СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы " Алгоритмы выполнения заданий № 15, 16, 19, ЕГЭ по истории "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья, поможет выпускникам сдающим ЕГЭ по истории правильно выполнить задания , а так же сориентировать их на что уделяет внимание эксперт при проверки данного задания.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы " Алгоритмы выполнения заданий № 15, 16, 19, ЕГЭ по истории "»

Задание 19 предполагает два важных умения:

☑ умение давать определение исторического понятия, термина;

☑ умение приводить исторический факт из истории России, связанный с указанным понятием (термином).

Максимально за 19 задание можно получить 2 первичных балла.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1 Прежде всего, нам нужно дать определение исторического понятия. Оно, как правило, должно включать в себя родовое понятие и видовое отличие (или несколько видовых отличий). На примере заданий по обществознанию я уже разбирал на своем канале, что такое родовое понятие и видовое отличие.

2Далее нужно сформулировать исторический факт.

Обратите внимание, что в историческом факте обязательно должно фигурировать раскрываемое нами понятие! Например, вам нужно сформулировать факт, относящийся к понятию "сепаратный мир" (сепаратный мир - это мирный договор, подписанный отдельно от союзников и без их согласия). Не пойдет такая формулировка: "Советская Россия подписала в 1918 году Брестский мир с Германией" (нет понятия "сепаратный мир"). Но можно сказать так: "Советская Россия в 1918 году подписала сепаратный Брестский мир с Германией".

Исторический факт, сформулированный вами не должен содержаться в указанном вами определении. Разбейте информацию на части: что вы скажете в определении, а что раскроете в историческом факте.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

☑ В определении понятий обществознания обычно требуется указание двух видовых отличий. В ЕГЭ по истории, как правило, будет достаточно одного видового отличия.

☑ Определение и исторический факт оцениваются отдельно. Даже если вы не вспомните определение или сформулируете его неправильно, но правильно напишите исторический факт, вы получите 1 первичный балл из 2. Аналогично 1 балл из 2 вы получите, если у вас будет только правильное определение.

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Рассмотрим два примера выполнения 19 задания.

1 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Прежде всего формулируем родовое понятие. "Урочные лета" - это определенные сроки. Но сроки чего? Это мы уже раскроем в видовом отличии: сроки, когда мог быть осуществлен сыск беглых крестьян и они могли быть возвращены их прежним владельцам.

Какие факты можно привести для иллюстрации этого понятия? Можно указать несколько возможных фактов:

1) Первоначально урочные лета составляли 5 лет.

2) Первое упоминание урочных лет, дошедшее до нас, содержалось в указе 1597 года.

3) Урочные лета были отменены в Соборном уложении 1649 года, когда был введен бессрочный сыск беглых крестьян.

Пример корректного ответа:

1) Урочные лета - определенные сроки, когда мог быть осуществлен сыск беглых крестьян и они могли быть возвращены их прежним владельцам.

2) Исторический факт: первоначально урочные лета составляли 5 лет.

2.Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГОЭЛРО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Родовое понятие, относящееся к ГОЭЛРО, - это государственный план. Но что представлял собой этот план? Этот государственный план предполагал осуществление электрификации России и был разработан под руководством В.И. Ленина. Эту информацию мы запишем в видовом отличии.

Примеры, исторических фактов, подходящих к термину ГОЭЛРО:

1) План ГОЭЛРО был утвержден в 1920 году.

2) План ГОЭЛРО был рассчитан на 10-15 лет.

3) План ГОЭЛРО высоко оценивался В.И. Лениным, который утверждал: "Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны".



Разбор 15-16 заданий ЕГЭ-2024 по истории (задания на анализ изображений)

ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ В 15 ЗАДАНИИ?

В этом задании нужно дать краткий ответ на вопрос и обосновать его, используя изображение.

Проанализировав новый сборник И.А. Артасова по измененной демоверсии, я выделю 4 варианта таких заданий.

Самый простой вариант - для обоснования достаточно сделать простые арифметические подсчеты.

Задание: "Укажите с точностью до десятилетия период, когда был основан город, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Для ответа достаточно провести простые арифметические подсчеты. Год основания Костромы: 2002 - 850 = 1152 год. В ответе нужно привести эти вычисления и записать период: 1150-е годы. Здесь нам не потребовалось даже исторических знаний. Нас спасла простая арифметика. 😃

Второй вариант чуть посложнее - нужно сделать обоснование, опираясь на базовые исторические знания и информацию, представленную на изображении.

Задание: "Укажите название произведения живописи, изображенного на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Опираясь на базовые исторические знания, мы приходим к выводу, что это икона "Троица". Как обосновать? Мы можем написать, что на монете указан автор знаменитой иконы "Троица" Андрей Рублев, что на монете показана икона, на которой изображены трое, что символизирует Троицу. Такого обоснования будет достаточно для правильного ответа.

Еще один вариант - на изображении показана карта (как правило, карта военных событий), и вам нужно понять, что за события отмечены на карте и дать обоснование.

Задание: "Укажите кодовое название операции, схема которой представлена на изображении. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Ответ: здесь показана операция "Багратион". Обоснование: на представленном изображении говорится о 50-летии освобождения территории Беларуси во время Великой Отечественной войны, а это произошло в ходе операции "Багратион".

Последний вариант - представлен памятник культуры (как правило, памятник архитектуры), и нужно обосновать, к какому стилю оно относится. Для этого важно знать характерные черты архитектурных стилей.

