СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я рассказываю о том, как я работаю на уроках над темой самообразования "Развитие общей культуры человека на уроках иностранного языка".

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы.»

Из опыта работы.

«Изучение иностранного языка есть расширение сферы всего того, что мы вообще можем изучить»

Ханс Георг Гадамер


Задачей, которую ставят перед собой педагоги на уроках иностранного языка, является не только обучение общению на иностранном языке, но и приобщение к культуре страны этого языка. Отбираются те факты национальной культуры, те реалии, знание которых способствует повышению общекультурной и страноведческой образованности школьников, содействует формированию представлений об основных национальных традициях, обычаях и реалиях страны изучаемого языка. Культурный фон носителя любого языка и культуры складывается не только на основе национальной культуры, но и культуры интернациональной.

Школьникам будет интересно узнать о том, что отличает культуру их страны от культуры англоязычных сверстников и что роднит эти культуры. Иностранная культура представляет для обучающихся элемент экзотики. На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которое из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нём. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент – ядро современного образования и выступать в качестве содержания обучения. Эта переориентация образования при усвоении иностранного языка сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, т.е. это общение, поддерживаемое посредством диалога культур, “культура через язык и язык через культуру”, т. е. усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. На уроках иностранных языков диалог различных культур осуществляется через произведения данной конкретной культуры и таким образом формируется базовая культура личности. Базовая культура личности представлена в её компонентах, включающих: культуру речи, коммуникативную культуру, культуру общения, художественную, нравственную, экологическую, демократическую, правовую и физическую культуру. На уроках иностранных языков затрагиваются все аспекты формирования базовой культуры. Конкретизация содержания обучения на занятиях осуществляется на основе текстов различных видов и речевых жанров, отражающих содержание данной культуры (публицистические, официально-деловые, научные, разговорные, художественные), произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений. Особенно важными для формирования базовой культуры являются реальные тексты данной культуры. «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость», говорил Аврелий Августин. Принимая это во внимание, я стараюсь поддерживать и развивать интерес к предмету «Иностранный язык» путем демонстрации заманчивых и интересных сторон самого предмета.

Можно выделить такие этапы межкультурного общения, как:

Усвоение информации о фактах англоязычной культуры в виде произведений культуры (текстов) в сравнении с фактами собственной культуры, в выделении различий между культурами, т.е. приобретении определённых знаний. Этот процесс тесно связан с получением информации из других предметов, например, географии, литературы, музыки, информатики и переносом полученной в образовательную область “иностранный язык”. Для достижения поставленных целей на этом этапе я используются нетрадиционные уроки в форме литературных и музыкальных гостиных, интегрированных уроков, уроков-конференций, уроков - встреч. В старших классах очень удается проведение музыкальной гостиной на тему «Музыка 20-21 столетия». Кроме того, что ребята говорят на английском языке, характеризуя разные музыкальные жанры и их развитие в разные эпохи, они еще с удовольствием исполняют произведения Майкла Джексона, АББЫ, Элвиса Пресли и других исполнителей.

Интерпретация усвоенных фактов базовой культуры т. е. формирование ценностных ориентаций личности. Здесь я использую метод проектной деятельности на различных уровнях обучения английскому языку. Темы ,как правило, даны в конце каждого раздела. Я заранее знакомлю детей с очередной темой проекта, чтобы они искали материал, думали об оформлении своего проекта. Пусть не у всех получается красивое оформление, текст без ошибок. Но каждый ребенок старается сделать проект так, как он его себе представляет.

Проигрывание межкультурных ситуаций, в ходе которых обучающиеся попеременно выполняют роли представителей базовых культур. Ведущим методом для достижения результативности выступают сюжетно – ролевые игры по таким темам, как: “Общение за рубежом”, во время которых обучающиеся заполняют визы, таможенные декларации, знакомятся с необходимыми вопросами и ответами регистрации при выезде или посещении другой страны.

Привлекательность учебного процесса за счет информации о культуре страны изучаемого языка окажет положительное влияние на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка. Включение в учебные материалы занимательных, ярких образов другой страны поможет запоминанию предметно-логической информации и одновременно обогащению опыта обучающихся.

