Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Гномик»
г. Южно–Сахалинск, пл. р - он Луговое, ул. Дружбы, 103
Проектная деятельность в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи»
Автор проекта:
Учитель – логопед Анкудинова Юлия Николаевна
Представляю вам опыт работы «Совместная проектная деятельность учителя – логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи»
Собственный опыт позволяет ответить однозначно в работе с детьми, имеющими речевую патологию нужно использовать инновации.
Дети с нарушением речи возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями.
Детально разобравшись в предмете, легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что заранее нужно изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля
Направление проекта: Одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.
Совместный подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитание и устранение речевых нарушений.
Использование широкого спектра попевок, упражнений и игр с пением и движением.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта : дети с нарушениями речи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотеза проекта: Почему возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда?
Да потому, что можно сколько угодно повторять упражнения, и даже добиваться определённых успехов, но как только эта работа начинает выполняться под музыку, результат улучшается в разы. Ведь музыка это мощный фактор физиологического и психологического воздействия на организм человека. И поскольку у нас уже имелся положительный опыт совместной работы, логично было продолжить и расширить его.
Задачи проекта :
Пробудить ребенка активно участвовать в процессе коррекции речи.
Развивать речевые и творческие способности детей.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Увеличить объем коррекционного воздействия.
Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
Побуждать детей к совместной деятельности.
Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
О жидаемый результат : Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода как способа организации коррекционного процесса, во взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год (учебный год)
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:
- Движение
- Чувство ритма
- Слушание музыки
- Пение
В диагностическом исследовании приняли участие всего 28 воспитанников:
старшая группа - 10 детей
подготовительная группа - 18детей
Уровень развития музыкальных способностей Начало учебного года Конец учебного года
Мониторинг развития детей посещающих детский сад «Гномик» по результатам первичной диагностики в сентябре 2015 года
Нарушение двух групп звуков свистящих и шипящих отмечалось у 16,7% детей, трех групп свистящих, шипящих, [Р], [Л] у 43%;
[Р] или [Л] у 40% детей.
Соотношение детей, имеющих и не имеющих речевые нарушения посещающих МБДОУ «Детский сад №23 «Гномик»
Проанализировав и обсудив результаты диагностики, разработали содержание деятельности по реализации проекта учителя – логопеда и музыкального руководителя.
Ритмические и динамические упражнения
Пение
Упражнения на дыхание, голос и артикуляцию
Общеразвивающие упражнения
Игры по мелкой моторике
Упражнения на развитие музыкального
размера или темпа
Игры на внимание
Игра на музыкальных инструментах
Речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него.
Комплексные упражнения на согласование речи с движением и музыкальным сопровождением
Самомассаж рук с предметами и без предметов
Педагогические задачи
Развитие мелкой моторики
Логопед
Музыкальный руководитель
Развитие мимики
Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Массаж лица. Гимнастика мимических мышц.
Развитие речевого дыхания
Танцевальные движения.
Развитие выразительности в пении и танце, пляски и хороводы.
Развитие голоса
Скороговорки.
Произвольное формирование мимических поз.
Театр с использованием кукол бибабо
Звуковая гимнастика.
Связь мимики с интонацией
Игры на ориентировку в пространстве.
Развитие фонематического
Использование музыкальных духовых инструментов.
Упражнения на поддувание.
Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.
Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
Развитие
Распевки.
Дифференциация ротового и носового дыхания.
Чтение стихов с выделением фонем.
слуха
Использование попевок.
Упражнения на дыхание в танце.
Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
Развитие грамматического
Выработка нижнедиафрагмального дыхания
артикуляции
Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата
Хоровое и индивидуальное пение.
Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.
Разучивание и пение песен.
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Развитие словаря
строя речи
Музыкально-ритмические движения.
Развитие
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Пение песен со звукоподражанием
Преодоление аграмматизма
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие словаря.
Развитие монологической речи
Формирование навыков составления диалога
диалогической речи
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Кукольный театр.
Драматизация.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие желания говорить.
Развитие коммуникативных навыков
Кукольный театр и куклы бибабо.
Разучивание текстов песен, текстов и монологов к спектаклям, драматизациям,
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Логопедические этюды и коммуникативные игры
Музыкальные спектакли.
Участие детей в музыкальных представлениях, сценках, играх.
Реализация проекта началась с накопления
знаний и получения навыков участниками
проекта его подготовительного этапа
(информационно-аналитический , в
настоящее время проходит реализация
основного этапа проекта (практического)
пройдены дорожки красивой речи:
«Послушный ветерок» , «Сказка о Веселом
Язычке », «Рифмушки» , «Все по порядку», «Трудные звуки» целью, которых формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову развитие фонематического слуха и восприятия через синтез музыки, движений и речи. Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей .
Повышение компетенции воспитателей в данной области и привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания.
На фото представлены некоторые материалы в помощь родителям.
С целью повышения уровня компетенции родителей и педагогов провели семинар – практикум. Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастикам.
Здесь представлены фотографии с СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА, на котором учитель – логопед и музыкальный руководитель показали, одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи и как можно интересно работать с ребенком и «скучное» занятие сделать интересным и продуктивным.
В результате реализации проекта организуем выставки на которых, представляем авторские специальные пособия для занятий выполненные родителями и детьми. Презентации получаются очень интересными. Фотографии демонстрируют фрагменты с презентации, на которой ребята рассказали и показали действие своих авторских пособий.
На фото представлены материалы в помощь родителям на тему игрового тренинга: «Трудные звуки»
Использование на занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции. Дети показали как в процессе закрепления правильного произношения звуков можно играть и дома по заданию учителя-логопеда
Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука.
Фотографии демонстрируют фрагменты работы с пособием изготовленным родителями «Поезд», показали как свои знания так и применение пособия .
Ниже представлены фото с итогового праздника на дорожке «Очень важные словечки»
Конечным продуктом проекта будет являться :
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления: Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции : внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции : периодическое возвращение к пройденному материалу. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. Пути коррекции : проведение мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе поиск и разработка инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Главным достижением считаем, что сумели решить сложнейшие задачи, не вызывая у детей затруднений, а вызывая лишь радость, интерес и желание.
Хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.