СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иван IV. Подготовка к ОГЭ.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе контрольно-измерительных материалов ОГЭ составлена задания, охватывающие как внутренную так и внешнюю политику Ивана Грозного.    

Просмотр содержимого документа
«Иван IV. Подготовка к ОГЭ.»


Иван IV. Подготовка к ОГЭ.

1. Что из названного было следствием «стояния на реке Угре» в 1480 г.?

1) осада ордынским войском Киева

2) завоевание Рязанского княжества

3) разгром войск Мамая

4) установление независимости русского государства от Орды


2. Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной радой в середине XVI в.?

1) формирование полков «иноземного строя»

2) введение рекрутского набора

3) создание стрелецкого войска

4) создание народного ополчения


3. Что из названного относится к результатам деятельности Избранной рады?

1) создание полков «иноземного строя»

2) отмена местничества

3) введение опричнины

4) отмена кормлений


4. Что из указанного относится к последствиям введения опричнины Иваном IV?

1) ослабление позиций бояр-вотчинников

2) укрепление военной мощи государства

3) рост населения Земщины

4) сокращение поместного землевладения


5. Что было одной из причин социально-экономического кризиса в начале 1580-х гг.?

1) опустошительные набеги ратей Золотой Орды

2) разорение земли опричниками

3) набег Тимура на Русь

4) разорение Москвы Тохтамышем


6. Кто из правителей впервые венчался на царство?

1) Василий III Иванович

2) Иван III Васильевич

3) Иван IV Васильевич

4) Фёдор Иванович


7. Деятельность Избранной рады, завоевание Казанского, Астраханского ханств относится к правлению

1) Ивана II 3) Ивана III

2) Василия III 4) Ивана IV


8. Кормления были отменены в годы правления

1) Василия III 3) Ивана III

2) Ивана II 4) Ивана IV


9. Разделение территории государства на земщину и опричнину осуществил

1) Иван Грозный

2) Фёдор Иванович

3) Фёдор Михайлович

4) Алексей Михайлович


10. Прочтите отрывок из указа и укажите дату его составления.

«Царь и великий князь всея Руси приговорил отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем… и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где бытии на цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полкам. А князем и дворяном большим, и детям боярским на цареве и великого князя службе… для дела бытии без мест».

1) 1470 г. 2) 1497 г. 3) 1533 г. 4) 1550 г.


11.В каком году был созван первый в истории России Земский собор?

1) 1447 г. 2) 1549 г. 3) 1601 г. 4) 1613 г.


12. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

1) «Указа о заповедных летах» 3) Судебника 1497 г.

2) Судебника 1550 г. 4) Соборного Уложения 1649 г.



13. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго

столбца.

ПОНЯТИЯ

А) опричнина


Б) посад


В) белые слободы


ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) до принятия Соборного уложения 1649 г. — территории в русском городе, жители которых были освобождены от государственных податей и повинностей

2) часть города за пределами Кремля, где жили ремесленники

3) часть государства с особым управлением, выделенная Иваном IV

4) порядок распределения служебных мест с учётом происхождения предков, знатности рода



А

Б

В




ОТВЕТ







14. Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния историка и укажите, под каким на­зва­ни­ем вошло в ис­то­рию правительство, о ко­то­ром идёт речь.

«О на­ча­ле правления Ивана можно даже сказать, что это была са­мо­дер­жав­ная монархия "с че­ло­ве­че­ским лицом" бла­го­да­ря реформам правительства, воз­глав­ля­е­мо­го Адашевым и Сильвестром. За де­сять лет сво­е­го пребывания у вла­сти правительство это про­ве­ло столько реформ, сколь­ко не знало ни­ка­кое другое де­ся­ти­ле­тие в ис­то­рии средневековой России. Правда, пред­по­сыл­ки реформаторской де­я­тель­но­сти складывались ещё до вы­хо­да Адашева и Силь­ве­ст­ра на ис­то­ри­че­скую сцену».

 

1) «Совет всея земли»

2) Избранная рада

3) Земский собор

4) Приказ тай­ных дел


15. Сравните особенности государственного устройства при Иване III и Иване IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) приказы — центральные исполнительные органы

2) Боярская дума — орган центральной власти в стране

3) Земские соборы — сословно-представительные учреждения

Черты сходства

Черты различия





4) отмена кормлений Ответ:



16. Сравните внутреннюю политику Ивана IV в годы деятельности Избранной рады и в годы опричнины.Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) преобразования проводились по воле царя

2) в результате преобразований в России была соз- Ответ:

дана сословно-представительная монархия

Черты сходства

Черты различия





3) цель преобразований — усиление власти царя

4) массовые опалы, расправа с боярами


17. Из работы историка А.А.Зимина и А.Л.Хорошкевича «Россия времён Ивана Грозного».

«….. Война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода В балтийское море не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряжённую войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И всё же… война была событием мирового значения. В ходе её был сокрушён Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.»


1.Укажите название войны и годы её ведения. Что было главной целью войны?

2.Использую текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх военно-политических причин поражения России в войне.

3.Используя текст документа и знания по курсу истории, назовите не менее трёх итогов войны.