоходным отверстием. Благодаря раскрытому тооно в юрте свежо и прохладно, никогда не бывает духоты. С наступлением вечера тооно закрывали в холодное время, чтобы было тепло. Два опорных столба, упирающиеся в обод светодымового отверстия, придают юрте устойчивость.

Решетчатый остов юрты покрывается большими кусками войлока, их четыре – длина каждого около трех метров. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывают стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь, на постель и сундуки с праздничной одеждой, украшениями.

Покрытая войлоком юрта затягивалась по периметру поясами-буhэ, свитыми из волос, или плоскими ремнями-хошлон, сшитыми из тонких волосяных бечевок. Пояса протягивались по верху и середине войлочных стен, привязывались к дверным рамам. Земляной пол покрывался кошмой, очень плотной, толстой. Разборка юрты проводилась в обратном порядке.

Войлочная юрта по конструкции была однотипной во всех районах бытования, как однотипными в целом были и деревянные юрты, различаясь лишь в деталях, а также по величине и материалу – виду древесины.

Деревянная юрта.

Деревянные юрты более распространены у бурят, живущих в лесных, горных и лесостепных районах. Вход в юрту, войлочную или деревянную, у бурят был ориентирован на южную сторону.

В одной из стен деревянной юрты прорубалось маленькое окошко (шагаабари, сонхо), которое стеклилось или затягивалось слюдой, бычьим мочевым пузырем. Пол в юртах был деревянный, чаще всего из лиственницы. Для мощения полов бревно раскалывали вдоль. Кроме того, в отличие от войлочной юрты, кровля в деревянной юрте поддерживается 4 столбами – тээнги, между которыми расположен очаг. Эти столбы наверху соединялись между собой балками, образуя раму (хараса) – опору крыши.

У Закаменских бурят в юртах не устанавливали опорные столбы. При постройке рубленой юрты после возведения стен продолжали сооружать также из бревен, только более тонких, конусообразную крышу «с покатом» вместо потолка: каждый ряд бревен усекался и в центре получалось отверстие квадратной формы для выхода дыма, если это была четырехстенная юрта, а если шести-или восьмиугольная, то отверстие приобретало круглую форму.

В четырехстенных юртах жили только бедняки, они часто вместо деревянного настила применяли корьевой, а крышу покрывали дранками. Для утепления зимних жилищ при возведении стен между бревнами прокладывали сухой мох.

Маленькие юрты ставили также в местах временного проживания: на весеннее-осенних стоянках, на летниках.

3. Об использовании юрты в качестве солнечных часов

Ввиду специфики конструкции как войлочной юрты, так и деревянной, юрта издавна использовалась в качестве солнечных часов. Время определялось по месту падения солнечных лучей через светодымовое отверстие на те или иные детали или части юрты. У западных бурят своеобразным циферблатом служили четыре опорных столба. Столбы ставились в строгой зависимости от ориентировки входа. Утром, когда лучи солнца падали на западный столб, было время утреннего чая, до и после которого выполнялись четко определенные работы. Полдень, когда солнце находилось на юге, определяли по тому, что лучи солнца падали на северный столб, который считался «молочным», так как около него ставились специальные кадушки для заквашивания молока (хурэнгын торхо), на него вешали разные приспособления для приготовления тарасуна и других молочных напитков. По мере того, как лучи солнца приближались к восточному столбу, приближалось время заката солнца, наступало время пригона скота, дойки коров, приготовления ужина и т.д.

Восточные буряты также ориентировались во времени по солнечным часам, хотя они не указывали время, выраженное в каких-то определенных единицах (например, час, минута). В зависимости от освещения солнцем тех или иных частей юрты, предметов, расположенных в ней, говорили: «солнце в изголовье кровати», «солнце в изножье кровати» и т.д. и узнавали , что пора обедать – уже полдень, или пора готовиться к дойке коров, овец. Ориентация в ночном времени была возможна по наблюдениям за ходом звезд по небосклону.

