Из опыта работы команды экспертов-наставников по подготовке участника регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы»
Кочегарова Светлана Владимировна,
методист, преподаватель
ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
г. Воронеж
Одним из важнейших направлений развития профессионального образования в Российской Федерации в настоящее время является Чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы», которое стало функциональным приемником международного чемпионатного движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Pоссия)». Успешный опыт организации и проведения Чемпионата профессионального мастерства «Молодые профессионалы» позволил обратить внимание заинтересованных лиц на систему среднего профессионального образования, продвинуть ее вперед, повысить престиж профессий и улучшить качество профессионального образования.
С 10 по 14 апреля 2023 года в Воронеже в рамках федерального проекта «Профессионалитет» проходил региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», в котором приняли участие 260 конкурсантов из 50 учебных заведений региона и 280 экспертов. Соревнования проходили по 40 профессиональным компетенциям.
На базе нашей образовательной организации, ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж», была организована работа конкурсной площадки компетенции «Дошкольное воспитание». Восемь конкурсантов, представлявших ГБПОУ ВО «ВГПГК имени В. М. Пескова», ГБПОУ ВО «БТПИТ», ГБПОУ ВО «ВГППК», Колледж АНОО ВО «ВЭПИ», ГБПОУ ВО «ГПК», хорошо подготовленных своими наставниками, боролись за победу, демонстрируя высокий уровень профессионализма.
Чемпионат «Профессионалы» для студентов – отличный шанс продемонстрировать профессиональные навыки в своих компетенциях, заявить о себе, как о специалисте, владеющим современными технологиями и оборудованием, умеющим применять его в образовательном процессе. Чемпионат для наставников – это возможность определить точки своего профессионального роста.
При подготовке участников к Чемпионату наставническая деятельность играет огромную роль. В рамках чемпионатного движения появилась особая роль – эксперт-наставник – эксперт, представляющий интересы конкурсанта и (или) команды по компетенции [1, с. 3]. Квалификация всех экспертов, независимо от их роли, подтверждается наличием профильного образования, опыта профессиональной деятельности, участия в мероприятиях Чемпионатного движения «Профессионалы», знания нормативной документации.
На наш взгляд, экспертами-наставниками следует назвать всех тех воспитателей, педагогов, методистов, которые оказывают сопровождение и помощь молодым профессионалам в их развитии и адаптации к требованиям профессии.
Эксперт-наставник – это человек, который имеет большой опыт и знания в определенной области и готов поделиться ими со своими подопечными. Он предоставляет свои знания и опыт, чтобы помочь другим достичь лучших результатов в своей области и достичь целей. Характеризуя личность эксперта-наставника, можно выделить несколько характерных качеств, которые являются важными для успеха в наставнической деятельности.
Первое важное качество эксперта-наставника – это компетентность, его опыт и знания. Достичь определенного (высокого) уровня в своей области наставник смог, благодаря своим усилиям, трудолюбию и постоянному развитию. Разнообразный опыт работы в своей области позволяет понимать, как наилучшим образом использовать свои знания, чтобы помочь наставляемым.
Второе важное качество эксперта-наставника – это коммуникабельность. Нужно быть хорошим слушателем и уметь говорить на языке своих подопечных, чтобы быть понятым. Важно уметь адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого и находить подход, который наиболее эффективен именно для этого наставляемого.
Третье важное качество эксперта-наставника – это личный интерес к успеху тех, кого наставляешь. Наставник должен быть готов инвестировать свое время и усилия в наставляемых, нацелен на достижение лучших результатов. Также важно быть мотивированным на помощь для достижения поставленных целей и построения успешной карьеры в профессиональной области.
Среди основных компетенций, необходимых эксперту-наставнику мы выделили:
1. Блок психолого-педагогических компетенций:
− готов помочь наставляемому в установке целей работы;
− готовность помочь подопечному обрести уверенность в себе;
− способность организовывать ясное, открытое двустороннее общение;
− готовность оказать поддержку или конструктивную критику при необходимости и помочь совершенствоваться.
2. Блок методических компетенций:
− способен к различным стилям обучения;
− способен организовать усвоение знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения;
− готов осуществлять контроль профессиональной деятельности и др.
3. Блок коуч-компетенций:
− готов взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подопечного;
− способен помочь «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы;
− способен планировать и проектировать профессиональное развитие своего подопечного;
− готов помогать развивать креативное мышление и навыки решения проблем.
В процессе подготовки участника от нашей профессиональной организации к региональному этапу Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по компетенции «Дошкольное воспитание» мы успешно использовали командный принцип работы, применяя правила коллегиального совета и взаимодействия членов команды экспертов-наставников. В эту команду вошли опытные преподаватели, ведущие профессиональные модули и междисциплинарные курсы, лежащие в основе конкурсных заданий Чемпионата, а также индустриальные эксперты из базовых образовательных организаций, где студенты проходят педагогическую практику.
Для каждого преподавателя подготовка участника Чемпионата – это проверка его профессионализма. Эксперты-наставники помогали участнику грамотно сформулировать цель и задачи, выбрать оптимальные стратегии и тактики, следили за выполнением плана и оказывали необходимую поддержку на каждом этапе подготовки.
