СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы....

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,

 а факел, который надо зажечь» (восточная мудрость).

 

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы....»

Практика «Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха»

Понамаренко М. А.

Аннотация

«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь» (восточная мудрость).



Актуальность темы определяется возросшим интересом к проблеме орфографической грамотности. Учащиеся начальной школы хорошо усваивают теоретический материал, но при этом орфографическая грамотность отстает от достигнутого уровня.

Разрешением этого вопроса может стать использование одного из компонентов инновационных технологий формирования орфографической грамотности. Им является ассоциативный метод, который я активно использую на своих уроках русского языка. Основной целью применения данного метода в своей практике считаю вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти, развитие творческой активности детей, совершенствование механизмов запоминания, обогащение словарного запаса, раскрепощение личности каждого ребенка. Использование ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу обучающимся, у которых существуют проблемы с запоминанием материала.

Для достижения результата при применении данного метода необходимо соблюдать два важных условия:

  • Не следует навязывать обучающимся свои ассоциации.

  • Учитель должен обладать высоким уровнем эмоциональности: мимика, жесты, выразительность речи.

Главная роль ассоциации заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Ассоциации запоминаются хорошо, если они вызывают интерес, любопытство, а еще лучше - улыбку или смех. Но главное - это яркость образа. Простые и скучные ассоциации быстро забываются или вспоминаются с трудом. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше!

Наиболее удачным считаю метод ассоциативного рисования, именно он позволяет сделать уроки позитивными, яркими, эмоциональными, запоминающимися. Такие уроки дают возможность наглядно, выразительно преподнести детям новый материал. Это очень важно: ведь то, что ребенок увидел, эмоционально пережил, то действительно становится настоящим знанием.

В своей практике применение ассоциативного метода реализую через систему приемов:

1) «Пиктограммы»

Этот прием подходит для  выявления сложных орфограмм. Написание орфограмм происходит в соответствии с внешним видом обозначаемого предмета. Дети выбирают для себя словарное слово, например: КОПЕЙКА, но вместо «О», рисуют монетку; «О» в слове  «ПОМИДОР», вполне может представлять как «ТОМАТ; в слове «РОМАШКА», безударная «о» похожа на цветок,; в слове «кофта» – «ф» - рубашка с гнутыми рукавами и т.д.

Из собственного опыта работы по применению данного метода с уверенностью могу сказать, что наибольший эффект достигается при работе над словарными словами так как:

-любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, внимание и волевая сфера у младших школьников развита слабо;

-по работе со словарными словами отсутствуют целенаправленные методики и рекомендации;

- при работе над этой темой у учащихся наблюдается слабая мотивация, при знакомстве с этими словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Анализ моей работы показывает, что применение ассоциативной методики при изучении или закреплении словарных слов повышает эффективность их правописания на 20%. Положительная динамика результатов словарных диктантов подтверждает эффективность использования данного метода.

2) «Стилизация»

Рисование  букв  похожих на предметы, как способ запоминания букв. А -  лесенка, В – похожа на ватрушку, С – на месяц, З – змея, И – похожа на калитку в заборе.

Этот прием позволяет  принести  в обучение эмоции, яркие  краски, превратить скучные буквы в яркие и любимые персонажи и  реализовать персональный подход к ученику в рамках общего занятия. А в последствие можно организовать импровизированную выставку. 

3) Деление  слова на входящие в него  значимое сочетания звуков и букв.

Блокнот – в слово  входит слово БЛОК, т.е. несколько листов бумаги.

Пирог -  с пирогом можно устроить настоящий ПИР.

Столица -   СТО знакомых лиц в столице

Ракета – в ракете рак

Ужин – ужи на ужин?

Соловей - соловей поет соло

Рабочий - работает, как «раб».

4) «Запоминание  небольших стихов»

Один из приемов запоминания правильного произношения сложных слов – запоминание  небольших стихов, подсказывающих ученику правильное ударение.
Например:
«Я сегодня так устал!

Пробежал один  квартал! »

Со временем стих  может забыться, но ассоциативная связь «устАл - бежАл - квартАл» останется.