Юрта обогревалась огнем очага – гуламта. Гуламта представляла с собой глинобитную площадку в центре юрты, в середине которой устанавливали три камня – дулэ. Впоследствии дулэ встречались очень редко, вместо них стали употреблять железный треножник – тулга или таха. В начале 20 века начали сооружать в юртах маленькие печки из плиточного камня и, где было возможно, использовали печки из листового железа с трубой, выведенной в дымовое отверстие. Для поддержания тепла в раскаленную печь бросали мерзлый вреблюжий или овечий помет, который нагревался постепенно и начинал медленно гореть. Вечером перед сном угли еще продолжали тлеть. Их раздували и зажигали огонь, а спичек либо не было, либо ими очень дорожили.

Огонь очага служил и для освещения юрты в вечернее время. Иногда пользовались светильниками в виде плошки, наполненной жиром, и самодельным фитилем, а также для освещения применяли смолистые деревянные лучинки.

4. Традиционный интерьер жилища

Внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр – гал гуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона – хоймор тала, почетная «высокая» часть юрты; западная, правая (баруун) сторона – гостевая или мужская; восточная, левая (зүүн) сторона – хозяйственная или женская (для ориентации в пространстве становились лицом вперед – урагшаа, на юг); южная – үүдэн тала, примыкающая к двери, самая «низшая» часть юрты. При делении юрты на верхнюю и нижнюю части (хоймор – үүдэн тала) подчеркиваются символические качества: сакральный – обыденный, а деление на западную и восточную основано более на функциональном признаке. В левой части юрты размещаются предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, эта сторона считается женской. В правой части юрты находились сундуки (абдар) и шкафы (ухэг), где хранились седла, ружья и другие принадлежности мужчин, на сундуках складывалась в свернутом виде постель. И прежде всего эта сторона примечательна тем, что здесь принимали и угощали гостей. В гости ходили в основном мужчины, так как они были менее заняты, чем женщины. Однако и западная, и восточная стороны юрты в свою очередь делились на верхнюю и нижнюю части, составляющие четверть пространства юрты.

Размещение предметов в юрте было фиксированным. Интерьер составляли невысокие легкие сундуки, ящички, шкафчики, кровати-лежанки (орон). Утварь отличалась простотой и замечательной приспособленностью к полукочевому образу жизни бурят, изготовлялась она из материала, который получали и выделывали сами: шкуры, кожи, меха, шерсть, дерево, береста и т.д.

Предметы, входящие в интерьер юрты, располагались вдоль стен по кругу, занимая каждый свое место. В северной или северо-западной, самой почетной части юрты у ламаистов, находился домашний алтарь – бурханай шэрээ.

Утром перед алтарем совершали кропление молоком, чаем. На бурханай шэрээ было расставлено много божниц – гунгарбаа. Божницы украшали орнаментом, покрывали позолотой, красили их обычно красной краской, а орнамент наносили белой или желтой. В божницы помещали статуэтки бурханов из бронзы, серебра, сандала, золота. Каждый вечер перед бурханами зажигали светильники – зула.

Восточнее от алтаря стояли сундуки, где хранились семейные сокровища, хадаки, праздничная одежда членов семьи. Ящики, сундуки окрашивали в красный, синий, зеленый цвета. Лицевую часть ящика украшали орнаментом тумэн жаргалан или бүтуу утаһан, встречались орнаменты в виде двух концентрических кругов или кругов с радиальными спицами – символическим изображением небесных светил, солнца и луны.

За сундуками ставили кровать супружеской четы – хозяев юрты. Постельные принадлежности: меховое, овчинное одеяло зимой, летнее одеяло шилось из короткошерстной, хорошо выделанной шкуры лончака или бурунчика. В качестве матрасов использовали толстую валяную кошму. Старики, чтобы спать было мягче, стелили 2-3 слоя кошмы, в то время как молодежь предпочитала пользоваться одной кошмой – спать на твердом считалось полезным для растущего молодого организма. Толстый войлок, кошму делали из овечьей белой шерсти. Постель утром сворачивалась и складывалась в изголовье кровати.

