Просмотр содержимого документа
«Из истории возникновения комсомольской ячейки села Большое Алдаркино»
Ячейка ВЛКСМ села Большое Алдаркино
(из воспоминаний М.Я.Андреева)
Под прогрессивным влиянием своих старших братьев Андреевых –Петра(директора школы),Александра(слушателя комвуза) и Вениамина(студента МГУ имени Ломоносова) у М.Андреева еще в 1927 году созрело решение – стать комсомольцем. В связи с тем, что в нашем селе не было комсомольской ячейки, Михаил вынужден был обратиться с заявлением в ячейку ВЛКСМ села Малой Елшанки, где вскоре был принят в комсомол. В начале 1928 года Михаилом был вовлечен в комсомол житель села Большое Алдаркино Иванов Александр Матвеевич. Он также был принятчерез ячейку села Малой Елшанки. Вскоре в село Большое Алдаркино прибыла в качестве уборщицы школы из села Борское комсомолка Францева Мария. Таким образом, в нашем селе стало три полноправных члена ВЛКСМ. А это, согласно Уставу, давало законное право ставить перед Райкомом комсомола вопрос о создании самостоятельной ячейки ВЛКСМ в селе Большое Алдаркино. Получив согласие комсомольцев, М.Андреев выехал в райком комсомола в село Борское, где был приветливо принят Первым секретарем райкома товарищем Василием Иголкиным. Согласившись на организацию комсомольской ячейки в селе Большое Алдаркино, В.Иголкин дал указания и рекомендации по всем организационным вопросам. Это было в начале 1928года. На первом этапе своего существования возникшая комсомольская ячейка столкнулась с такими трудностями как отсутствие необходимого опыта, рабочего помещения, денежных и других материальных средств. Однако комсомольцы не унывали, организованно и дружно брались за работу. Комсомольцы стремились завоевать авторитет и доверие односельчан, были энтузиастами во всех новых начинаниях и проводимых в селе хозяйственно- политических компаниях. Из поля зрения комсомольской организации не выходили и вопросы культурной работы.
В селе была создана изба-читальня. По инициативе комсомольцев был организован кружок художественной самодеятельности. Художественным руководителем кружка был энтузиаст этого дела директор школы Андреев Петр Яковлевич. Пьесы ставились на революционные, антирелигиозные и бытовые темы. Началось разучивание текста революционных песен в хоровом исполнении. На первом месте стоял партийный гимн «Интернационал». Самыми популярными песнями молодежи того времени были «Наш паровоз вперед лети!», «Молодая гвардия», «Смело мы в бой пойдем», «Наша юность непреклонно горяча». Центром проведения всех общественных и культурно-просветительных мероприятий был наскоро организованный клуб, доставшийся от переселившегося в другой дом священника Асташкина. Звуки возникшего хора как бы возвещали жителям захолустного чувашского села Большое Алдаркино о том, что у жителей- чувашей, хотя и с опозданием, но все-таки рождается очень дружная и сплоченная семья ленинского комсомола. В селе стало традицией отмечать торжественно все революционные праздники. Отмечали Октябрьские и Первомайские праздники, а также день Парижской Коммуны. Жители всего села собирались со знаменами, плакатами, лозунгами на площадь в центре села возле клуба, школы. Строились в колонны совместно с учениками школы и шествовали маршем до деревни Малое Алдаркино и обратно. Дети и взрослые слажено и дружно пели хором различные революционные песни. В процессе демонстрации выступал оратор, разъясняя происхождение и значение праздника, призывал граждан трудиться на благо родины.
В этот же период шла работа упорная и повседневная по расширению рядов ячейки комсомола. В члены ВЛКСМ принимали не всякого, только достойных. В числе первых были приняты в члены ленинского комсомола уже испытанные предварительно на практических делах дети бедняков – Иванов Илья и Петров Николай. Впоследствии они, как самые передовые и самые лучшие комсомольцы, получили путевки в высшие учебные заведения. Илья стал агрономом, а Николай - педагогом, который всю жизнь проработал учителем математики в родной школе.
Комсомольская ячейка продолжала расти, крепнуть, развиваться. Для идейной закалки комсомольцев были созданы кружки политического образования. Борский райком партии идейное воспитание молодежи взял в свои руки. В село был прислан на постоянную работу пропагандистом член КПСС тов. Ларионов и это позволило по-настоящему взяться за учебу. Посещение занятий этого кружка было железным правилом для всех комсомольцев. Основным методом учебы была беседа. Но комсомольцы воспитывались не только в кружках, за школьной партой, но главным образом на практических делах. Воспитательная работа у комсомольцев была не самоцелью, она помогала в работе и повышала уровень сознания молодежи. Учились без отрыва от работы, по ночам, сочетая труд и учебу.
Комсомольские собрания также были хорошей школой воспитания. Собирались не реже одного раза в неделю. Обсуждались вопросы «компанейского характера»: о подписке на заем, о налоговой политике, об участии комсомольцев в хлебозаготовках, о политической учебе.
Комсомольцам тридцатых годов приходилось начинать строительство социализма в условиях экономической разрухи: преодолевали огромные материальные затруднения, лишения.