СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы на уроках русского языка и литературы»

Из опыта работы.

Так получилось, что в одном учебном году ко мне в 5 класс пришли ребята с низкой мотивацией к учебе, «слабые»-это про них. Класс без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу. И тогда возникли вопросы: как заинтересовать их и других учащихся на уроках русского языка и литературы в самостоятельном поиске знаний, как заставить их оторваться от своих гаджетов и сесть за книгу, как подготовить к успешному тестированию в конце 9 класса? Наткнулась на статьи об интерактивном методе обучения других педагогов. Взяла на вооружение и принялась за работу. В начале пути было трудно, потому что переучивалась сама, учились работать по-новому дети, а главное для них было научиться работать дружно, без ссор, ругани. Пришлось пересмотреть свою методику преподавания, буквально каждый урок разбивать на крупицы, искать новые методы, формы и приемы работы.

Интерактивный метод обучения. Что это такое?

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. А участие в диалоге требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Основными составляющими интерактивных методов являются выполняемые учащимися упражнения и задания. Важное отличие их от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи. Учащиеся прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.

Интерактивные формы могут присутствовать в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока или представлять использоваться на протяжении всего урока. Вот некоторые из них: дискуссии, дебаты, диалоги, методы вопросов и ответов, проекты, исследовательские работы, сюжетно-ролевые игры, разминки, анализ полярных позиций, разыгрывания ситуаций, воображаемые (виртуальные) прогулки и путешествия, обучение друг друга, медиации, работы с печатными материалами, работа в парах, в группах и многие другие. Таким образом, именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности: почти нет зубрёжки; тему объясняет не учитель, а сами дети по очереди из урока в урок; учащиеся получают информацию, на основании которой строится знание; сами находят ответы и принимают решения; привыкают обсуждать противоречивые вопросы, аргументировать, доказывать своё мнение. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде.



Схематично этот метод можно изобразить так:

Ученик



Ученик

УЧИТЕЛЬ




Ученик






При использовании интерактивных методов в обучении русскому языку и литературе я стала применять на своих уроках следующие приемы: работа в парах, в малых и больших группах, «Мозговой штурм», опорный конспект, дискуссия, ребусы, кроссворды, ключевые термины, дидактические игры, тесты, разноуровневые формы домашнего задания и другие. Остановлюсь лишь на некоторых из них.

»Узнай сам». Стало системой, что один-два (или три) раза в неделю, новую тему на уроках русского языка не объясняю сама (как раньше), а даю возможность детям самим познакомиться с материалом в учебнике или по видеоуроку и рассказать тему самим. Сначала они рассказывают друг другу о том, что поняли, могут даже задавать вопросы, потом отвечают на мои вопросы по теории. Например, при изучении темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» дети сначала прочитают (или просматривают) теоретический материал, потом отвечают на мои вопросы. Содержание вопросов, конечно, зависит от уровня подготовленности класса: (О чем прочитали/смотрели? Что узнали нового? Что поняли? В каких случаях пишется гласная Е или И в окончании существительного? От каких условий зависит выбор букв Е и И? и т.д.). Хвалю тех учащихся, которые для доказательства приводят свои примеры, а не из учебника или видеоурока. Затем можно провести промежуточную диагностику по изученным темам. Например:

Задание: Соотнеси термин и его определение



Приставка Неизменяемая часть слова, которая выражает

его лексическое значение



Корень Значимая часть корня, которая находится после корня и

служит для образования слов



Суффикс Изменяемая значимая часть слова, которая служит для

образования форм слова и для связи слов в словосочетаниях

и предложениях


Окончание Главная значимая часть слова, в которой заключено общее

значение всех однокоренных слов



Основа Значимая часть слова, которая находится после корня и

служит для образования слов





Работа в парах. Дети с радостью рассказывают друг другу материал по новой теме, объясняют орфограммы, исправляют ошибки, в случае необходимости обращаются к учителю. Они перестали боятся задавать вопросы. В таких случаях сама стараюсь не давать им готовых ответов, а некоторой недосказанностью вызываю их самих на рассуждение. Например, один ученик задал вопрос. Отвечаю; «Как вы сами думаете? Если у нас есть существительное, то мы должны…. Давайте порассуждаем». Дети начинают спорить, доказывать друг другу. Кто-то обращается к учебнику и находит ответ написания, кто-то начинает рассуждать или составит даже словосочетание. Работа в паре дает хороший результат при небольшой проверке знаний учащихся. Обычно на такую работу даётся 2–3 минуты, затем учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Например, 6 класс. Тема «Переходные и непереходные глаголы»

Задание. Прочитайте текст. Определите, какие глаголы являются переходными, какие – непереходными. Выпишите их в два столбика (переходные глаголы с указанием прямого объекта).

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек….. (По Г. Угарову.)



Задание «Я и ты»: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

При работе в парах стараюсь охватить вниманием всех учащихся, даже слабых. Моя задача «разговорить» всех, пусть с ошибками – главное, чтоб ученик включался в работу.

