Из опыта работы
учителя физики МБОУ « СОШ №51» г.Курска
Мишиной Оксаны Викторовны
Я, Мишина О.В., закончила Курский государственный педагогический институт, физико-математический факультет. Общий трудовой стаж 28 лет, из них 26 лет педагогического стажа. В школе №51 работаю с 1994 года.
Цель моей педагогической деятельности в 2022-2023 г.г. была определена задачей образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 51» г.Курска, ориентированного на создание условий для повышения качества социального партнёрства школы и семьи, для развития творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, способствующих самоопределению и самореализации школьника.
Методическая тема: Учебные формы работы, используемые на уроках физики для мотивации познавательных интересов учащихся.
Исходя из этого, были определены следующие задачи:
Обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по физике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).
Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на разных ступенях обучения;
Развитие предметных и ключевых компетенции обучающихся через включение их в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического, абстрактного, нестандартного мышления.
Социализация школьников и профессиональное самоопределение выпускников через личностно-ориентированный подход и индивидуализацию обучения и воспитания.
Реализации поставленных целей и задач способствует знание современных технологий:
Проблемное обучение использую на лекциях, семинарах, где мы решаем поставленную проблему экспериментально на практических работах.
Создаю проблемную ситуацию, а затем побуждаю учащихся формулировать проблему, анализировать ее, помогаю актуализировать необходимые знания и умения, организую познавательную деятельность по добыванию новых знаний. В процессе активной учебно-познавательной деятельности предполагаются пути решения проблемы. Таким образом, проблемное обучение способствует включению обучающихся в активный учебно-познавательный процесс, формируют ЗУН по теме, развивают интеллектуальные способности, интерес к предмету.
При работе с учебником, дополнительной литературой использую метод критического мышления: с помощью «мозгового штурма» актуализирую опорные знания учащихся, используется предыдущий опыт, погружение в тему происходит через интерактивное чтение, организацию работы в группах. Осмысление темы происходит через составление таблиц, схем. Рефлексию использую для получения информации от ученика: отношение к теме, уроку, самому себе на уроке и др. Домашние задание даю избирательно, индивидуально, широко практикую творческие домашние задания.
Осваиваю со своими учениками проектный метод изучения физики. Мои ученики в процессе проектной деятельности учатся самостоятельно решать проблему, которая поставлена перед ними учителем или они задаются ею сами.
Очень важные этапы для старшеклассников: определение цели, постановка задач, выдвижение гипотезы, исследование. Затем они составляют план своей деятельности. Свою роль я вижу в том, чтобы дать учащимся инструкции, методические рекомендации, указать дополнительный материал для самообразования, формирую главные требования к качеству проекта, его оценки. Работаю индивидуально, некоторым необходимо помочь в составлении алгоритма проектирования, т.е. я становлюсь консультантом, управляющим учебно-познавательной деятельностью.
Проектный метод применяю при изучении физики в 10-11 классах. Он развивает у выпускников такие компетенции, как творческую активность, самостоятельность. Этот метод органически сочетается с обучением в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом, дифференцированным подходом.
Особые уроки - практикумы по решению текстовых задач. В рабочей программе определен базовый уровень (стандарт) и уровень повышенной трудности для тех, кто углубленно изучает физику на профильном уровне. Для проведения этих уроков у меня имеется большой дидактический материал, который позволяет использовать индивидуальный и дифференцированный подход, который особенно на этих уроках бывает необходим и эффективен.
Важным звеном процесса обучения является контроль ЗУН учащихся, поэтому особое внимание уделяю способам организации контроля, его содержания. В настоящее время наиболее объективный и действительный инструмент определения качества обучения на заданном уровне усвоения учебного материала является тест. В связи с этим, осваиваю методику тестирования. В моей технологии это хорошая помощь учителю в быстрой проверке знаний у каждого ученика, а для учащихся это и подготовка к предстоящей итоговой аттестации за курс основного общего или среднего общего образования.
Также контроль за знаниями учащихся осуществляю в виде устных и письменных зачетов, контрольных и самостоятельных работ, физических диктантов, тестированием в виде устных контрольных работ.
При закреплении материала использую дидактический раздаточный материал, индивидуальные карточки-задания, программированные задания. Всевозможные дидактические игры .По каждой изучаемой теме накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы.
Также применяю в работе всевозможную наглядность: рабочие таблицы, рисунки, алгоритмы, изготовленные мною лично. Кроме того, в кабинете есть современные комплекты плакатов хорошего качества по основным темам курса физики, их использую для оформления кабинета и как учебно-наглядные пособия к урокам. Технические средства обучения кабинета физики: ноутбук, проектор, видеотека и медиатека, дидактическая литература.
