Самоопределение к деятельности. Постановка темы и цели урока | Совместно с учителем определяют тему и ставят цель на урок. - Прочитайте под каким девизом мы будем работать на уроке. - Как вы думаете, о каком литературном жанре пойдёт речь? - А что такое басня? Составим синквейн на тему «Басня». | Фронтальная Парная | «Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками». О басне. Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. В конце сформулирован вывод (мораль) 1. Басня. (1 существительное) 2. Короткая, мудрая.(2 прилагательных) 3. Учит, высмеивает, подсказывает. глагола) 4.Басня учит мудрости жизни.(Фраза, которая показывает отношение к теме) 5. Мораль.(Синоним первому слову) |
Актуализация знаний Обобщение и систематизация знаний. | - Назовите имя автора басен, с которыми мы познакомились на прошлых уроках? - Где он жил? - А кто знает имя русского баснописца? - Я хочу открыть вам тайну жизни И.А.Крылова, а мне поможет волшебное перо. - Я начну свой рассказ, а вы продолжите читать. - Узнайте, какие басни изображены на иллюстрациях. | Фронтальная Фронтальное | Эзоп. В Древней Греции. Иван Андреевич Крылов. Читают по слайдам. «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Кукушка и петух». «Лисица и ворона», «Мартышка и очки». |
Включение нового в систему знаний и повторения. | - Угадайте, как называется это произведение? Давайте поставим цель на урок. По каким признакам можно это узнать? Обратимся к биографии Крылова и найдём главные опорные слова, которые помогут нам решить эту проблему. По каким особенностям мы узнаем басню? Герои басен – звери. В басне есть МОРАЛЬ. Понятны даже детям. Напоминают сказки. Басни разыгрываются. - А пока я предлагаю вам посмотреть мультфильм и послушать басню в исполнении настоящего артиста. | Фронтальная | «Лебедь, Щука и Рак». Докажем, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» является басней. Перечитывают биографию Крылова. Выбирают критерии басни. Смотрят мультфильм и слушают басню. |
Первичное обсуждение. | Проводит беседу. - Какие чувства у вас вызывает этот просмотр? 2. Самостоятельное чтение детьми текста басни по учебнику на с. 11. - Какие непонятные слова встретились в тексте? Выскажите предположения. - Прочитайте словарик. Сравните со своими высказываниями. Вложите в тетрадь. Объясните выражение. «Из кожи лезут вон»
- Так, Почему же «воз и ныне там»? - Выскажите свои предположения. | | Интереса, радости, смеха. Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил. Дети выдвигают гипотезы. |
Закрепление нового материала. | - Чтобы достичь цели урока, необходимо провести доказательство того, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» - это басня. - Работаем в группе по заданиям. Распределите роли. Задания: 1 группа. Докажите, что в этом произведении герои - звери. Выберите нужные качества. Подтвердите текстом. Лебедь - … Щука – … Рак - … 2 группа: -Найти и прочитать мораль. Объяснить, как её понимаете. 3группа. Докажите, что это произведение напоминает сказку. 4 группа. Докажите, что дети любят разыгрывать басни. Выразительно прочитать басню и показать сценку. 5 группа. Доказать, что басни поучительны. Ответьте на вопрос: Чему учит это произведение? - Выступающие от каждой группы у доски дают доказательные ответы. | Групповая | Выполняют задания в группах. Разделяют роли в группе: Руководитель Схематизатор Держатель времени. Выступающий 1группа выбирает качества. Птица водоплавающая, гордая, красивая, с широким размахом крыльев. Рыба, хитрая, быстрая, прудах и реках обитает, хищница. Живет в реках, озёрах, прудах, плавает задом. «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает (Животные разговаривают). Роли: Автор, Лебедь, Щука, Рак, Воз. (3 мин) Учит тому, чтобы прежде чем что- то делать, надо договориться, как это делать. (Выступающие отвечают на вопросы заданий) |
Итог урока. Рефлексия Самооценка Практическая деятельность Рефлексия деятельности Домашнее задание | - Какую цель ставили на уроке? - Мы её достигли? По каким особенностям мы узнаем басню? Герои басен – звери. В басне есть МОРАЛЬ. Понятны даже детям. Напоминают сказки. Басни разыгрываются. - Определите, что узнали на уроке, Запишите в тетрадь , что хотите узнать. - Оцените свою работу в таблице. | | Доказать, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» является басней. Да. Таблица: Что понял(а) | Оценка | 1.Что такое басня. | | 2. Герои басен – звери. | | 3.Заканчивается МОРАЛЬЮ. | | 4.Напоминают сказки. | | 5.Басни разыгрываются. | | |