5) «Создание рассказа»

Учитель  заранее выбирает слова на одну орфограмму. Не рекомендуется выбирать более семи слов, так как такой объем сложней  будет запомнить. Перед обучающимися ставится вопрос: Что общего между  всеми этими словами? Что общего у них в написании? Запоминаемая  орфограмма - безударная гласная «о» в  корне слова.

- Погода

- Мороз

- Коньки

- Сорока

- Воробей

- Собака

- Лопата

Обучающимся предлагается составить и прочесть небольшой рассказ,  в котором  присутствовали бы  все эти слова.


На уроках реализую главную цель учителя: помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, увеличивая уровень качества обучения в классе. Одной из форм контроля являются словарные диктанты, цель таких диктантов: проверить знания правописания слов с изученными орфограммами. За последний год мной был проведен мониторинг словарных диктантов, для выявления уровня орфографической грамотности учащихся, который позволил выявить, что использование в работе метода ассоциации дает положительную динамику достижений результатов.



Словарный диктант

Кол-во

Уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

УО

КО

Средний

балл

Начало учебного года

6

-

3

2

1

84 %


52 %

3,3

Конец 1 четверти

6

-

3

3

-

100 %

52 %

3,5

Конец 2 четверти

6

1

3

2

-

100 %

68 %


3,8


Словарные диктанты составлены, учитывая программу обучения. Результаты проведенных работ на начало года, показали низкий результат, 50 % учащихся допускают орфографические ошибки. Проведенные работы в конце первого полугодия показали, что 68 % учащихся не допустили ошибок или допустили по 1-2 ошибке, тем самым показывают хорошие результаты освоения программы. Технология работы способствует не только продуктивному усвоению орфографической грамотности, но и повлияла на обогащение словарного запаса учащихся.

Кроме диктантов эффективной формой контроля являются интеллектуальные игры, тесты и активное участие школьников в различных конкурсах и олимпиадах, которые имеют хорошие результаты.


Мероприятие

Название

Количество участников

Награды

Конкурс

Всероссийский метапредметный конкурс «Решай-ка»

100%

Диплом 3 степени Малькевич Екатерина, 19 баллов;

диплом 1 степени Филимонова Галина, 22 балла;

диплом 1 степени Чернышева Анна, 21 балл

Олимпиада

«Всероссийская предметная олимпиада по математике»

100 %

все участники награждены сертификатами

Конкурс

Международный конкурс по русскому языку для учащихся 1-4 классов

«Кириллица»

100 %

Диплом 1 степени – Филимонова Галина 15 баллов, Диплом 1 степени – Дорофеев Константин 15 баллов, Диплом 2 степени – Струговец Варвара 13 баллов, Диплом 2 степени – Чернышева Анна 12 баллов, Диплом 3 степени – Малькевич Екатерина 10 баллов

Конкурс

Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех»

1 ученик

Диплом 1 место в школе

Филимонова Галина

Конкурс

ХVIII Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Берем высоту»

1 ученик

Диплом Победителя (3 место) Филимонова Галина


Конкурс

ХII Международный конкурс «Юные таланты»

2 ученика

Диплом Победителя (2 место) Филимонова Галина

Диплом Победителя (3 место) Чернышева Анна


Олимпиада

Международная олимпиада для младшего звена «Я юный гений»

2 ученика

Диплом Победителя (2 место) Дорофеев Константин

Диплом Победителя (3 место) Струговец Варвара


  Также результатами работы данного метода являются обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, улучшение памяти учащихся, творческая активность, а значение эмоций и чувств в учебной деятельности очень велико. Потому что если учащийся испытывает на уроке приятные эмоции, если ему интересно, не страшно, и он увлечен, то он будет хорошо учиться, а если ученик на уроке равнодушен, то проблем в его учебной деятельности будет много.

  Следует отметить, что метод ассоциации входит в технологию критического мышления: когда ребята подбирают нужные ассоциации, они постоянно находятся перед выбором. Поэтому можно говорить о формировании у ребят нестандартного мышления, что отвечает запросам современного общества.