СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы « Дифференцированное обучение на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по истории Отечества в коррекционной школе по теме "Дифференцированное обучение на уроках истории".

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы « Дифференцированное обучение на уроках истории»»

             Учитель истории МБОУ С(К)Ш:  Степанова Светлана Анатольевна  г.Биробиджан   « Дифференцированное обучение на уроках истории»

Учитель истории МБОУ С(К)Ш: Степанова Светлана Анатольевна г.Биробиджан

« Дифференцированное обучение на уроках истории»

Проблема Поскольку внимание у детей с нарушением интеллекта неустойчиво, через 10 – 15 минут от начала урока перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. Индивидуальные различия детей и их дифференцированное обучение давно волнует учителей и учёных и является не только социально- психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

Проблема

Поскольку внимание у детей с нарушением интеллекта неустойчиво, через 10 – 15 минут от начала урока перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. Индивидуальные различия детей и их дифференцированное обучение давно волнует учителей и учёных и является не только социально- психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

дифференцированного обучения.

дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение Это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого школьника с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей. Оно предполагает открытость и вариативность образования, а также многообразие методов, средств и форм организации учебной и воспитательной работы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

Дифференцированное обучение

Это система образования, обеспечивающая развитие личности каждого школьника с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей. Оно предполагает открытость и вариативность образования, а также многообразие методов, средств и форм организации учебной и воспитательной работы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

Дифференцированное обучение групп  Классификация групп по В.В. Воронковой Низкий С трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Средний Достаточно успешно обучаются в классе. В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Высокий Успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняют самостоятельно.

Дифференцированное обучение групп Классификация групп по В.В. Воронковой

Низкий С трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической).

Средний Достаточно успешно обучаются в классе. В основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Высокий Успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняют самостоятельно.

Предмет исследования   разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания.

Предмет исследования  

разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания.

Цель: - выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования.

Цель:

- выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования.

Гипотеза Если удастся воспитать устойчивую потребность к получениям знаний на уроках истории, которая должна перейти в прочную привычку, то мы добьемся осознания школьником необходимости получения таких знаний для достижения успехов в учении, жизни, трудовой деятельности.

Гипотеза

Если удастся воспитать устойчивую потребность к получениям знаний на уроках истории, которая должна перейти в прочную привычку, то мы добьемся осознания школьником необходимости получения таких знаний для достижения успехов в учении, жизни, трудовой деятельности.

Если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то: • учащиеся лучше усвоят изучаемый материал • возрастет готовность учеников к самообучению •

Если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то:

• учащиеся лучше усвоят изучаемый материал

• возрастет готовность учеников к самообучению

• "вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Задачи работы 1. Изучение литературы по данной проблеме. 2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. 3. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока. 4. Разработка разноуровневых заданий по истории.  Для осуществления этих задач необходим дифференцированный подход к каждому школьнику.

Задачи работы

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

3. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

4. Разработка разноуровневых заданий по истории.

Для осуществления этих задач необходим дифференцированный подход к каждому школьнику.

Распределение на группы для работы с учебником Низкий Работают с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем. Средний Учитель указывает страницу в учебнике, помогает найти нужный абзац. Высокий Самостоятельно находят соответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.

Распределение на группы для работы с учебником

Низкий Работают с помощью учителя, одноклассников, опорных слов, схем. Средний Учитель указывает страницу в учебнике, помогает найти нужный абзац.

Высокий Самостоятельно находят соответствующий материал в учебнике. Отвечают на вопросы.

Распределение на группы для работы с картой Низкий Работают с помощью учителя. Средний Находят объекты с помощью предложенных ориентиров. Высокий Самостоятельно находят соответствующий объект на карте.

Распределение на группы для работы с картой

Низкий Работают с помощью учителя.

Средний Находят объекты с помощью предложенных ориентиров.

Высокий Самостоятельно находят соответствующий объект на карте.

Работа с картой

Работа с картой

Распределение на группы для ответов на вопросы Низкий Работают с помощью учителя, опираются на незаконченными предложениями или предложения с опорными словами. Средний Отвечают с помощью плана или наводящих вопросов. Высокий Дают развёрнутый ответ.

Распределение на группы для ответов на вопросы

Низкий Работают с помощью учителя, опираются на незаконченными предложениями или предложения с опорными словами.

Средний Отвечают с помощью плана или наводящих вопросов. Высокий Дают развёрнутый ответ.

