СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из истории языкознания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех  языков мира. В мире существует  от 2,5 до 5 тысяч языков (хотя     народов по данным на 1983 г. около 1 тысяч). При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. 

Просмотр содержимого документа
«Из истории языкознания.»

Введение. Из истории языкознания


Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. В мире существует от 2,5 до 5 тысяч языков (хотя народов по данным на 1983 г. около 1 тысяч). При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирование и историческое развитие, классификация языков и др.

Внутри языкознания условно можно выделить общее языкознание и частное. Предметом изучения общего языкознания являются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, изучающее языковые универсалии, т.е. положения, которые действительны для всех языков мира (т.н. абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (т.н. статистические универсалии).

Частное языкознание обращено к изучению отдельных языков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.).

Языкознание как наука включает множество дисциплин, среди которых:

1)дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (например, лексикология, грамматика);

2)дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, с формированием его уровней (например, историческая фонетика, историческая грамматика, историческая лексикология );

3) дисциплины, описывающие функционирование языка в обществе (социолингвистика, диалектология, лингвогеография), изучающие широкий комплекс проблем, отражающих социальную природу языка, его общественные функции, роль в жизни общества и т. д.

4) дисциплины, занимающие комплексными проблемами, возникающими на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);

5) прикладные лингвистические дисциплины (экспериментальная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвестной письменности и т.д.).

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка – это ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонемный (фонетика, фонология, морфология), морфологический (морфология, словообразование), синтаксический и лексический (лексикология, семасиология).

Будучи наукой, о человеческом языке, языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно с историей.

Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно: с математикой, физикой, биологией, медициной, психологией.

Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древности (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Египте). Сознательное изучение языка началось с изобретения письменности и появления особых языков, отличных от разговорных.