Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях творческого объединения «Ручеек»
( Из опыта работы)
"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
А. Шопенгауэр
Здоровье детей на сегодняшний день – предмет особой заботы и тревоги всех уровней власти, педагогов, родителей, общественности.
Деятельность ДШИ направлена на создание здоровой и безопасной среды, поэтому одной из основополагающих целей нашего образовательного учреждения является сохранение здоровья обучающихся. Наши педагоги организуют учебный процесс с позиции здоровьесберегающего подхода, руководствуясь следующими принципами:
– принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями,
– принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;
– принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья;
– принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.;
– принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов;
– принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и педагога дополнительного образования состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях.
В процессе занятий , я часто использую разные техники – это и работа с пластилином, природным материалом, квиллинг, аппликация из яичной скорлупы, бумажная мозаика, модульное оригами, декорирование др..
Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.
Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Во - вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка.
Поэтому, с одной стороны, рукотворчество – это возможность для ребенка выразить свое "Я” Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
С другой стороны рукотворчество– это приобщение ребенка к народной культуре.
По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В течение 2015-2016 учебного года я изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .
Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд- арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.
Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.
Формы здоровьесберегающих технологий.
Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.
Индивидуальное дозирование объёма сложности.
Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.
Беседы и просветительская работа с обучающимися.
Принципы здоровьесберегающией педагогики, применяемых на занятиях.
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.
Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Приоритет активных методов обучения.
Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
- подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
- игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
- диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;(пальчиковые игры).
Я хочу остановиться на некоторых из них!
Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий, не требующий сложной координации.
Цель проведения физкультурной минутки:
- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для обучающихся во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный в себе ребенок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.
Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, музыкальную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение
Требования
к организации и проведению физкультминуток
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности.
• Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны детям, просто в своем выполнении.
• Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
• В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
• Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
• Во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть за столом или стоять, находиться в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- гимнастика для глаз;
- танцевальная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Гимнастика для глаз
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста.
Младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.
Пальчиковая гимнастика
Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем
крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, или иная работа. Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры
Например, покажи животное (собачка, птичка, зайчик педагог показывает на пальцах).
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения педагога, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Двойные рисунки»-рисуем двумя руками рисунки удивительной формы.
«Постукивание пальчиками»-имитация игры на пианино.
«Пальчики замерзли»-растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статистические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические –сопровождаются движениями. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клетки организма, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Правила дыхания при выполнении упражнений
-Подняли руки вверх и в стороны; отвели назад-делаем вдох.
-Свели руки перед грудью и опустили вниз-выдох.
-Наклонили туловище вперед, влево, вправо-делаем выдох.
-Выпрямляем или прогибаем туловище назад-вдох.
-Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди-выдох.
-Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа- делаем вдох.
Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Упражнения для снятия общего и локального утомления
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу. Правую дай руку другу.
Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка
(«Улыбкотерапия»)
Дарите друг другу тепло и улыбки!
Прощайте обиды, чужие ошибки.
Улыбка всесильна и стоит награды.
Всего лишь улыбка - и вам будут рады.
Позитивный настрой в творческом процессе,
комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии- вот три основных кита, на которых строится образовательный процесс в объединении.
И в заключении:
не могу не согласиться с высказыванием замечательного педагога В.А. Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».