Через учебник иностранного языка, книги для чтения ребята узнают о природе стран изучаемого языка, памятниках архитектуры, о произведениях скульптуры, живописи, музыкального искусства, учатся проводить аналогии с культурой своей страны. Следует помнить, что изучение, как мировой культуры, так и культуры какой-то одной страны не может происходить без опоры на отечественную национальную культуру и без учета местных реалий конкретной социокультурной сферы. Сюда входят знания истории своей семьи, улицы, людей, живущих рядом, их быта, существующих традиций, обрядов, игр, всего того, что входит в понятие национальной культуры и является фундаментальной основой жизни обучающихся. Тем самым, в процессе обучения иностранному языку обеспечивается диалог культур, развивается духовность, ценностные ориентации.

Отрывки из художественных произведений, представленные в учебниках и в книгах для чтения, также знакомят обучающихся с лучшими образцами творчества известных писателей, поэтов, музыкантов стран изучаемого языка и своей страны. Они помогают развивать у них чувство прекрасного, умение видеть красоту, восхищаться ею, ценить ее и в случае необходимости охранять ее, то есть в процессе обучения ребята осваивают эстетическую культуру.

Практика показывает, что при овладении страноведческим материалом скорее нужны не лекции, а активное вовлечение обучающихся в парную и групповую работу. Здесь возникает задача – найти наиболее эффективные приемы работы со страноведческим материалом. С самого начала целесообразно предлагать обучающимся разнообразные опросники, кроссворды. Это даст представление о том, что они уже знают, что вызывает у них особый интерес. Вот пример такого опросника, с которого можно начинать изучение англоговорящей страны:


  1. Who is the most famous monarch/president?

  2. Who is the most famous politician?

  3. Who is the most famous general?

  4. Who is the most famous poet?

  5. Who is the most important writer?

  6. Who is the most famous actor/actress?


  1. Who is the most famous scientist/inventor?

  2. Who is the most famous sports person?

  3. Who is the most famous artist?

  4. Who is the most important historical figure?

  5. Who is the most famous singer?


All the above questions can be refer to people alive or dead.


В 10м классе я предлагаю небольшой тест на выявление знаний об Австралии, США, других англоязычных стран, одновременно проверяя то, что они изучали о других странах. Вот пример такого теста:


  1. Australia is:

  1. A small country; b) the largest country in the world; c) the sixth largest country in the world. (1 c)

  1. Australia’s population is:

    1. 17 million people; b) 26 million people; c) 57,7 million people; d) 251 million people; e) 3,2 million people. (2 a)

  2. Australia’s largest river is:

    1. The Murray; b) the Darling; c) the Murrumbidgee. (3b)

  3. The largest lake in Australia is:

a) Austin; b) Eyre; c) Torrents; d) Mac-Donald; e) Mackay.

(4b)

  1. The name of this animal is the Aboriginal word meaning “no water”:

    1. Kangaroo; b) koala; c) kookaburra. (5b)

  2. Two of this animals are the only egg laying

mammals in the world:

    1. Tasmanian devil; b) echidna; c) platypus; d) dingo; e) opossum; f) koala; g) kangaroo. (6 b,c)

  1. A domestic animal which outnumbers people in Australia:

    1. rabbit; b) cow; c) cat; d) sheep. (7d)


В 8м классе при изучении темы «Соединенные Штаты Америки» я предлагаю ребятам викторину, которая охватывает знания об истории США, о литературе, образовании, культуре, науке, об известных американцах:


