СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья.Из опыта формирования национального самосознания подрастающего поколения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование национального самосознания, национальной и культурной идентификации – важнейшая воспитательная и образовательная задача школы. Особую актуальность она приобретает на переломных моментах истории, когда крушатся устоявшиеся общественные ценности, заново выстраивается ряд духовных приоритетов. Тогда обращение к своим национальным и культурным корням может стать для России «островком выживания».

Просмотр содержимого документа
«Статья.Из опыта формирования национального самосознания подрастающего поколения»

Кузьмина

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ


Формирование национального самосознания, национальной и культурной идентификации – важнейшая воспитательная и образовательная задача школы. Особую актуальность она приобретает на переломных моментах истории, когда крушатся устоявшиеся общественные ценности, заново выстраивается ряд духовных приоритетов. Тогда обращение к своим национальным и культурным корням может стать для России «островком выживания».

Роль педагога – помочь ребенку осознать свою принадлежность к определенной нации, к определенной культуре, усвоить ее ценности. В помощь педагогу – содержание большинства учебных курсов, та социокультурная среда, которая окружает ребенка в школе. Особо остановимся на курсе История Отечества.

Формированию национальной идентификации способствуют два направления в преподавании родной истории:

  • так называемая эгоистория (соотнесение исторических вех страны и истории своего рода, своей семьи);

  • краеведение (регионоведение).

Причем, эти направления не всегда явно прослеживаются в теме урока, они могут звучать на уроке вскользь, но всегда оживляют исторический материал, приближают историческое прошлое к нам.

Встречу со своим «родным, кровным» я организую на первом же, вводном, уроке. Темой первого урока истории в любом классе неизменна – «Великий и загадочный Санкт-Петербург».

Почему загадочный? Потому что путешествуя по нашему городу в любую историческую эпоху, нужно ответить на множество вопросов. Например:

  1. О каком древнем памятнике идет речь? «Крепостные ворота украшены изящной деревянной резьбой. Наверху на воротах фигура святого Петра в человеческий рост, с двумя большими ключами в руке… Над воротами находится большой черный русский орел; на его головах короны, в когтях правой лапы он держит скипетр, левой - державу».

Конечно это описание триумфальных ворот Петропавловской крепости:

  1. Нгуэн Зюй, поэт и философ из Вьетнама, так описал это место:

Я брожу от картины к картине,

И любая – как дивный мираж.

Мрамор, золото, боги, богини,

Это супермузей…

Продолжите строчку автора (эрмитаж).

В помощь учителю для подготовки к данному уроку множество литературы и страниц Интернета.1

К истории города обращаемся постоянно. 8 класс - класс изучения рождения и становления новой столицы Российского государства. И здесь не обойтись без экскурсий, на которых закрепляется и углубляется материал уроков: Эрмитаж, Домик Петра, Петропавловская крепость, Екатерининский дворец в Царском селе. В 9 классе нельзя говорить о декабристах, не побывав на сенатской площади; о живописи «Передвижников», не посетив Русский музей; о гибели Александра Второго, не посетив Храм спаса на крови. В 10 классе обязательны экскурсии на крейсер «Аврору», в Смольный и Таврический дворец.

И все годы обучения мы выстраивает военно-патриотическую работу с воспитанниками, встречаясь с ветеранами в Музее обороны и блокады Ленинграда, отдаем дань памяти у па мятника пионерам-героям в Таврическом саду и др.

Город не забывает свою историю. Бережно относиться к ней должны и мы.

Изучая историю России советского периода, ученики и учитель обращаются к семейным архивам. Ученикам трудно понять те государственные устои. Трудно простить жестокое отношение государства к «Врагам народа». Трудно представить, что адский труд заключенных сталинских лагерей основам не только на страхе, как это показано в музее политической истории. После экскурсии в зал музея, где выложена гора камней (трехдневная выработка заключенных) учитель рассказывает о своих предках, бывших государственных крестьянах Камышинского уезда Саратовской губернии, которые не поняли Советскую власть, не вошли в колхоз, за что были раскулачены и прошли «круги ада», выжили, вернулись домой. И дед сказал: «И при царе тоже было тяжело. А бывало и невмоготу»2. Современным детям, знакомым с правами человека, не понять менталитет того поколения, которое совершало трудовые подвиги (стахановцы) во имя далекого будущего.

В продолжение рассказов о своей родовой старине у детей возникает потребность записать свое родословие, восстановить свои корни. В работе с родословием вывают удивительные находки в архивах. Так, благодаря фамилии Заварицкие, относящейся к польской шляхте, перебежавшим в Россию в XV веке, мы провели исследования нашли интересные факты, которые прозвучали на уроках истории.

«Первым Заварицким, упомянутым в архивных документах, был Михаил. По материалам Уральского генеалогического общества нам известно, что Михаил Михайлович Заварицкий3 был шляхтич, проживавший в Козелецком округе Киевской губернии. Доподлинно известно, что у Михаила было три сына – Никифор (годы жизни 1762 - 1823), Емельян и Иван, а также дочь Варвара. О двух последних сведений совсем мало. В одном из документов сказано, что Иван - шляхтич, по болезни не служил, а Варвара 16 лет от роду вышла замуж за пензенского мещанина Ивана Егоровича Павлухина и тем самым лишила своих будущих детей прав на потомственное дворянство.