Ответы на вопросы   1 группа – дают развёрнутый ответ. 2 группа – отвечают с помощью плана или наводящих вопросов. 3 группа – работают с помощью учителя, опираются на предложения с незаконченными предложениями или опорными словами.  Например, при закреплении изученного материала по теме «Нашествие монголо - татар» ( задание для учащихся 3 группы): На доске: Первое сражение русских войск с монголо-татрами состоялось летом 1223 года . Закончилось это сражение победой монголо-татар .

Ответы на вопросы

  • 1 группа – дают развёрнутый ответ.
  • 2 группа – отвечают с помощью плана или наводящих вопросов.
  • 3 группа – работают с помощью учителя, опираются на предложения с незаконченными предложениями или опорными словами.

Например, при закреплении изученного материала по теме «Нашествие монголо - татар» ( задание для учащихся 3 группы):

  • На доске:
  • Первое сражение русских войск с монголо-татрами состоялось летом 1223 года .
  • Закончилось это сражение победой монголо-татар .
При разработке и подборе упражнений использованы следующие способы дифференциации 1. Дифференциация материала по объему учебного материала. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, Им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

При разработке и подборе упражнений использованы следующие способы дифференциации

  • 1. Дифференциация материала по объему учебного материала.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, Им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснение значений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. К продуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, пересказ текста параграфа, ответы на вопросы учителя, объяснение значений исторических понятий, знание дат исторических событий и. т.д. К продуктивным относятся задания, отличающиеся от стандартных.

При из учении темы «» Иван III» Кроссворд По горизонтали : 2. Город, основанный Юрием Долгоруким.  6. При этом князе Кремль был деревянным.   По вертикали : 1. Это имя князь получил после битвы на поле Куликовом.  3. Крепость в русских городах.  4. Дом божий, здание для богослужения.  5. Художественное изображение святых, Бога.

При из учении темы «» Иван III» Кроссворд

  • По горизонтали : 2. Город, основанный Юрием Долгоруким.
  • 6. При этом князе Кремль был деревянным.
  •  
  • По вертикали : 1. Это имя князь получил после битвы на поле Куликовом.
  • 3. Крепость в русских городах.
  • 4. Дом божий, здание для богослужения.
  • 5. Художественное изображение святых, Бога.
Кроссворд

Кроссворд

3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.

3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.

4. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся. Разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.  Вашему вниманию представляем разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала. Например, при закреплении изученного материала по теме «Быт простых и знатных людей» - 8 класс ( задание для учащихся 2группы): Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина. - Жили в хоромах с несколькими светлицами. - Одежда из заморского сукна, бархата, шелка. - Ели из золотой и серебряной посуды

4. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.

Разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.

  • Вашему вниманию представляем разноуровневые упражнения на этапе закрепления нового материала.
  • Например, при закреплении изученного материала по теме «Быт простых и знатных людей» - 8 класс ( задание для учащихся 2группы):
  • Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.
  • - Жили в хоромах с несколькими светлицами.
  • - Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.
  • - Ели из золотой и серебряной посуды
Мониторинг обученности по группам  9 класс (14 учащихся) Учебный год\Группы 1 группа 2016-2017 уч. год 2/ 14% 2 группа 2017-2018 уч. год 2018-2019 уч. год 3 группа 7/ 50% 2/ 14% 3/ 21% 5/ 36% 8/ 57% 4/ 29% 9/ 65% 2/ 14%

Мониторинг обученности по группам 9 класс (14 учащихся)

Учебный год\Группы

1 группа

2016-2017 уч. год

2/ 14%

2 группа

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

3 группа

7/ 50%

2/ 14%

3/ 21%

5/ 36%

8/ 57%

4/ 29%

9/ 65%

2/ 14%

 И в заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход на уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
  • И в заключении хочется отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход на уроках дает возможность включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
Создание комфортного психологического климата Направления  - Работа с сильными детьми  - Участия в конкурсах  - Работа со слабыми детьми  - Дополнительные занятия  - Работа с родителями  - Выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы.

Создание комфортного психологического климата

Направления

- Работа с сильными детьми

- Участия в конкурсах

- Работа со слабыми детьми

- Дополнительные занятия

- Работа с родителями

- Выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы.

Дифференцированный подход на уроках дает возможность: Включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.

Дифференцированный подход на уроках дает возможность:

  • Включиться в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дифференцированный подход в изучении истории школьниками отвечает современным требованиям и является приоритетным при изучении истории.
 Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.  Элберт Грин Хаббард.

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Грин Хаббард.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! www.themegallery.com

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

www.themegallery.com