  1. What was the first English settlement in North America? (Jamestown)

  2. What tea party is a historical event? (Boston Tea Party)

  3. Who was the first president of the USA? (George Washington)

  4. What name did the British give to the Dutch colony of New Amsterdam? (New York)

  5. When was the Declaration of Independence issued? (on July 4,1776)

  6. Where was the Constitution of the USA worked out? ( in Philadelphia)

  7. What ship brought a group of English Protestants to America in 1620? ( the Mayflower)

  8. Who is considered to be “The Father of American Literature”? ( Washington Irving)

  9. Who wrote the story “The Old Man and the Sea”? ( Ernest Hemingway)

  10. Who is the founder of the modern detective story? ( Edgar Alan Poe)

  11. Whom was the “American Tragedy” written by? ( Theodore Dreiser)

  12. What is the real name of Mark Twain? ( Samuel Clemens)

  13. What is the pen-name of William Sidney Porter? (O’Henry)

  14. Who is the sculptor of the Statue of Liberty? ( Frederic Bartholdi)

  15. Where is the Sleeping Beauty’s Castle situated? ( In Disneyland)

  16. What was the first American University? (Harvard University)

  17. What is the famous library in Washington? ( the Library of Congress)

  18. What memorial is built in honour of the 16th President of the USA? ( the Lincoln Memorial)

  19. Who is the unchallenged “king” of rock-n-roll? ( Elvis Presley)

  20. What is the centre of the cinema production in the USA? ( Hollywood)

  21. Who is considered to be the “Father of His Country”? (George Washington)

  22. Who created the best animated cartoons in the USA? (Walt Disney)

  23. Which of the US Presidents was a Hollywood actor? ( Ronald Reagan)

  24. Who is traditionally thought to be discoverer of America? (Christopher Columbus)

  25. Who is the 42nd President of the USA? (Bill Clinton)

  26. Who gave his name to America? (Amerigo Vespucci)

  27. Who is considered to be the Father of American History? (William Bradford)


Кроме викторины я предлагаю ученикам следующий вид работы: найти соответствия между культурными символами англоговорящих стран. Приведу пример на материале США и Великобритании:


The UK The USA

London Washington, D. C.

10 Downing Street White House

Magna Charta Bill of Rights

Parliament Congress

Official Birthday Independence Day

(the2d Saturday in June) (the 4th of July)

Union Jack Stars and Stripes

Elstree studios Hollywood

Big Ben Statue of Liberty

Black taxi yellow cab

Soccer baseball


После того, как ребята нашли все соответствия, можно спросить их о том, что они знают о данных символах и предложить подготовить сообщения .

Мы знаем, как трудно запоминать имена собственные, особенно при разговоре, когда люди представляют друг друга и затем не повторяют своего имени. Кроме того, собеседники, хорошо знакомые между собой, начинают употреблять уменьшительные имена. В младших классах для усвоения имен собственных можно познакомить обучающихся с 10 мужскими и 10 женскими наиболее распространенными именами и их уменьшительными вариантами. А затем младшим школьникам я предлагаю сыграть в игру «Знакомство». При знакомстве каждый игрок называет вымышленное полное имя, а затем уменьшительное. Ребята могут использовать следующие фразы:

“ My name is…”, “ Mother calls me…”, “ My sister calls me…”, и т.д.

В 5,6 и в других классах большая часть учебного материала посвящена изучению Великобритании. Работая над этой темой, я использую много дополнительного материала, в том числе стихи, песни группы «Битлз», различные викторины, тесты, взятые из журнала « Иностранные языки в школе», из книг для чтения, из интернет -источников. Вот одна из таких викторин:


