Из опыта работы на тему: «Организация работы учащихся по подготовке к ГИА (ОГЭ) по математике»
Математика для большинства представляется «обособленным предметом, а умения, развиваемые посредством математики, минимально используются как на других уроках, так и в реальной жизни». В идеале, подготовка выпускников основной школы к успешной сдаче ОГЭ по математике – это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.
Экзамен по математике в 9-м классе – это итог работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. И поэтому я начинаю готовить учащихся к такому виду экзамена ещё с 5 класса. Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда ребят с низким темпом работы на уроках, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, с серьезным диагнозом в медицинской карточке, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. Чтобы усвоить максимум учебного материала, слабые ученики испытывают психологический дискомфорт, нагрузку в учебном плане. Учитель должен находить выходы из сложившейся ситуации, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно. Этим привить любовь и интерес к своему предмету (повысить учебную мотивацию) и по Выготскому, научить ребенка «в зоне ближайшего развития». Ведь результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития ребенка. Какие использовать методы и приемы, это решит сам учитель, исходя из своего опыта и уровня класса и каждого ученика. Плюс к этому и личность самого учителя. Ребенок должен доверять этому учителю, открыться, любить и уважать его. И не только ученик, но и родитель. А учителю такое признание надо заслужить. Самым лучшим является дифференцированный подход и личностно-ориентированное обучение, которые способствуют обязательному минимуму знаний и повышению требования к сильным ученикам.
Обучающийся на выходе из школы должен быть мобилен, информационно грамотен, уметь быстро перестраиваться в быстро меняющихся условиях, постоянно развиваться, иметь склонность к обучению в течение всей жизни. Учитель помогает ученику осваивать необходимую ему область знаний. При этом обучающийся должен сознательно учиться, понимать, что учёба нужна ему самому. Становится важна не оценка, а конечный результат, который он покажет на итоговой аттестации. Ученик должен стать деятельной фигурой в учебном процессе.
Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования ИКТ-компетенций, что в целом приведет к повышению мотивации, а, следовательно, и качеству обучения.
Какие же мероприятия необходимо проводить для минимизации риска получения неудовлетворительной оценки за экзамене? Работа педагога по подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ представляется следующими направлениями деятельности:
Ознакомление с правилами проведения ГИА. Реализация этого направления деятельности учителя тесно связана с сотрудничеством с администрацией школы. Очень важно, чтобы правила проведения ГИА в текущем году были предельно понятны педагогу. Все пункты Порядка проведения ГИА должны быть уточнены до такой степени, чтобы не оставалось никакой неопределенности. Роль администрации школы состоит в выяснении всех особенностей проведения ГИА в текущем учебном году и доведения их до сведения учителей.
Выявление особенностей проведения ОГЭ по математике в текущем году. Очень важно понимать, что в правилах проведения и оценивания ОГЭ всегда могут возникнуть изменения. И от того, насколько оперативно учитель ознакомится с ними, будет зависеть скорость внесения корректив в его систему подготовки учащихся к экзамену. А значит, у девятиклассников будет больше времени на осознание и личного принятия этих изменений.
Работа с учащимися и их родителями по ознакомлению с правилами проведения ОГЭ по математике. После того как учитель изучил документы, касающиеся порядка проведения ГИА в целом и ОГЭ по математике, важно ознакомить с ними как учащихся, так и их родителей. От того, как они поймут и осознают все правила, зависит их уровень потребности в сотрудничестве с педагогом при подготовке к экзамену.
К сожалению, вышеуказанные документы утверждаются только в середине учебного года. Поэтому первые три направления работы учителя начинаются только в январе. А с сентября по декабрь проводится пропедевтическая работа по ознакомлению учащихся с процедурой проведения экзамена по математике в предыдущем учебном году.
Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на подготовку к экзамену. Здесь важно использовать любые возможности, позволяющие учащимся правильно оценить уровень своей подготовки и определить проблемные зоны. С девятиклассниками начинается подготовительная работа уже в середине сентября с входного тестирования, в котором за один час учащимся предлагается выполнить любые 8 заданий из 20 по схеме: 3 задания из модуля «Алгебра», 2 задания из модуля «Геометрия» и 8 задания любые.
По результатам этой работы происходит распределение учащихся на 2 группы. В первую попадают те, кто не справился с заданием, а во вторую – набравшие не менее 8 баллов. Консультации назначаются для каждой группы отдельно. Эти занятия проводятся 1 раз в неделю.
Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно. Поэтому могут быть организованы и другие виды работ:
решение заданий ГИА во время урока на этапе повторения изученного материала или включение их в этап освоения способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену, причем каждая консультация начинается с разбора заданий вызвавших затруднения;
дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена;
знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами, направленными на подготовку к ГИА;
систематическое проведение пробных экзаменов в форме ОГЭ с последующим подробным анализом результатов (уроки выделяются за счет резерва времени в рабочей программе).
Обучение учащихся правильному заполнению бланков. Важно понимать, что хорошо подготовленный к экзамену, но не умеющий работать с бланками ученик может получить низкий результат. Поэтому особое место в работе учителю необходимо отводить для обучения девятиклассников правильному заполнению бланков. С их копиями учащиеся в обязательном порядке работают на пробных экзаменах.
Вышеописанная система подготовки к ОГЭ по математике, на мой взгляд, дает возможность снизить риск получения учащимися неудовлетворительной отметки за экзамен.
Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю следующие критерии:
- использование творческих ситуаций с применением персонального компьютера и Интернета;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе;
- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения;
- раскрытие субъективного опыта ученика;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе классного коллектива.
Итак, подготовка к ОГЭ мною проводилась в течение всего курса обучения основной школы. В 9 классе проводилась систематизация всех полученных знаний по математике. Результаты ОГЭ полностью удовлетворили ожидания, ученики, способные к математике показали хорошие результаты (более 20 баллов). Со средним уровнем ученики получили больше 10 баллов, для них это личное достижение в своей жизни: у них появилась уверенность в успехе и психологическая положительная самооценка.
О положительной динамике результативности данного опыта свидетельствуют следующие показатели:
на экзамене 23 человека получили отметку «4» и «5» из 28 обучающихся в 9-х классах;
стабильные результаты контрольных и диагностических работ: успеваемость 100%, на «4» и «5» -70 %;
100% освоение государственных образовательных стандартов;
повышение мотивации к изучению математике;
повышение познавательной активности;
повышение интереса родителей к проводимой работе с обучающимися.
Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.
Задача учителя – подготовить всех учащихся на базовом уровне, бывает порой очень сложной. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, и успешно сдали экзамен.
2