(Из опыта работы)
Александровой В.А.
Инновационныее подходы подготовки обучающихся к
ОГЭ и ЕГЭ по математике
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки не существует. Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке обучающихся к сдаче итоговой аттестации.
Одна из проблем современного учителя является подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. И в то же время сложность и объем заданий, включаемый в КИМы и особенно в ЕГЭ, чрезвычайно стали завышены по сравнению с заданиями, которые включались в выпускные экзамены ранее. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Внедрение на уроках современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала. Какие же инновационные образовательные технологии и как могут помочь в организации работы по подготовки к ОГЭ и ЕГЭ?
В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ не даст высоких результатов, если готовиться к ним только 1 год или полгода. Поэтому необходимо, как можно раньше провести работу с детьми по определению места предмета в их дальнейшей жизни: нужно ли будет им сдавать предмет на профильном или базовом уровне. Большое внимание надо уделять проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ОГЭ проходит систематическая тренировка по материалам ОГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных, пробных ОГЭ». Полноценное изучение предмета предполагает и включение компьютерных технологий в учебный процесс. Использование компьютера на уроках дает следующие положительные результаты:
ü реализуется возможность учащихся перерабатывать громадный поток информации, который они получают, и стремление к самостоятельности;
ü учащимся предоставляется возможность самостоятельной исследовательской работы с компьютерной моделью и индивидуальный темп обучения;
ü у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися (особенно с отстающими), в ходе которой он может корректировать процесс познания.
Основные трудности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
1. Не типичность формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.
2. Непредсказуемость содержания заданий.
3. Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке обучающихся.
4. Демонстрационные материалы, предлагаемые для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ОГЭ и ЕГЭ
· Непредсказуемость содержания заданий ОГЭ и ЕГЭ;
· Не типичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ и ЕГЭ Невозможность проведения системного анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ;
· Сокращение часов математики в старшей школе;
· Нехватка времени для специализированной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
· Организация и планирование работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету;
· Отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
· Необходимость готовить к сдаче ОГЭ и ЕГЭ всех учащихся класса в обязательном порядке;
Цели и задачи: Подготовить всех учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ с хорошим качеством
Для этого необходимо:
· Учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать задачи ОГЭ и ЕГЭ)
· Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
· Систематизировать повторение программного материала
· Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.
При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ я выделяю следующие направления деятельности:
1) Методическая подготовка учителя к ЕГЭ.
Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ, посещаю семинары по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование и курсы повышения квалификации.
2) Создание банка тестовых заданий.
В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса
Инновационные подходы в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, системность дает ученику:
• повышение эффективности восприятия информации
• повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения – умение критически мыслить
• умение ответственно относиться к собственному образованию
• умение работать в сотрудничестве с другими
• повышение качества образования учеников
• желание и умение стать человеком, который учиться в течение всей жизни
В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, вычислении значения дробного выражения вида
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:
-входное диагностирование учащихся 9, 11 класса за курс 10 класса,
-тематическое тестирование по основным разделам курса,
-контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса,
-пробные ОГЭ и ЕГЭ.
5) Организация самостоятельной
Помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн .
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии
ЕГЭ по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам;
официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы
официальный сайт Рособрнадзора "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;
открытый банк заданий по математике ЕГЭ;
"Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;
Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ОГЭ. http://egeigia.ru/
учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах
Очень важны уроки итогового повторения в конце 9, 11 классов. Они дифференцированно ориентированы. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями ( uztest.ru), с заданиями из 2 части, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки (http://egetrener.ru/ )
6) Психологическая подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Для всех учащихся 9,11 классов во втором полугодии провожу занятия «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». ИЛИ оформляю информационный стенд в кабинете.
На занятиях обсуждаю вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к
Что поможет подготовке?
Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;
Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;
Широко использую в работе Интернет - порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/,
http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.
Используя сайты http://shpargalkaege.ru
, делаю подборку заданий первой части, представляю задания, используя презентацию или распечатку в виде текстового документа.
7) Как помочь ученику успешно сдать экзамены в условиях нехватки времени и большого
Во-первых, все такие задачи решаются по единому алгоритму, о котором мы вам расскажем. Во-вторых, многие из них однотипны — это задачи на движение или на работу. Главное — знать к ним подход
Хочется отметить, что ЕГЭ не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на единый государственный экзамен или нет. В противном случае проблемы ЕГЭ останутся проблемами отдельных учителей, что сделает невозможным решение перспективных задач, поставленных перед школой.
Использование при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ позволяет эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий ЕГЭ и ОГЭ, качественной подготовки учащихся.
Сайты
http://alexlarin.net/ege/mtem/main.html
http ://решу егэ.рф
http :// www . bankportfolio . ru
http://gkfytnf2013.ucoz.ru/
10. Ресурсы сети Интернет в помощь учителю математики:
Применение компьютерных презентаций
Бесплатные онлайн тесты ЕГЭ от ЕГЭши - http://www.egeru.ru/
Федеральный институт педагогических измерений - http://wvvw.fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/
ЕГЭ тренер – экспресс подготовка к ЕГЭ - http://ege-trener.ru/
А каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».