  1. When did the first men and women settle in Britain? (250.000 B. C.)

  2. Where was William the Conqueror crowned? (in Westminster Abbey)

  3. What was lasted from 1337 to 1453? (the Hundred Year’s War)

  4. Who made himself Head of State, as Lord Protector? (Oliver Cromwell)

  5. Where were Napoleon’s imperial dreams crushed by the English under Wellington? (at Waterloo)

  6. Where was the battle fought in which the Normans won? ( near the town of Hastings)

  7. What King is called the “Father of English Prose”? (Alfred the Great)

  8. Who is the most popular hero of the English ballads? (Robin Hood)

  9. What is the first of Shakespeare’s great tragedies? (“Romeo and Juliet”)

  10. Who is called “Our National Bard”, “The Bard of Avon” by the British people? (William Shakespeare)

  11. Who is the main hero of Rudyard Kipling’s “The Jungle Book”? (Mowgli)

  12. Who is considered the national poet of Scotland? ( Robert Burns)

  13. What is the largest museum in Great Britain? ( The British Museum)

  14. Who painted “Marriage a la Mode”? ( William Hogarth)

  15. Where was the first university in England founded? ( at the town of Oxford)

  16. Where is the Poet’s Corner? (In Westminster Abbey)

  17. Where was the second university of England formed? ( at Cambridge)

  18. What group is responsible for the so-called “pop revolution” in the west? (the “Beatles”)

  19. What was Benjamen Britten? ( a composer)

  20. Who was the first to discover the “Dark Continent”? (David Livingston)

  21. Who sailed round the world in 1577-80? ( Sir Francis Drake)

  22. Name the great English explorer who reached the South Pole after Amundsen? ( Captain R. Scott)

  23. Who discovered penicillin? ( Sir Alexander Fleming)

  24. Who discovered Australia? ( Captain Cook)

  25. Who was the woman – Prime Minister of Great Britain? ( Margaret Thatcher )

  26. Whose name is the revolution in natural science associated with? ( …that is the name of Charles Darwin)

  27. What famous English architect planned and built St. Paul’s Cathedral? (Christopher Wren)


Таков далеко не полный перечень приемов работы со страноведческим материалом на уроках иностранного языка. Кроме страноведческих текстов обучающимся предлагается большое количество разнообразных песенок и стишков на английском языке. Детям очень нравится этот вид работы. Они представляют себя зарубежными исполнителями. Со старшими школьниками мы разучиваем песни Джона Леннона, Дина Рида, группы «АББА» и многих других исполнителей. Все это приобщает обучающихся к культуре англоязычных стран, способствует расширению их кругозора.

На своих уроках я стараюсь строить свою работу так, чтобы решать проблему, над которой я работаю: формирование общей культуры человека на уроках иностранного языка. Человек культуры – целостная личность. На уроках иностранного языка формирование картины ученика , ценностного отношения к окружающей действительности проходит через отбор адекватных тем, поиск соответствующей информации с привлечением художественных произведений, молодежных изданий, сети Интернет. Знакомство с ценностными ориентирами человечества, с понятиями добра, зла, чести, долга, с различными субкультурами, эмоционально воздействуя на обучающихся, включает их в ситуации, требующие активной позиции, формирует и воспитывает их.


Стихи и песенки для младших школьников.


My Family. My Family.


I have a mother, This is my mother,

I have a father, This is my father,

I have a sister, This is my brother Paul.

I have a brother. This is my sister,

Mother, Father, sister, brother, This is my uncle –

Hand in hand with one another. How I love them all.


A Child’s Wish.


I want to live and not to die,

I want to laugh and not to cry.

I want to feel the summer sun,

I want to sing when life is fun.

I want to fly into the blue,

I want to swim as fishes do.

I want to stretch out friendly hands

To all the young of other lands.

I want to fight for what is right.

I want to love, I want to mate.

I want to laugh and not to cry,

I want to live and not to die.


The more we get together.

The more we get together, together, together,

The more we get together, the happier we’ll be.

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

The more we get together the happier we’ll be.



May There Always Be Sunshine.


Bright blue the sky, Sun up on high,

That was the little boy’s picture.

He drew for you, wrote for you too,

Just to make clear what he drew.

May there always be sunshine,

May there always be blue sky,

May there always be Mummy,

May there always be me!


Стихи и песни для старших школьников.


The Arrow and the Song.

I shot an arrow into the air,

It fell to earth, I knew not where,

For so swiftly it flew, the sight

Could not follow it in its flight.


I breathed a song into the air,

It fell to earth, I knew not where;

For who has sight so keen and strong

That it can follow the flight of a song.


Long, long afterward, in an oak

I found the arrow, still unbroken;

And the song from beginning to end

I found again in the heart of a friend.



Yesterday.

Yesterday all my troubles seemed so far away,

Now it looks as though they’re here to stay,

Oh, I believe in yesterday.

Suddenly I’m not half the man I used to be,

There’s a shadow hanging over me,

Oh, yesterday came suddenly.

