Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Гимназия г. Навашино
Кладовая педагогического
мастерства
(Из опыта педагогической работы)
Составила: Воронина Е.А.
воспитатель группы
продленного дня,
1 кв. категория
2015-2016 учебный год
В мире довольно людей,
которым никто не помог пробудиться.
Пробудить в человеке истинно
человеческие начала,
любовь ко всему прекрасному,
помочь увидеть красоту земли,
призван, прежде всего,
педагог, воспитатель.
Антуан де Сент-Экзюпери
В наше время, искажаются и смещаются понятия, и слово может уже не значить того, чего оно значило несколько лет назад. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим результат, полученный в процессе воспитания. Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Что же является результатом воспитания? Оказывается – личность, которая бы гармонично влилась в общество.
Человек, получая знания, перерабатывает их, и они становятся частью его существа. Это очень важно, потому что тогда эти знания его обогащают и меняют к лучшему. А люди всегда индивидуальны; это личности, они всегда имеют свои особенности, свое самовыражение.
Еще К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и другие асы нашей педагогики говорили о том, что главное – воспитать человека, а потом уже сформировавшегося человека надо вооружить знаниями. Такие качества как - любовь к ближнему, доброта, сострадательность, искренность в выражении чувств, правдивость должны лечь в основу души ребенка и получать всяческое развитие. Дети будущее нашего народа, их воспитание и образование, их судьба для всех нас должны быть постоянной заботой и приоритетом.
Гимназия ставит цель – сформировать самостоятельную, свободную, творческую личность на основе овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие талантов и способностей. Достижения целей воспитания осуществляется через педагогические технологии, авторские программы, включающие различные формы и методы воспитания, воздействие на учащихся.
Воспитательная работа в гимназии строится по пяти основным направлениям:
-духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
-правовое воспитание;
-спортивно-оздоровительное;
-экологическое воспитание;
-развитие органов самоуправления.
По всем этим направлениям я веду работу в группе продленного дня, и все они очень важны для развития личности ребенка.
Но ближе и важнее для меня духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Не случайно я выбрала тему по самообразованию «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников». По ней я работаю уже 2-й год. Почему? Объясню: вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», - писал Л.Н.Толстой. Но если педагоги - классики, писатели, поэты, учёные признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. В настоящее время проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности педагоги, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание.
Цель моей воспитательной работы: Создание условий для развития
личностных качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения.
Исходя из цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
Учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
В процессе своей работы я стараюсь формировать у детей чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. А также гуманное, человеколюбивое отношение одного человека к другому и стремление обучить такому отношению детей.
Моя главная задача – дать ребенку не только знания об окружающем мире и человеке, но и привить ему способность различения добра и зла, желание самому творить добро и противостоять злу. У маленьких детей надо, прежде всего, развивать эмоциональную сферу. Учить их радости, красоте, любви. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества. Ведь, нравственное воспитание детей – это путевка в жизнь.
Большую помощь в нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях, посещении Дома детского творчества, выставок, музеев. Они обогащают духовно – нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, нравственные представления и понятия.
Я тесно сотрудничаю с учителями, социальным педагогом, педагогом – психологом, медицинской сестрой, библиотекарем, а так же родителями. Все помогают мне в воспитании детей.
Процесс духовно-нравственного воспитания в группе продленного дня характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является клубный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Каждый школьник находится под постоянным влиянием педагогов, сверстников, а также семьи. Поэтому важной функцией воспитателя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители, домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. На родительских собраниях я рассказываю о поведении детей, о жизни в группе продленного дня, о мероприятиях, а также о результатах анкет с учащимися. Вместе выявляем проблемы, стараемся решить их. Проводятся консультации для родителей, анкетирования, индивидуальные беседы по мере необходимости. Устраиваем праздники и чаепития, поездки, экскурсии и походы на природу.
Завершая, можно сказать следующее, духовно – нравственное воспитание – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. Духовно – нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, трудовую подготовку, физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.