За кроватью по направлению к двери устанавливали полки для посуды. Посуда также максимально соответствовала быту, образу жизни кочевников-скотоводов; она была небъющаяся, легкая, удобная для перевозки; делали её из дерева, бересты и кожи. Высушенные желудки и толстые кишки животных использовали как сосуды для хранения топленого масла. На верхней полке находилась посуда для домашнего сыра (хурууд), пенок (үрмэ) и масла (тоһон). На второй полке – посуда для сливок (сүсэгы) и т.д. На нижнюю ставили котлы, поэтому на ней специально делали углубления, которые назывались тогооной табюур (подставки для котла).

В каждом доме, исключая самые бедные, имелись железные треножники, а в некоторых домах устанавливали печки из листового железа, которые назывались зууха. В богатых семьях имелась серебряная (иногда привозная фарфоровая) посуда: пиалы, блюда, чайнички.

Наиболее обстоятельный, неторопливый прием пищи находился на вечер, когда все работы были сделаны. Вся семья усаживалась на специальные подстилки на полу, табуретов не было. Прямо на пол ставилось большое деревянное блюдо с мясом бүхэлеэр (большие куски мяса на костях). У каждого была маленькая пиала, которую во время еды держали в руках. В качестве стола служили низенькие подставки – скамеечки (шэрээ), но обычно ими пользовались при приеме гостей – перед каждым ставили шэрээ и на нём блюдо с угощением, особенно если гость был духовным лицом. Сиденьями служили специальные подстилки – войлочные коврики (шэрдэг) или меховые (хубсар), сшитые обычно из козьих и бараньих камусов.

В правой, западной, мужской части юрты ставили сундуки, в которых хранились хорошо выделанные шкуры, кожи, покупная материя, меха и т.д. На них складывали и постельные принадлежности, используемые для гостей, для детей. На ящике для седла – конское снаряжение: седло с надседельными подушками и тороками, потники, уздечки, поводья, стремена с подпругами, нагрудный ремень, переметные сумы и т.д.

Конское снаряжение представляло объект особой заботы, ибо лошадь в жизни кочевника играла выдающуюся роль.

Семантическое деление жилища обязывало соблюдать правила поведения гостей в юрте. Мужчины сразу же проходили на правую мужскую сторону и занимали там место и соответствие с их возрастом и званием. Женщины проходили на левую половину, и каждая усаживалась на подобающее ей место. Людей почетных, почтенного возраста как мужского, так и женского пола принимали в верхней, престижной части юрты – хойморто. Люди, по каким-либо причинам не имеющие веса в обществе, занимали место у дверей. Тот, кто по незнанию ошибался и занимал не своё место, подвергался осуждению.

В юрте имеется несколько особо значимых мест, сакральных объектов, прежде всего это гуламта – место домашнего очага, где обитает «хозяин» очага, покровитель семьи. Домашний очаг содержали в абсолютной чистоте, остерегаясь бросать в него нечистые предметы. Запрещалось лить в огонь очага воду, топить нечистыми дровами, ворошить огонь острыми предметами, ибо верили, что можно поранить дух огня. Запрещалось поправлять топку в очаге ногой, наступать на угли, пепел, сидеть, вытянув ноги к огню, показывая тем самым пренебрежение к «хозяину» очага, нельзя растапливать огонь, не помыв руки.

Каждое утро и несколько раз в день перед началом трапезы сначала угощали огонь очага, а потом уже начинали, есть сами.

Особая ритуальная значимость придавалась светодымовому отверстию юрты, ибо считали, что через него вместе со светом, солнечными и лунными лучами в дом проникает счастье сверху.

То же самое нужно сказать о двери, которая служит границей между внешним миром и внутренним, то есть домом. Поэтому над дверью вешали различные обереги в виде медвежьей лапы, колючих растений и т.д., которые отпугивали злую силу. По отношению к двери существовал ряд запретов: не наступать на порог, не притрагиваться к двери (косякам, порогу в особенности) ничем острым, не наваливаться на дверь и прочее.

Такова характеристика традиционного жилища кочевников – юрты.