Старший сын Михаила Заварицкого - Никифор родился в 1762 году. В том же году император Петр III издал «Манифест о даровании вольности и свободы всероссийскому дворянству» и тем самым положил начало привилегиям дворянского сословия. Действия Петра III в известной мере были продиктованы начавшимся в то время процессом оскуднения основной части дворянства, что привело к увеличению количества мелкопоместных, а то и вовсе беспоместных дворян, мало походивших на представителей «благородного правящего сословия». Именно к этой категории дворянства и принадлежала семья Заварицких.

Екатерина II, взошедшая на трон 28 июля, всe того же, 1762 года, поначалу была не чужда либеральных взглядов. Дружба с Вольтером и Дидро так повлияла на настроения императрицы, что у нее даже созрел план постепенного освобождения крестьянства. Однако Пугачевский бунт 1773-1774 годов резко изменил отношение императрицы к устройству государства. После французской революции, по выражению К. Валишевского, утопившей в крови философские идеалы императрицы, Екатерина II сделала окончательный выбор в пользу привилегированного класса, каковым, по ее мнению, могло быть только дворянство.

В 1773 году произошел первый раздел Польши, по которому Россия приобрела Восточную Белоруссию, Австрия – Галицию, а Пруссия – территрию в бассейне реки Нотец. Пруссия и Австрия, вполне удовлетворенные приобретением новых земель, перестали вмешиваться во внутренние дела Польши. Россия стремилась закрепить за собой приобретенные польские земли.

Михаилу Заварицкому стало ясно, что отныне будущее своих подрастающих сыновей можно обеспечить только через дворянские привилегии, для получения которых надо верой и правдой послужить России, что являлось в то время весьма почетным. Так со временем фамилия Заварицкие появляется в Дворянской родословной книге Пензенской, Рязанской, Уфимской губерний.

В семейном архиве Заварицких сохранилось много фотографий, описаний жизни предков. Но революция оказалась немилосердна к большинству госслужащих из рода Заварицких: казнены, пропали без вести.

А потомок Заварицкий Вячеслав Вениаминович оказался талантливым художником, прервал традицию «государевой службы».

И сколько их, крепких, умных родов пострадали в лихолетье!

Мне пришлось пережить 1990-е годы. В России все повторяется. Но Россия жива своими преданными и талантливыми сынами и дочерьми.

В целом, анализ результатов работы по краеведению и эгоистории показал, что у учащихся от урока к уроку проявляется осознание общности исторического прошлого своего города и страны, представление о родной земле, ее судьбе, этнических и социокультурных корнях.


Приложение 1

Список источников по истории Санкт-Петербурга:

1. Авсеенко, В. Г. История города С.- Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк / В.Г. Авсеенко. - М.: Сотис-Мед, 1993. - 239 c.
2. Божерянов, И. Н. Невский проспект. 1703-1903. Культурно-исторический очерк жизни Санкт-Петербурга - XVIII и XIX. Выпуск 4 / И.Н. Божерянов. - М.: Поставщик Двора Его Императорского Величества А. И. Вильборг, 1981. - 386 c.
3. Бройтман, Л. И. Гороховая улица / Л.И. Бройтман. - М.: Крига, 2010. - 424 c.
4. Веретин, А. И. Мариинский дворец в истории Санкт-Петербурга и России / А.И. Веретин, Г.Ф. Петров. - М.: Санкт-Петербург, 1995. - 300 c.
5. Красавкин, В. К. Здесь град Петра и флот навеки слиты. История морских частей в городе на Неве (1703-2003) / В.К. Красавкин, Ф.С. Смуглин. - М.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 2004. - 608 c.
6. Михайлов, А. М. Санкт-Петербург. 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов. - М.: Эксмо, 2010. - 320 c.
7. Шуйский, В. К. Имперские дворцы Санкт-Петербурга / В.К. Шуйский. - Москва: ИЛ, 2006. - 320 c.
8. Ермолаев Л.К. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края. Учебник для начальной школы.- СПб: СМИО Пресс, 2008.-176 с.

9. Тематические страницы Интернета.

Приложение 2

Мой дед по материнской линии Талызин Его Алексеевич - уроженец села Антиповка Камышинского уезда Саратовской губернии. Как и все односельчагне крестьянствовал. В 1913 году в возрасте 17 лет женился на Васиной Федосии Дмитриевне. Семья разрасталась, рядом с домом отца поставили дом семье сына. Но пожить в этом доме не пришлось.

В 1915 году Егора взяли в армию. Он попал на германский фронт первой мировой войны, где пробыл до конца 1918 года. Затем служил до 1921 года в Красной армии. После гражданской войны вернулся в родную Антиповку. Семь лет ждала его молодая жена.

После военных лихолетий потихоньку жизнь налаживалась. Росло хозяйство. Когда женился младший брат Егора Павел, рабочих рук прибавилось. У Егора с Федосьей рождались дети - выжили две девочки Анна и Анастасия.

Но наступило 28 февраля 1930 года. Семьи Талызиных посчитали кулаками и согласно ст. 58 п.10 УК РСФСР "За антисоветскую агитацию" отправили по лагерям. Дед мой с отцом попал на строительство Беломоро-балтийского канал, его брат с семьей на шахты Кузнецкого угольного бассейна.

Моя бабушка смогла под чужим именем сбежать из Антиповки в Сталинград, где устроилась на стройку Сталинградского тракторного завода.

Накануне Великой Отечественной войны дед вернулся к своей семье (списан по болезни). вернулись в Антиповку. Начали все заново. На выделенной земле построили землянку, рядом с которой долго и трудно до 1959 года строили дом.


1 См. Приложение 1

2 См. Приложение 2

3 Заварицкие//сайт «Татищевский край». [Электронный ресурс]. URL: http://tatiskray.ru/index.html?4/132.htm