СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в работе  с детьми имеющими нарушения речи:  «По дорожкам красивой речи» 

Автор проекта:

Учитель – логопед Анкудинова Юлия Николаевна

Опыт представлен на городском МО.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы»

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Гномик»  г. Южно–Сахалинск, пл. р - он Луговое, ул. Дружбы, 103          Проектная деятельность в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи»  Автор проекта: Учитель – логопед Анкудинова Юлия Николаевна     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Гномик»

г. Южно–Сахалинск, пл. р - он Луговое, ул. Дружбы, 103

 

Проектная деятельность в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи» 

Автор проекта:

Учитель – логопед Анкудинова Юлия Николаевна

 

 

Представляю вам опыт работы «Совместная проектная деятельность учителя – логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи»  Собственный опыт позволяет ответить однозначно в работе с детьми, имеющими речевую патологию нужно использовать инновации. Дети с нарушением речи возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.  Разница заключается только в том, что заранее нужно изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля

Представляю вам опыт работы «Совместная проектная деятельность учителя – логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми имеющими нарушения речи: «По дорожкам красивой речи» 

Собственный опыт позволяет ответить однозначно в работе с детьми, имеющими речевую патологию нужно использовать инновации.

Дети с нарушением речи возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями.

Детально разобравшись в предмете, легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. 

Разница заключается только в том, что заранее нужно изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля

Направление проекта: Одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую. Совместный подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитание и устранение речевых нарушений. Использование широкого спектра попевок, упражнений и игр с пением и движением. Проект предназначен для детей 5 – 7 лет Участники проекта : дети с нарушениями речи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.  Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Направление проекта: Одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Совместный подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитание и устранение речевых нарушений.

Использование широкого спектра попевок, упражнений и игр с пением и движением.

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет

Участники проекта : дети с нарушениями речи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. 

Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Гипотеза проекта: Почему возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда?

Да потому, что можно сколько угодно повторять упражнения, и даже добиваться определённых успехов, но как только эта работа начинает выполняться под музыку, результат улучшается в разы. Ведь музыка это мощный фактор физиологического и психологического воздействия на организм человека. И поскольку у нас уже имелся положительный опыт совместной работы, логично было продолжить и расширить его.

Задачи проекта :

Пробудить ребенка активно участвовать в процессе коррекции речи. 

Развивать речевые и творческие способности детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 

Увеличить объем коррекционного воздействия.

Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 

Побуждать детей к совместной деятельности.

Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 

Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

О жидаемый  результат :  Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.  Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.  Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.  Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода как способа организации коррекционного процесса, во взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.  Вид  проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.  Срок  реализации проекта – 1 год (учебный год)

О жидаемый результат :  Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 

Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода как способа организации коррекционного процесса, во взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный. 

Срок реализации проекта – 1 год (учебный год)

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:  Движение Чувство ритма Слушание музыки Пение  В диагностическом исследовании приняли участие всего 28 воспитанников: старшая группа - 10 детей подготовительная группа - 18детей

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:

  • Движение
  • Чувство ритма
  • Слушание музыки
  • Пение

В диагностическом исследовании приняли участие всего 28 воспитанников:

старшая группа - 10 детей

подготовительная группа - 18детей

Уровень развития музыкальных способностей   Начало учебного года Конец учебного года

Уровень развития музыкальных способностей Начало учебного года Конец учебного года

Мониторинг развития детей посещающих детский сад «Гномик» по результатам первичной диагностики в сентябре 2015 года Нарушение двух групп звуков свистящих и шипящих отмечалось у 16,7% детей, трех групп свистящих, шипящих, [Р], [Л] у 43%; [Р] или [Л] у 40% детей.

Мониторинг развития детей посещающих детский сад «Гномик» по результатам первичной диагностики в сентябре 2015 года

Нарушение двух групп звуков свистящих и шипящих отмечалось у 16,7% детей, трех групп свистящих, шипящих, [Р], [Л] у 43%;

[Р] или [Л] у 40% детей.

 Соотношение детей, имеющих и не имеющих речевые нарушения посещающих МБДОУ «Детский сад №23 «Гномик»

Соотношение детей, имеющих и не имеющих речевые нарушения посещающих МБДОУ «Детский сад №23 «Гномик»

Проанализировав и обсудив результаты диагностики, разработали содержание деятельности по реализации проекта учителя – логопеда и музыкального руководителя. Ритмические и динамические упражнения Пение Упражнения на дыхание, голос и артикуляцию Общеразвивающие упражнения Игры по мелкой моторике Упражнения на развитие музыкального размера или темпа Игры на внимание Игра на музыкальных инструментах Речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него. Комплексные упражнения на согласование речи с движением и музыкальным сопровождением Самомассаж рук с предметами и без предметов

Проанализировав и обсудив результаты диагностики, разработали содержание деятельности по реализации проекта учителя – логопеда и музыкального руководителя.

Ритмические и динамические упражнения

Пение

Упражнения на дыхание, голос и артикуляцию

Общеразвивающие упражнения

Игры по мелкой моторике

Упражнения на развитие музыкального

размера или темпа

Игры на внимание

Игра на музыкальных инструментах

Речевые упражнения с музыкальным сопровождением и без него.

Комплексные упражнения на согласование речи с движением и музыкальным сопровождением

Самомассаж рук с предметами и без предметов

Педагогические задачи

Развитие мелкой моторики

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мимики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Массаж лица. Гимнастика мимических мышц.

Развитие речевого дыхания

Танцевальные движения.

Развитие выразительности в пении и танце, пляски и хороводы.

