Из опыта использования
технологии разноуровневой дифференциации
Подготовила:
Учитель математики 1 кв.категории
Кутимская Евгения Александровна
МОУ Казачинская СОШ
с. Казачинское
МО «Казачинско-Ленский район»
Циклопоточная система обучения
I.
Все современные педагогические технологии предполагают признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно ориентированного подхода в образовании является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации обучения является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка. Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, общепедагогическом, социальном). При внутренней дифференциации происходит деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения.
В особую может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам отличают различные виды дифференцированных групп. Например, по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня, компенсирующего, адаптирующего уровня. В настоящее время наибольшее распространение получила именно эта форма дифференциации.
В основе этой технологии лежат идеи, принципы технологии разноуровневого обучения, главной из которых является следующая: различия учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего к времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Учителя отмечают положительные аспекты этой технологии:
— повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
— ребенку легче учиться в группе, где собраны одинаковые дети;
— повышение уровня «я-концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
— у учителя появляется возможность помочь слабому, уделять внимание сильному;
— нет необходимости в снижении общего уровня преподавания;
— появилась возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Но существуют и отрицательные аспекты, которые тоже уже выявлены и которые учителя стараются свести до минимума:
— снижение уровня мотивации и уровня самооценки в слабых группах;
— перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
— слабые лишаются возможности тянуться за более сильными получать от них помощь, соревноваться с ними.
Данные отрицательные аспекты преодолимы при внедрении дифференциации внутри потока. Целесообразность внедрения ЦПСО разрезе разноуровневой дифференциации обусловлена:
— реальными дидактическими возможностями (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);
— насущной необходимостью ситуации (результатами диагностик, требованиями родителей, социальными запросами);
— тем, что она не приводит к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка:
— достаточной эффективностью и результативностью обучения