СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван Андреевич Крылов "Лебедь, Щука и Рак".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие учит детей умению определять басню, как литературный жанр, по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока чтения Лебедь»

Технологическая карта урока «Литературное чтение».

Учитель: Сарапульцева Ирина Александровна

Класс: 2.

УМК «Школа России»

Тема: И.А.Крылов. Басня «Лебедь,щука и рак»

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с биографией Ивана Андреевича Крылова и с его басней «Лебедь,щука и рак» .

2. Приобщать детей к чтению басен, выявлению морали басни.

3. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.

4. Развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения.

5. Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи

Планируемые результаты

Предметные: Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль произведении.

Метапредметные:

Регулятивные. Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение; определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные. Находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Коммуникативные. Уметь работать в группе, строить взаимоотношения (доносить свою позицию, понимать других). Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: Проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов. Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, рабочие тетради, презентация «Биография И.А.Крылова».











Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

Постановка темы и цели  урока

Совместно с учителем определяют тему и ставят цель на урок.


- Прочитайте под каким девизом мы будем работать на уроке.


- Как вы думаете, о каком литературном жанре пойдёт речь?


- А что такое басня?




Составим синквейн на тему «Басня».








Фронтальная













Парная




«Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками».


О басне.



Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

В конце сформулирован вывод (мораль)


1. Басня. (1 существительное)

2. Короткая, мудрая.(2 прилагательных)

3. Учит, высмеивает, подсказывает.

  1. глагола)

4.Басня учит мудрости жизни.(Фраза, которая показывает отношение к теме)

5. Мораль.(Синоним первому слову)



Актуализация знаний

Обобщение и систематизация знаний.













- Назовите имя автора басен, с которыми мы познакомились на прошлых уроках?

- Где он жил?


- А кто знает имя русского баснописца?


- Я хочу открыть вам тайну жизни И.А.Крылова, а мне поможет волшебное перо.


- Я начну свой рассказ, а вы продолжите читать.



- Узнайте, какие басни изображены на иллюстрациях.








Фронтальная






Фронтальное

Эзоп.


В Древней Греции.


Иван Андреевич Крылов.






Читают по слайдам.

«Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Кукушка и петух». «Лисица и ворона», «Мартышка и очки».


Включение нового в систему знаний и повторения.



































- Угадайте, как называется это произведение?


Давайте поставим цель на урок.



По каким признакам можно это узнать?

Обратимся к биографии Крылова и найдём главные опорные слова, которые помогут нам решить эту проблему.


По каким особенностям мы узнаем басню?

  1. Герои басен – звери.

  2. В басне есть МОРАЛЬ.

  3. Понятны даже детям.

  4. Напоминают сказки.

  5. Басни разыгрываются.


- А пока я предлагаю вам посмотреть мультфильм и послушать басню в исполнении настоящего артиста.

















Фронтальная


«Лебедь, Щука и Рак».



Докажем, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» является басней.


Перечитывают биографию Крылова.





Выбирают критерии басни.









Смотрят мультфильм и слушают басню.


Первичное обсуждение.





  1. Проводит беседу.


- Какие чувства у вас вызывает этот просмотр?


2. Самостоятельное чтение детьми текста басни по учебнику на с. 11.

- Какие непонятные слова встретились в тексте? Выскажите предположения.

- Прочитайте словарик. Сравните со своими высказываниями. Вложите в тетрадь.

Объясните выражение.

«Из кожи лезут вон» 



- Так,

Почему же «воз и ныне там»?

- Выскажите свои предположения.


Интереса, радости, смеха.



Лад – действовать совместно, не расходясь.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – повозка или сани с кладью.

Ныне – теперь, в настоящее время.

«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.





Дети выдвигают гипотезы.





Физминутка

Упражнения на внимание


Выполняют движения.

Закрепление нового материала.






















- Чтобы достичь цели урока, необходимо провести доказательство того, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» - это басня.

- Работаем в группе по заданиям. Распределите роли.

Задания:

1 группа.

Докажите, что в этом произведении герои - звери.

Выберите нужные качества. Подтвердите текстом.

Лебедь - …

Щука – …

Рак - …

2 группа:

-Найти и прочитать мораль. Объяснить, как её понимаете.

3группа. Докажите, что это произведение напоминает сказку.

4 группа. Докажите, что дети любят разыгрывать басни. Выразительно прочитать басню и показать сценку.

5 группа. Доказать, что басни поучительны. Ответьте на вопрос: Чему учит это произведение?


- Выступающие от каждой группы у доски дают доказательные ответы.






Групповая

Выполняют задания в группах.

Разделяют роли в группе:

  1. Руководитель

  2. Схематизатор

  3. Держатель времени.

  4. Выступающий

1группа выбирает качества.

Птица водоплавающая, гордая, красивая, с широким размахом крыльев.

Рыба, хитрая, быстрая, прудах и реках обитает, хищница.

Живет в реках, озёрах, прудах, плавает задом.