Решение поставленных задач по формированию основных компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие и воспитание школьников, приобретение ими информационной компетентности, формирование личностной самооценки, взаимооценки, мотивации к процессу обучения математики осуществляется через:
- индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности;
- организацию индивидуальной работы в учебной и внеучебной деятельности;
- применение на уроках парной, групповой работы, репродуктивных и продуктивных методов обучения, системы дифференцированных и интегрированных заданий;
- варьирование форм и методов обучения.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
-Повышение мотивации к обучению физики;
-Развитие творческого мышления, памяти;
-Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.
В школе обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему дифференцированных заданий и индивидуальной работы. Для занятий с отстающими применяю карточки для коррекции знаний. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из 3-х частей:
Инструкция (формулировка правила)
Образца применения этой инструкции
15 заданий.
Для лучшего усвоения программного материала, развития мышления и активизации познавательной деятельности учащихся мною разработана и апробирована программа курса «Эрудит» для учащихся 5-6 классов, в которой изучаются азы физики и химии. Данный курс является развитием мышления и личности ребенка, формирование у него мотивационной сферы, что позволяет в 7 классе перейти к углубленному изучению физики, цель которого – переход к профильному обучению в 3 степени.
Провожу занятия и консультации с обучающимися, желающими расширить знания по предмету. Также провожу занятия и консультации с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем. Любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время.
Встречаюсь с родителями, как по собственной инициативе, так и по инициативе родителей.
Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность. Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости.
Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету почти нет. Успеваемость ниже 100% бывает лишь в случаях пропусков уроков обучающимися по неуважительным причинам, причем это дети, не аттестованные по всем предметам.
Учащиеся, сдававшие ЕГЭ по физике, ежегодно поступают в высшие и средние учебные заведения.
Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету, несмотря на большую загруженность Результатом такой работы стало участие детей:
2017 год – победители и призеры олимпиады школьников международной олимпиады проекта Intolimp.org « Весна 2017», « Осень 2017» ;
2018 год – победители Международного конкурса исследовательских работ Международного образовательного портала «Солнечный свет», победители всероссийского конкурса « Наша галактика» Общероссийского образовательного проекта «Завуч», победители в международном дистанционном блиц-турнире по физике « Законы, по которым мы живем» проекта « Новый урок».
2019 год - победители Международного конкурса для детей и молодежи « Творческий поиск» Российского Инновационного Центра Образования; победитель Международного конкурса исследовательских работ Международного образовательного портала «Солнечный свет», призер в конкурсе видеороликов « Патриотический марафон»
2020 год – победитель Международного конкурса для детей и молодежи « Творческий поиск» Российского Инновационного Центра Образования, дипломанты и лауреаты 2 степени XV международного конкурса рисунков «Космос глазами детей»;
2021 год – победитель Международного конкурса исследовательских работ Международного образовательного портала «Солнечный свет», призер научно-практической конференции « Юные исследователи - научный потенциал России» в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ 2021;
2022 год - победитель Международного конкурса исследовательских работ Международного образовательного портала «Солнечный свет», призер научно-практической конференции « Юные исследователи - научный потенциал России» в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ 2022.
Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету, приобретаю новинки методической литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения кругозора. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах, имею свой персональный сайт в социальной сети работников образования. Постоянно занимаюсь самообразованием.
Прохожу курсы повышения квалификации. Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступаю на заседании педагогического .В 2021 году провела региональный форум для школ и организаций СПО Курской области «Цифровые инструменты современной образовательной среды: решение от «Якласс»». По отзывам учителей города форум проведен на высоком методическом и научном уровне с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и творческого подхода. В 2018 году на семинаре учителей г. Курска представляла педагогический опыт по теме: « Совершенствование работы профессионального сообщества учителей физики в условиях реализации ФГОС ООО». Участвовала в работе круглого стола в рамках августовской секции учителей физики «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО». В 2022 году участвовала в городском семинаре учителей физики , математике и информатике.Являюсь руководителем методического объединения учителей физики, математики и информатики, член школьной комисси по аттестации по соответствие занимаемой должности.В 2022 году получила значек «Почетный работник общего образования РФ»
Принимаю участие в методической работе школы, оказываю методическую помощь коллегам в изучении технологий, оказываю помощь обучающимся при подготовке выступлений на мероприятиях различного уровня (школьных и муниципальных).
В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у учащихся: полагая, что творческой деятельности можно и нужно учить. Для этого планирую уделить особое внимание исследовательской деятельности детей, расширять возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.
Уверена, что если ученики приходят в школу после её окончания и приводят своих детей – значит, работаем не напрасно.
Учитель физики О.В. Мишина