«Основные направления работы по взаимодействию учителя-дефектолога и педагогов в условиях общеобразовательного учреждения с обучающимися с ОВЗ» (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, добрый день. В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяется категория детей, находящихся в особых условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют ограничения индивидуальных возможностей жизнедеятельности, качества жизни. Разработаны и внедрены специальные государственные образовательные стандарты для таких обучающихся. Не для кого не секрет, что количество детей с ОВЗ растёт с каждым годом. Наше учреждение не исключение. И сегодня мне хочется рассказать об организации и взаимодействии меня, как учителя-дефектолога с учителями нашего учреждения. Это выступление будет в виде небольшого отчёта своей работы по данной теме, я поделюсь некоторыми формами своей работы в рамках основных направлений, которые, возможно, будут полезны вам, коллеги. Уверена, что одно из важнейших направлений работы в педагогическом коллективе является само взаимодействие. Наша деятельность в гимназии и направлена именно на взаимодействие друг с другом, с родителями. Главная цель - оказать разноплановое воздействие на ребенка со стороны всей педагогической системы. И от того как оно будет простроено во многом зависит личностный рост и социальное становление каждого ребенка, в частности и детей с ОВЗ. Данное сотрудничество, на мой взгляд, у нас достаточно хорошо простроено и способствует наиболее эффективной педагогической и коррекционной работе, а также помогает устранить возникающие непонимание при работе с такими детьми. В каждом образовательном учреждении обе стороны – и коррекционный педагог, и учитель –должны быть одинаково заинтересованы в организации помощи ребенку, они должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.
Своё взаимодействие с педагогами гимназии строим на принципах:
-Принцип взаимодополнения (сочетание, а не дублирование методов и приемов работы)
-Принцип целостности и законченности (используем материал в полном объеме в соответствии с требованиями блоков адаптированной образовательной программы)
- Принцип эффективности ( максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности).
Разнообразные нарушения детей самым серьезным образом влияют на усвоении ребенком школьной программы, часто являясь причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов. Все наши дети с ОВЗ занимаются по адаптированным образовательным программам, которые мы разрабатываем самостоятельно совместно с администрацией, учителями и коррекционными специалистами гимназии. Это важно работать вместе, так как от этого будет зависеть не только организация, но и процесс обучения каждого ребенок, конечные результаты (освоение образовательной программы, сдача экзаменов и получение аттестата).
Сотрудничество учителя-дефектолога и учителя начальных классов не будет полноценным, если дефектолог не знает школьной программы по предметам. После подробной консультации с учителем каждый дефектолог может сделать коррекционную работу доступной для всех детей, адаптировать единые требования к ученику со стороны учителя начальных и старших классов. Каждому дефектологу важно видеть тематическое планирование учителя для отработки пробелов ребенка в пределах своей компетенции.
Наше взаимодействие хорошо видно и при проведении диагностических обследований параллельно с учителями и специалистами гимназии, прописанными в коллегиальном заключении ПМПК, которые помогают нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, при составлении индивидуальных маршрутов развития.
Просветительское направление важно . Его я осуществляю через выступления на методических объединениях учителей, классных руководителей и воспитателей. Я, как дефектолог рассказываю об особенностях развития детей с ОВЗ, о методах и приемах педагогической и коррекционной работы, которые учителя могут успешно использовать на уроках. После полученной информации легко совместно с ними разрабатываем рекомендации, для того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного коррекционного и воспитательного процесса.
У нас в гимназии взаимодействие коррекционных специалистов и учителей легко проследить в Индивидуальной карте развития, которая совместно со мной была разработана на каждого ребенка с ОВЗ. Данные карты разработаны на уровень обучения 1-4 класс, и 5-9 класс. Где отслеживается вся динамика работы с ребенком и видны его результаты как в учебной так и вне учебной деятельности. Это очень удобно и показательно, является своеобразным мониторингом достижений ребенка с ОВЗ!
Думаю, что вы со мной согласитесь, что важно совместно с учителями и родителями обсуждать цели и задачи своей общей работы. Так совместно с учителями мы планируем и организуем консультации и консультации–беседы с родителями, вместе простраиваем план родительских собраний с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания и развития интеллектуальной компетенции. Помимо родителей индивидуальные консультации и беседы учителя-дефектолога с учителями начальных и старших классов проводятся по мере необходимости. При этом охватывается каждое направление коррекционной работы по преодолению затруднений.
В гимназии есть такая форма взаимодействия с родителями, как день открытых дверей. В рамках него каждый родитель может посетить уроки у учителя и понаблюдать со стороны за своим ребенком. Я как учитель-дефектолог не осталась в стороне. И вот уже как второй год одной из эффективных на мой взгляд форм моего взаимодействия является проведение открытых занятия для учителей и родителей. Где я, как дефектолог провожу открытое занятия, на которое приглашаю учителя и родителей. Цель – на практике познакомить их с моими методами работы, дать возможность взглянуть на ребенка с другой стороны, так как на коррекционных занятиях он, как правило, раскрепощается, более уверен в своих силах.
Таким образом, каждый коррекционный педагог и учитель должен прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения учебных и коррекционно-развивающих проблем. Исходя из личного опыта, хочу поделиться с вами секретами ,которые помогут наладить взаимоотношения с учителями и воспитателями в образовательных учреждениях. Главное правильно выстроить диалог с коллегами. При разговоре с учителем каждому из нас важно: не употреблять сложные специфические, малопонятные термины; обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь функции у ребенка), а их конкретные проявления, максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка; при выборе путей решения проблем и их анализе опираться на мнение учителя. Всё это поможет системно и систематизировано решать единые задачи по развитию и обучению детей.
Учитель-дефектолог МБОУ «Гимназия г.Болхова»: Естина О.Н.