5. О популяризации юрты в современном мире.

Великий французский архитектор восхищался завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты. Он рассматривал её как один из прототипов своей концепции «Дом – машина для жилья». Юрта поражает воображение своим совершенством.

В течение тысячелетий все компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего. Юрта, появившаяся тысячи лет назад, остаётся актуальной и сегодня. Она становится популярной во всем мире. Более того, её бесценные качества, проверенные временем, становятся основой для проекта современных жилищ.

Многими исследованиями и испытаниями доказано, что круглая форма дома наиболее эффективна с точки зрения энергосбережения. А исторически проверенная к нагрузкам круглая конструкция юрты является наиболее легко адаптируемой к современным материалам капитального строительства.

Если сравнить на фотографиях конструкции каркасов крыши круглого дома и купола современной юрты. Аналогия стопроцентная вплоть до компрессионного кольца. Конструкция круглого двухэтажного дома практически повторяет конструкцию современной юрты, только из бетона и стали. Уникальный дом долговечен, устойчив к землетрясениям, ураганам и другим стихийным бедствиям. Это достигается именно благодаря круглой конструкции дома. Свесы крыши дома рассчитаны таким образом, чтобы зимой солнце максимально освещало внутреннее пространство дома, а летом свесы максимально защищали от палящих лучей. Дом оборудован эффективными автономными системами энергосбережения.

Круглая обтекаемая форма дома, не препятствующая ветрам, позволяет установить большое количество окон для максимального использования внешнего освещения без потерь тепла.

































Заключение

Изучая научно-популярную литературу, я смог узнать о бурятской юрте много интересного: каких видов бывает юрта, как она строится, на какие части делится. Сделал вывод, что юрта будет всегда востребованной в современном мире, в будущем для реальных земных и космических дел. Своей работой я хотел привлечь внимание других ребят к бурятскому жилищу.

На этом мое изучение бурятской культуры не закончено. Следующим этапом своей работы вижу более подробное изучение истории бурятских костюмов, предметов, орнаментов.

Подведя итоги исследовательской работы по изучению жилища своей малой родины, можно сказать, что мы должны почитать, уважать и бережно передавать из поколения в поколение традиции и обычаи своего народа.

Собранная информация послужит материалом для того, чтобы в дальнейшем создать буклет о бурятской юрте, может быть полезна всем, кто интересуется историей своей малой родины.





















Список использованной литературы:

  1. Бабуев С.Д. «Из родословных Закаменских бурят» г. Закаменск, 1993 г.

  2. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. «Традиционная культура бурят»

Улан-Удэ. Бэлиг 2000 г

  1. Краеведческий материал.

  2. Интернет-ресурсы.






























Приложение 1.

Диагностика знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов

Для того, чтобы провести диагностику знаний о бурятском жилище у ребят начальных классов мы разработали анкету:

«Национальное жилище бурят»

  1. Как называется национальное жилище бурят?

  2. Каких видов оно бывает?

  3. Для какого образа жизни подходит данное жилище?

  4. На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?

  5. Что находится в центре бурятского жилища?

  6. Что такое «хоймор»?

Обработав данные анкеты, мы сделали вывод, что ребята плохо знают традиционное бурятское жилище – юрту, что необходимо провести классный час «Юрта – национальное жилище бурят».






















Приложение 2.

Сравнительный анализ результатов

После проведения классного часа мы провели повторное анкетирование «Национальное жилище бурят», сравнительный анализ результатов. Результаты представлены на рисунке


Вопросы:

  1. Как называется национальное жилище бурят?

  2. Каких видов оно бывает?

  3. Для какого образа жизни подходит данное жилище?

  4. На сколько частей внутри делится традиционное бурятское жилище?

  5. Что находится в центре бурятского жилища?

  6. Что такое «хоймор»?

Из проделанного анализа можно сделать вывод: учащиеся начальных классов будут лучше знать национальное жилище бурят, если:

1.Написать реферат «Юрта – национальное жилище бурят».

2. Создать макет юрты.

3. Создать презентацию о юрте.































16