Благодаря большому опыту наставнической деятельности в рамках чемпионатного движения «Молодые профессионалы» наша команда наставников глубоко понимает требования, предъявляемые к участникам Чемпионата «Профессионалы», и обладает экспертными знаниями в области дошкольного воспитания. Важными аспектами работы являются также интенсивная тренировка и отработка практических навыков, а также анализ и обсуждение мероприятий, проводимых во время подготовки конкурсанта.
Наставник должен уметь мотивировать и поддерживать участника на всем протяжении подготовки и способствовать повышению его уверенности. Он также играет важную роль в создании дружественной атмосферы и обеспечении сотрудничества между участником и другими участниками команды. Наставник должен не только помочь студентам усвоить теоретические знания и овладеть практическими навыками, но и научить их правильному подходу к конкурсной деятельности.
В целом, эксперты-наставники – это индивиды, которые могут значительно повлиять на успех своих подопечных. Они предоставляют индивидуализированные советы и помощь, основываясь на своем опыте и знаниях, и помогают преодолевать препятствия на пути к успеху. Профессионализм, наставнические качества и опыт умелого руководства другими людьми являются залогом успеха в этом творческом соревновании.
Конкурс по профессиональному мастерству «Профессионалы» – это прекрасная возможность для студентов проявить себя и поучиться у экспертов-наставников. Старшие коллеги могут поделиться с участниками своими лучшими практиками, подсказать, как преодолеть трудности и указать на недостатки, которые нужно исправить. Опыт экспертов, накопленный годами, помогает студентам-конкурсантам повысить свой уровень профессиональных компетенций.
Мы выделили несколько значимых функций эксперта-наставника при подготовке студентов к Чемпионату по компетенции «Дошкольное воспитание»:
- организация мероприятий по конкурсной деятельности: проведение специальных занятий и тренировок для студентов, которые помогут им подготовиться к выполнению конкурсных заданий;
- обучение методикам работы: научение студентов основным методикам работы в дошкольной образовательной среде, которые могут быть необходимы для успешного выступления во время демонстрации конкурсного задания;
- подбор необходимых материалов: помощь студентам подобрать материалы, которые могут пригодиться, включая учебные пособия, различные игры и т. д.;
- консультация перед конкурсом: перед началом конкурса есть возможность консультировать студентов, помогая им справиться с нервозностью и подготовиться к выступлению;
- анализ работы во время демонстрации конкурсного задания: анализ работы студентов на конкурсном испытании, выявляя их слабые стороны и помогая им развиваться в нужном направлении.
Проделанная нами большая работа привела к общему успеху. Победитель регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» Воронежской области по компетенции «Дошкольное воспитание» – Будовая Наталья Олеговна, студентка ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж», рассказывая о своем пути к успеху, отметила: «Принять участие в региональном этапе Чемпионата «Профессионалы» я решила осознанно. Ведь уже имею бесценный опыт реальной работы с детьми в рамках большого количества практик, которые с удовольствием проходила в детских садах города Воронежа. В течение этих нескольких дней я получила возможность показать все, чему меня научили эксперты-наставники, ведь каждый из них поделился тем, что хорошо знает и умеет делать, вложил часть своей души. Была проделана огромная работа: все модули конкурсных заданий разбирались подробно, с учетом методических аспектов и критериев оценки. Каждое из заданий на этапе подготовки выполнялось, репетировалось под чутким руководством преподавателей, готовых помочь. Умение увидеть ошибки и недочеты, не допускать их впредь, стремление к совершенствованию – именно это привело меня к победе. Каждый день был наполнен переживаниями, но конкурсанты поддерживали друг друга, на площадке царила дружеская атмосфера. Для меня была важна поддержка наставников, которые проживали все конкурсные задания вместе со мной. Хочу поблагодарить экспертов, наставников, волонтёров и, конечно, главного эксперта Чемпионата!»
Таким образом, с помощью инструмента наставничества создаются и развиваются механизмы, дающие возможность молодежи реализовать свой потенциал, достичь успеха в профессиональной деятельности, а также организовать тренировочный процесс в ходе подготовки к соревнованиям. Можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим результативность участия в региональном этапе Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» является грамотная система подготовки участника (конкурсанта) командой экспертов-наставников. Внедрение такой технологии подготовки к чемпионатам в профессиональную подготовку специалистов – это сегодняшний день, и поэтому мы рекомендуем каждому преподавателю тщательно изучить документацию по проведению Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», погрузиться в сам процесс проведения Чемпионата, проанализировать состояние качества подготовки выпускников на сегодняшний день, изучить критерии оценки профессиональных компетенций обучающихся. В соответствии с этими современными требованиями следует выстраивать всю технологию обучения, психологически и профессионально готовить наших студентов к демонстрации освоенных практических умений в условиях стандартных и нестандартных ситуаций.
Список литературы:
1. КОНЦЕПЦИЯ Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству (УТВЕРЖДЕНА Организационным комитетом Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству (протокол от «6» Февраля 2023 г. № 1/2023)) – Москва – Режим доступа : https://pro.firpo.ru/o-nas/dokumenty/