СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. "Инновационныее подходы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. "Инновационныее подходы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике"»

(Из опыта работы)

Александровой В.А.

Инновационныее подходы подготовки обучающихся к

ОГЭ и ЕГЭ по математике

Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки не существует. Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке обучающихся   к   сдаче итоговой аттестации.

Одна из проблем современного учителя является подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. И в то же время сложность и объем заданий, включаемый в КИМы  и особенно в ЕГЭ, чрезвычайно стали завышены по сравнению с заданиями, которые включались в выпускные экзамены ранее. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внедрение на уроках современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала. Какие же инновационные образовательные технологии и как могут помочь в организации работы по подготовки к ОГЭ и ЕГЭ?

В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если готовиться к ним только 1 год или полгода. Поэтому необходимо, как можно раньше провести работу с детьми по определению места предмета в их дальнейшей жизни: нужно ли будет им сдавать предмет на профильном или базовом уровне. Большое внимание надо уделять проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ОГЭ проходит систематическая тренировка по материалам ОГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных, пробных ОГЭ».  Полноценное изучение предмета  предполагает и включение компьютерных технологий  в учебный процесс. Использование компьютера на уроках  дает  следующие положительные результаты:

ü     реализуется возможность учащихся перерабатывать громадный поток информации, который они получают, и стремление к самостоятельности;

ü     учащимся предоставляется возможность самостоятельной исследовательской работы с компьютерной моделью и индивидуальный темп обучения;

ü     у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися (особенно с отстающими), в ходе которой он может корректировать процесс познания.

 

Основные трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

1.                      Не типичность формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.

2.                      Непредсказуемость содержания заданий.

3.                      Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке обучающихся.

4.                      Демонстрационные материалы, предлагаемые для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ОГЭ и ЕГЭ

·  Непредсказуемость содержания заданий  ОГЭ и ЕГЭ;

·  Не типичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ Невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;

·  Сокращение часов математики в старшей школе;

·  Нехватка времени для специализированной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

·  Организация и планирование работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету;

·  Отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;

·  Необходимость готовить к сдаче ОГЭ и ЕГЭ всех учащихся класса в обязательном порядке;

Цели и задачи: Подготовить всех учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ с хорошим качеством

Для этого необходимо:

·  Учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать задачи ОГЭ и ЕГЭ)

·  Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

·  Систематизировать повторение программного материала

·  Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.

При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ  я выделяю следующие направления деятельности:

1) Методическая подготовка учителя к ЕГЭ.

Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ,  посещаю семинары по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование и курсы повышения квалификации.

2) Создание банка тестовых заданий.

В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса

Инновационные подходы в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, системность   дает ученику:

•  повышение эффективности восприятия информации

•  повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить

•  умение ответственно относиться к собственному образованию

•  умение работать в сотрудничестве с другими

•  повышение качества образования учеников

•  желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни

 

В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, вычислении значения дробного выражения вида

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:

-входное диагностирование учащихся 9, 11 класса за курс 10 класса,

-тематическое тестирование по основным разделам курса,

-контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса,

-пробные ОГЭ и ЕГЭ.

5) Организация самостоятельной

Помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн .

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии

ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам;

официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы

официальный сайт Рособрнадзора "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

открытый банк заданий по математике ЕГЭ;

"Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ОГЭ. http://egeigia.ru/

учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах

Очень важны уроки итогового повторения в конце 9, 11 классов. Они дифференцированно ориентированы. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями ( uztest.ru), с заданиями из 2 части, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки (http://egetrener.ru/ )

6) Психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Для всех учащихся 9,11 классов во втором полугодии провожу занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». ИЛИ оформляю информационный стенд в кабинете.

На занятиях обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к

Что поможет подготовке?

Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;

Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;

Широко использую в работе Интернет - порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/,

http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.

Используя сайты http://shpargalkaege.ru

, делаю подборку заданий первой части, представляю задания, используя презентацию или распечатку в виде текстового документа.

7) Как помочь ученику успешно сдать экзамены в условиях нехватки времени и большого

Во-первых, все такие задачи решаются по единому алгоритму, о котором мы вам расскажем. Во-вторых, многие из них однотипны — это задачи на движение или на работу. Главное — знать к ним подход

Хочется отметить, что ЕГЭ не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой.

Использование при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ позволяет эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий ЕГЭ и ОГЭ, качественной подготовки учащихся.

Сайты

http://alexlarin.net/ege/mtem/main.html

http ://решу егэ.рф

http :// www . bankportfolio . ru

http://gkfytnf2013.ucoz.ru/

10. Ресурсы сети Интернет в помощь учителю математики:

Применение компьютерных презентаций

Бесплатные онлайн тесты ЕГЭ от ЕГЭши - http://www.egeru.ru/

Федеральный институт педагогических измерений - http://wvvw.fipi.ru/

Официальный информационный портал ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/

ЕГЭ тренер – экспресс подготовка к ЕГЭ - http://ege-trener.ru/

А каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».