  • «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый

  • «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад

  • «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает

(Животные разговаривают).

Роли: Автор, Лебедь, Щука, Рак, Воз.

(3 мин)

Учит тому, чтобы прежде чем что- то делать, надо договориться, как это делать.

(Выступающие отвечают на вопросы заданий)


Итог урока.



Рефлексия














Самооценка











































Практическая деятельность



































































































































































































































































































































































































Рефлексия деятельности





















Домашнее задание





- Какую цель ставили на уроке?



- Мы её достигли?


По каким особенностям мы узнаем басню?

  1. Герои басен – звери.

  2. В басне есть МОРАЛЬ.

  3. Понятны даже детям.

  4. Напоминают сказки.

  5. Басни разыгрываются.


- Определите, что узнали на уроке, Запишите в тетрадь , что хотите узнать.


- Оцените свою работу в таблице.














































































Доказать, что произведение «Лебедь, Щука и Рак» является басней.


Да.


Таблица:

Что понял(а)


Оценка

1.Что такое басня.



2. Герои басен – звери.



3.Заканчивается МОРАЛЬЮ.



4.Напоминают сказки.



5.Басни разыгрываются.




Домашнее задание




Дифференцированное домашнее задание.


«5» - выучить басню; придумать свою историю с главной мыслью о том, «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»


«4» - выучить басню; «Радиотеатр».



Индивидуальная

Выбирают задания по желанию

на «5» или «4».


































Просмотр содержимого презентации
«Крылов биография»

Иван Андреевич Крылов «Лебедь,  щука  и рак »

Иван Андреевич Крылов

«Лебедь,

щука

и рак »

Я - ВОЛШЕБНОЕ ГУСИНОЕ ПЕРО …

Я - ВОЛШЕБНОЕ ГУСИНОЕ ПЕРО …

Иван Андреевич Крылов   Иван Андреевич родился в семье военнослужащего 13 февраля 1769 года в Москве

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич родился в семье военнослужащего

13 февраля 1769 года в Москве

Семья жила очень бедно, поэтому родители не смогли дать сыну хорошее образование.  После смерти отца, Иван был вынужден пойти на работу в одиннадцать лет. Он был писцом (переписывал деловые бумаги в Тверском суде.)

Семья жила очень бедно, поэтому родители не смогли дать сыну хорошее образование. После смерти отца, Иван был вынужден пойти на работу в одиннадцать лет. Он был писцом (переписывал деловые бумаги в Тверском суде.)

В 1809 году, когда ему было 40 лет, вышла первая книга басен Крылова.  Постепенно Иван Андреевич стал «Дедушкой Крыловым» - так прозвал своего любимца народ за простоту, добродушие, внимание к простым людям, любовь к животным.

В 1809 году, когда ему было 40 лет, вышла первая книга басен Крылова.

Постепенно Иван Андреевич стал «Дедушкой Крыловым» - так прозвал своего любимца народ за простоту, добродушие, внимание к простым людям, любовь к животным.

Иван Андреевич прожил 75 лет.  Крыловым было сочинено 204 басни, в которых он осуждал невежество, глупость, эгоизм, лень и другие человеческие недостатки.  Герои всех басен – звери , но ведут они себя, как люди.  Каждая басня – это маленькая сценка, которая заканчивается моралью.

Иван Андреевич прожил 75 лет.

Крыловым было сочинено 204 басни, в которых он осуждал невежество, глупость, эгоизм, лень и другие человеческие недостатки.

Герои всех басен – звери , но ведут они себя, как люди.

Каждая басня – это маленькая сценка, которая заканчивается моралью.

Я однажды слышало, как Крылов говорил, что его басни понятны детям, хотя написаны для взрослых.  Он считал, что басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни , передавать интонацию героев, подражать их голосам, любят рисовать картинки.  Басни поучительны . Доносят до ребёнка мысль о вреде дурных привычек и качеств характера.

Я однажды слышало, как Крылов говорил, что его басни понятны детям, хотя написаны для взрослых.

Он считал, что басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни , передавать интонацию героев, подражать их голосам, любят рисовать картинки.

Басни поучительны . Доносят до ребёнка мысль о вреде дурных привычек и качеств характера.

Маленькие мои друзья, если вы будете в Санкт-Петербурге, обязательно зайдите в Летний сад и полюбуйтесь на памятник, который поставлен «Дедушке Крылову». Он здесь вместе с любимыми героями басен.  До свидания, ребята. Я очень хочу, чтобы басни Крылова были в вашей домашней библиотеке, чтобы вы их читали и учили наизусть.

Маленькие мои друзья, если вы будете в Санкт-Петербурге, обязательно зайдите в Летний сад и полюбуйтесь на памятник, который поставлен «Дедушке Крылову». Он здесь вместе с любимыми героями басен.

До свидания, ребята. Я очень хочу, чтобы басни Крылова были в вашей домашней библиотеке, чтобы вы их читали и учили наизусть.