Задание: "Укажите название стиля, к которому относится храм, изображенный на марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа".

Церковь Вознесения в Коломенском, изображенная на марке, относится к шатровому стилю. Обоснование: у церкви Вознесения в Коломенском отсутствует купол, вместо него здание завершается шатром, что характерно для шатрового стиля.

ОЦЕНИВАНИЕ 15 ЗАДАНИЯ

Система оценивания очень простая: если правильно дан только краткий ответ на вопрос, то ставится 1 балл, если наряду с правильным ответом содержится обоснование - то 2 балла.

Если дан неверный краткий ответ на вопрос, то тогда в любом случае будет выставлено 0 баллов.





ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ В 16 ЗАДАНИИ?

В 16 задании представлено 4 памятника культуры (не обязательно архитектуры - это могут быть памятники живописи, скульптуры и даже постеры кинофильмов).

Нужно будет:

☑ выбрать один из них по указанному признаку;

☑ ответить на дополнительный уточняющий вопрос.

Пример задания 16 (в качестве 15 задания взято задание по Андрею Рублеву).

Задание 16: "Какой из памятников архитектуры, представленных ниже, был создан в том же веке, когда было написано произведение живописи, отраженное на монете? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, который его создал".

Ответ: номер памятника архитектуры - 3, архитектор - Аристотель Фиораванти.

Пояснение: икона "Троица" была написана в 15 веке. Следовательно, явно не подойдут церковь Покрова в Филях, созданная в конце 17 века (цифра 1), и особенно Исаакиевский собор (цифра 2), относящийся уже к 19 веку. Остается на выбор только два памятника архитектуры - 3 и 4. Но церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде (цифра 4) была построена несколько раньше, еще в 14 веке. Итак, правильный выбор - Успенский собор Московского Кремля (цифра 3).

ОЦЕНИВАНИЕ 16 ЗАДАНИЯ

Максимальный балл - 2 балла. За каждый правильный элемент (цифру/ответ на вопрос) - по 1 баллу.

СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

☑ В 15 задании обычно достаточно базовых исторических знаний и внимательного анализа изображения. Обратите внимание также на характерные черты важнейших стилей (шатровый стиль, "дивное узорочье", нарышкинское, петровское и елизаветинское барокко, классицизм, ампир, русско-византийский стиль, неорусский стиль, модерн, конструктивизм, сталинский ампир). Разбору этих стилей я посвящу отдельную статью на своем канале.

☑ Поработайте над обоснованием в 15 задании. Например, обосновывая, что на монете изображена икона "Троица", недостаточно просто написать, что на монете указан Андрей Рублев. Андрей Рублев был автором целого ряда произведений, не только иконы "Троица". Недостаточно также просто написать, что историки относят церковь Вознесения в Коломенском к шатровому стилю. Важно указать те черты, по которым можно определить принадлежность к шатровому стилю.

☑ Для выполнения 16 задания прежде всего необходимо хорошо запомнить изображения важнейших памятников культуры. Создайте свою коллекцию изображений и регулярно ее повторяйте.

☑ Обратите внимание на века создания, авторов, места расположения, стили памятников культуры.

СОВЕТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 17

☑ Задание 17 - это одно из трех заданий во 2 части экзамена на анализ исторических источников.

☑ На что обратить внимание при изучении событий Великой Отечественной войны?

  • основные битвы и операции: приграничные сражения в начале Великой Отечественной войны, Смоленская битва, начало блокады Ленинграда, Московская битва и контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва (оборонительный и наступательный этап), Курская битва и наступательные операции, относящиеся к Курской битве, битва за Днепр и освобождение Киева, снятие блокады Ленинграда, операция "Багратион", Висло-Одерская, Восточно-Прусская и Берлинская операции.

  • командующие фронтами: командующий Западным фронтом в начале Великой Отечественной войны, в ходе контрнаступления под Москвой, в ходе операции "Уран", в Курской битве, в снятии блокады Ленинграда, в операции "Багратион", в Висло-Одерской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях.

  • основные деятели периода Великой Отечественной войны:

а) советский разведчик Р. Зорге,

б) участники Московской битвы (В.Г. Клочков, И.В. Панфилов, Л.М. Доватор),

в) летчики (И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин, В.В. Талалихин, Н.Ф. Гастелло),

г) командующие армиями, сражавшимися в Сталинградской битве (В.И. Чуйков, М.С. Шумилов),

д) партизаны (П.К. Пономаренко - начальник Центрального штаба партизанского движения, З.А. Космодемьянская, С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, О.В. Кошевой),

е) деятели культуры (О.Ф. Берггольц, М. Джалиль, В.И. Лебедев-Кумач, Л.А. Русланова, К.С. Симонов, А.Т. Твардовский, Л.О. Утесов, Д.Д. Шостакович, К.И. Шульженко),

ж) конструкторы военной техники (В.А. Дегтярев, С.В. Ильюшин, М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, А.Н. Туполев, Г.С. Шпагин, А.С. Яковлев).

  • кодовые названия операций Великой Отечественной войны - об этом на моем канале есть подробная статья (см. ссылку в конце материала).

  • важнейшие международные конференции (Московская 1941 года, Тегеранская 1943 года, Ялтинская и Потсдамская 1945 годов) и их главные решения.