Why she had to go, I don’t know, she wouldn’t say.

I said something wrong now I long for yesterday.

Yesterday love was such an easy game to play,

Now I need a place to hide away,

Oh, I believe in yesterday.








Gimme Gimme Gimme

Half past twelve

And I'm watching the late show in my flat all alone

How I hate to spend the evening on my own

Autumn winds

Blowing outside the window as I look around the room

And it makes me so depressed to see the phone

There's not a soul out there

No one to hear my prayer


Gimme gimme gimme a man after midnight

Won't somebody help me chase these shadows away

Gimme gimme gimme a man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day


Movie stars

Find the end of the rainbow, with that fortune to win

It's so different from the world I'm living in

Tired of T.V.

I open the window and I gaze into the night

But there's nothing there to see, no one in sight

There's not a soul out there

No one to hear my prayer


Gimme gimme gimme a man after midnight

Won't somebody help me chase these shadows away

Gimme gimme gimme a man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day


Gimme gimme gimme a man after midnight...

Gimme gimme gimme a man after midnight...


There's not a soul out there

No one to hear my prayer


Gimme gimme gimme a man after midnight

Won't somebody help me chase these shadows away

Gimme gimme gimme a man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day

Gimme gimme gimme a man after midnight

Won't somebody help me chase these shadows away

Gimme gimme gimme a man after midnight

Take me through the darkness to the break of the day.

ABBA - Happy New Year

No more champagne

And the fireworks are through

Here we are, me and you

Feeling lost and feeling blue

It's the end of the party

And the morning seems so grey

So unlike yesterday

Now's the time for us to say…


Happy new year

Happy new year

May we all have a vision now and then

Of a world where every neighbour is a friend

Happy new year

Happy new year

May we all have our hopes, our will to try

If we don’t we might as well lay down and die

You and I


Sometimes I see

How the brave new world arrives

And I see how it thrives

In the ashes of our lives

Oh yes, man is a fool

And he thinks hell be o'kay

Dragging on, feet of clay

Never knowing he's astray

Keeps on going anyway…


Happy new year

Happy new year

May we all have a vision now and then

Of a world where every neighbour is a friend

Happy new year

Happy new year

May we all have our hopes, our will to try

If we don't we might as well lay down and die

You and I


Seems to me now

That the dreams we had before

Are all dead, nothing more

Than confetti on the floor

It's the end of a decade

In another ten years time

Who can say what we'll find

What lies waiting down the line

In the end of eighty-nine…


Happy new year

Happy new year

May we all have a vision now and then

Of a world where every neighbour is a friend

Happy new year

Happy new year

May we all have our hopes, our will to try

If we don’t we might as well lay down and die

You and I



Michael Jackson - Heal The World.


There's a place in your heart

And I know that it is love

And this place could be much

Brighter than tomorrow

And if you really try

You'll Find There's No Need

To Cry

In This Place You'll Feel

There's No Hurt Or Sorrow


There are ways

To get there

If you care enough

For the living

Make a little space

Make a better place...

Chorus: Heal the world

Make it a better place

For you and for me

And the entire human race

There are people dying

If you care enough

For the living

Make a better place

For you and for me


If you want to know why

There's a love that cannot lie

Love is strong

It only cares of joyful giving

If we try

We shall see

In the bliss we cannot feel

Fear or dread

We stop existing and start living


Then it feels that always

Love's enough for us growing

So make a better world

Make a better world...

Chorus: And the dream we were conceived in

Will reveal a joyful face

And the world we once believed in

Will shine again in grace

Then why do we keep strangling life

Wound this earth

Crucify it's soul

Though it's plain to see

This world is heavenly

Be God's glow


We could fly so high

Let our spirits never die

In my heart

I feel you are all my brothers

Create a world with no fear

Together we cry happy tears

See the nations turn their swords

Into plowshares


We could really get there

If you cared enough for the living

Make a little space

To make a better place...

Chorus: There are people dying

If you care enough for the living

Make a better place

For you and for me

(Repeat)

You and for me

You and for me

(Repeat to end)