СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта проведения занятий по химии в загородном лагере

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта проведения занятий по химии в загородном лагере»

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ В ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ

Навалихина О.В.

КОГОАУ «Лицей естественных наук», г. Киров, Кировская область


С 2017 года Лицей естественных наук присоединился к июньской «Лицейской смене» в детском оздоровительном лагере «Вишкиль», сплачивающей ребят из четырех ведущих лицеев Кировской области. Уникальность смены в том, что практически каждый день кроме мероприятий, традиционных для загородных лагерей, здесь есть еще и учебные занятия.

В первой смене с нашим участием я вводила учеников 6 класса в «Мир химии». К началу смены ребята прослушали пропедевтический курс «Введение в естественнонаучные предметы». В лагере состоялось десять теоретических занятий продолжительностью 75 минут каждое:

  • Вещества вокруг тебя, оглянись! (Вещество, тело, материал, свойства веществ);

  • Физические и химические процессы вокруг нас;

  • Вещества и элементы (Простое вещество, сложное вещество, химический элемент, смеси);

  • Что такое «чистота»? (Однородные и неоднородные смеси веществ, способы их разделения);

  • Хроматография (Сорбция и десорбция, адсорбент);

  • Из чего состоят вещества? (Атом, молекула, простые и сложные вещества);

  • О растворах с калькулятором! (Раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля вещества в растворе);

  • Что написано пером, не вырубить топором (Символы химических элементов, химические формулы, уравнения реакций, закон сохранения массы вещества);

  • Почему они такие? (Химические формулы, валентность);

  • Индикаторы вокруг нас (Кислота, щелочь, кислотно-основные индикаторы).

Каждое занятие включало в себя часть теоретического материала, совместное выполнение заданий рабочей тетради и самостоятельное решение тренажера. Были проведены практические работы: изучение признаков химических реакций (изменение энергии, изменение окраски, запаха и вкуса, образование и растворение осадков, выделение газа); хроматография хлорофилла, извлеченного из хвои сосны и листьев травянистых растений, произрастающих вокруг учебного корпуса; изучение возможности использования цветковых растений в качестве кислотно-основных индикаторов (материал для опытов был собран в ходе знакомства с территорией лагеря).

В 2018 году занятия группы учеников, закончивших 7 класс нашего Лицея и изучавших в рамках пропедевтики курс «Введение в химию», были посвящены знакомству с основными классами неорганических соединений. Теоретические занятия также сочетались с практическими работами. Особое внимание уделялось выработке умения извлекать информацию из справочных материалов (периодическая система химических элементов, таблица растворимости и ряд активности металлов).

Отличительной особенностью смены также является выполнение учащимися трех образовательных проектов. Все отряды делятся на несколько проектных групп по 4-6 человек. Запуск проекта предполагает параллельное чтение лекций на определенную тему преподавателями различных дисциплин (математика, биология, история, география, химия). При чтении лекции необходимо учесть разный возраст и уровень подготовки детей по предмету. Группа должна направить по представителю на каждую лекцию. Затем все участники группы обмениваются информацией друг с другом и выполняют от 25 до 40 многопредметных заданий на тему проекта. Задания одинаковы для всех учеников, часть их рассчитана на общую эрудицию, ответы на часть заданий были озвучены на лекциях в явном виде, часть заданий требует применения полученных знаний в новых условиях, часть заданий носит творческий и/или экспериментальный характер. На выполнение их отводится 4 дня, а результаты подводятся в нескольких возрастных категориях. В 2017 году школьники выполнили следующие проекты: «Двенадцать», «Дерево» и «Зеленый».

Как в 2017, так и в 2018 году силами моих юных химиков и при участии методиста Центра дополнительного образования одаренных школьников Марины Александровны Бакулевой в «Лицейской смене» были проведены вечера занимательной химии (реактив-шоу) для всех желающих. Наши ребята самостоятельно показывали и объясняли эффектные химические опыты. Каждое такое публичное выступление готовит школьника к устному ответу на уроке или экзамене, к участию в турнире или на научной конференции, просто позволяет почувствовать ситуацию успеха.

Кроме того, знакомство с преподавателем ЦДООШ, с некоторыми старшими воспитанниками кружков позволяет детям понять, что химию можно изучать не только на уроках, а значит, на будущий год некоторые из учащихся придут на кружок сами и приведут своих друзей.