Развитие голоса

Скороговорки.

Произвольное формирование мимических поз.

Театр с использованием кукол бибабо

Звуковая гимнастика.

Связь мимики с интонацией

Игры на ориентировку в пространстве.

Развитие фонематического

Использование музыкальных духовых инструментов.

Упражнения на поддувание.

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Развитие

Распевки.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Чтение стихов с выделением фонем.

слуха

Использование попевок.

Упражнения на дыхание в танце.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Развитие грамматического

Выработка нижнедиафрагмального дыхания

артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата

Хоровое и индивидуальное пение.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Разучивание и пение песен.

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Развитие словаря

строя речи

Музыкально-ритмические движения.

Развитие

Разучивание текстов песен. Драматизация.

Пение песен со звукоподражанием

Преодоление аграмматизма

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие словаря.

Развитие монологической речи

Формирование навыков составления диалога

диалогической речи

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Кукольный театр.

Драматизация.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие желания говорить.

Развитие коммуникативных навыков

Кукольный театр и куклы бибабо.

Разучивание текстов песен, текстов и монологов к спектаклям, драматизациям,

Воспитание навыков овладения монологической речью.

Логопедические этюды и коммуникативные игры

Музыкальные спектакли.

Участие детей в музыкальных представлениях, сценках, играх.

 Реализация проекта началась с накопления  знаний и получения навыков участниками  проекта его подготовительного этапа  (информационно-аналитический , в  настоящее время проходит реализация  основного этапа проекта (практического)  пройдены дорожки красивой речи:  «Послушный ветерок» , «Сказка о Веселом  Язычке », «Рифмушки» , «Все по порядку», «Трудные звуки» целью, которых формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову развитие фонематического слуха и восприятия через синтез музыки, движений и речи. Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.  Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей .  Повышение компетенции воспитателей в данной области и привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания.

Реализация проекта началась с накопления

знаний и получения навыков участниками

проекта его подготовительного этапа

(информационно-аналитический , в

настоящее время проходит реализация

основного этапа проекта (практического)

пройдены дорожки красивой речи:

«Послушный ветерок» , «Сказка о Веселом

Язычке », «Рифмушки» , «Все по порядку», «Трудные звуки» целью, которых формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову развитие фонематического слуха и восприятия через синтез музыки, движений и речи. Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. 

Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей . 

Повышение компетенции воспитателей в данной области и привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания.

 На фото представлены некоторые материалы в помощь родителям.

На фото представлены некоторые материалы в помощь родителям.

С целью повышения уровня компетенции родителей и педагогов провели семинар – практикум. Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастикам.

С целью повышения уровня компетенции родителей и педагогов провели семинар – практикум. Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастикам.

Здесь представлены фотографии с СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА, на котором учитель – логопед и музыкальный руководитель показали, одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи и как можно интересно работать с ребенком и «скучное» занятие сделать интересным и продуктивным.

Здесь представлены фотографии с СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА, на котором учитель – логопед и музыкальный руководитель показали, одно из интересных направлений развития детей, это объединение музыки, движения и речи и как можно интересно работать с ребенком и «скучное» занятие сделать интересным и продуктивным.

В результате реализации проекта организуем выставки на которых, представляем авторские специальные пособия для занятий выполненные родителями и детьми. Презентации получаются очень интересными. Фотографии демонстрируют фрагменты с презентации, на которой ребята рассказали и показали действие своих авторских пособий.

В результате реализации проекта организуем выставки на которых, представляем авторские специальные пособия для занятий выполненные родителями и детьми. Презентации получаются очень интересными. Фотографии демонстрируют фрагменты с презентации, на которой ребята рассказали и показали действие своих авторских пособий.

На фото представлены материалы в помощь родителям на тему игрового тренинга: «Трудные звуки»

На фото представлены материалы в помощь родителям на тему игрового тренинга: «Трудные звуки»

Использование на занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции. Дети показали как в процессе закрепления правильного произношения звуков можно играть и дома по заданию учителя-логопеда

Использование на занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции. Дети показали как в процессе закрепления правильного произношения звуков можно играть и дома по заданию учителя-логопеда

Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука. 

Дети старшего дошкольного возраста презентовали участникам свои умения и научили мам и пап приемам исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука. 

Фотографии демонстрируют фрагменты работы с пособием изготовленным родителями «Поезд», показали как свои знания так и применение пособия .

Фотографии демонстрируют фрагменты работы с пособием изготовленным родителями «Поезд», показали как свои знания так и применение пособия .

   Ниже представлены фото с итогового праздника на дорожке «Очень важные словечки»   

Ниже представлены фото с итогового праздника на дорожке «Очень важные словечки»  

Конечным продуктом проекта будет являться :  Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.  Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями 

Конечным продуктом проекта будет являться

Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями 

Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления:   Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции : внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.   Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.   Пути коррекции : периодическое возвращение к пройденному материалу.   Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.   Пути коррекции : проведение мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач. 

Прогноз возможных негативных последствий и пути их преодоления:  Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции : внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.  Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.  Пути коррекции : периодическое возвращение к пройденному материалу.  Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.  Пути коррекции : проведение мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач. 

В перспективе поиск и разработка инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.  Главным достижением считаем, что сумели решить сложнейшие задачи, не вызывая у детей затруднений, а вызывая лишь радость, интерес и желание. Хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.   Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

В перспективе поиск и разработка инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

Главным достижением считаем, что сумели решить сложнейшие задачи, не вызывая у детей затруднений, а вызывая лишь радость, интерес и желание.

Хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.  Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.