Для работы в парах по этой теме ученики делятся на пары самостоятельно и заранее (путем получения листков разных по цвету или форме, листков с номером и т.п.) и получают карточку с заданием к стихотворению/тексту и таблицей. Затем читают текст и выбирают существительные, распределяя их в таблице, ищут закономерности и составляют правило написания гласных в окончаниях. Пары объединяются в четверки и при необходимости, корректируют, дополняют таблицы. Затем «защищают» свои ответы. Остальные учащиеся слушают, дополняют.

В качестве домашнего задания предлагается продолжить работу над таблицей, подобрать и записать по пять слов на каждый случай написания из конкретного текста или по выбору.


Спит з..мля в сиянь_ голубом. В ущель_ том б_жал поток. Как много, представьте себе, д_броты в молчань_.  Но не построит_ся и не устроит_ся счастье твое на несчасть_ чужом. Несколько мгновений прошло в молчании_. В сравнении_ с ним его товарищ к_зался стариком. Но кто идет по алле_ - две тени.  И жизнь его потонет в забвень_ без сл_да, как звук пустой. Выйдем с тобой побродить в лунном сияни_.


Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение






























Словарные диктанты в группах. На изученные темы заранее готовят тексты для словарного диктанта (часто это выполняют дома), потом на уроке диктуют друг другу, сами же проверяют, ставят оценки. Пусть даже повторяются некоторые слова, но кто один раз ошибся, второй раз не захочет ошибиться.

Выбор задания для выполнения на уроках даётся дифференцированно (и это многим нравится): «слабые» выбирают маленькие по объёму или простые упражнения, сильным достаётся посложнее, но иногда им тоже хочется полениться. Также даются и домашние задания (по выбору). Главное, чтобы они могли объяснить, прокомментировать свой выбор ответа. В таком случае, ребёнок может поработать на уроке или после уроков (помощь учителю) экспертом. Словарные диктанты можно заменить диктантами по орфоэпии.

«Карточка-зачет для соседа». После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет такую карточку. Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Делаем ударение на то, что задание должно быть написано аккуратно и разборчивым почерком. Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

Приём «Флажок». По мнению ребят самый занимательный, включающий элементы игры, суть которого заключается в том, что ребята передают по кругу флажок и отвечают на вопросы. Другой вариант: на листочке со значком «флажок» написано слово (Н-р по теме «Разряды прилагательных»). Ребенок, получивший такой листок, пишет свое слово и передает соседу, и так всему классу. Данный прием продуктивен при повторении какого-либо раздела, когда учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

Например:


Качественное

Относительное

Притяжательное

Белый снег






















Игра «Кто больше?» («Кто быстрее?»). Например, кто больше подберет словарных слов, многозначных /однозначных слов, однокоренных слов, глаголов 1 или 2 спряжения.

Аукцион вопросов по теме (один ученик/ряд задает вопросы по теме урока другому ученику/ряду). Оцениваются как вопросы, так и правильные ответы.

Всем учащимся нравится игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению русского языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.

На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

Молодцы

Насмешницы

Березка

Набраться

Растение

Желтый

Даю ученикам время для того, чтобы они нашли и обозначили в этих словах орфограммы. Затем читаю своё слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске/в тетради напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно). Иногда пишу слова, где в одном встречаются несколько орфограмм. Такая вот «пища» для размышления. Такие игры провожу в 5-6 классах, а уже в 7-9 по этой же технологии или видоизмененной провожу ролевую игру и предлагаю учащимся стать редакторами, корректорами, оформителями стенгазет, составителями рекламы, экскурсоводами и др. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.


Метод интерактивного обучения можно и нужно применять и на уроках литературы. Например, при анализе стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее вечер», класс делиться на группы: литераторы (Н-р: композиционно разделить стихотворение на части, найти средства художественной выразительности), историков (рассказать о истории создания этого стихотворения в историческом контексте), художников (красками/гуашью передать красоту зимнего вечера). Из каждой группы в другую выбирается эксперт.

Или, на мероприятиях по внеурочному воспитанию. Учащимся 9,11 классов было дано домашнее задание: найти ответ на вопрос «Есть ли чувство патриотизма у современной молодежи? Да или нет?», а в конце недели, ребята, разделившись на группы участвовали в проведении дискуссии. В течение определенного количества времени члены трех групп обсуждали проблему, записывают общее мнение на плакате, прикрепляя примеры/тексты в качестве доказательства, затем по очереди защищали своё мнение. Можно заранее разделить учащихся по группам: 1) положительный ответ; 2) отрицательный ответ; 3) судьи. Потом начинается общая дискуссия. Такой мероприятие позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения. Важно, чтобы ответ ребят придерживался приему ПОПС-формула (П-позиция («Я считаю, что…»); О – объяснение (или обоснование) («Потому что…»); П- пример («Я могу доказать это на примере …»); С- следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…») – этот прием помогает при написании сочинения-рассуждения.

Ролевые игры, в ходе которых дети становятся «создателями»-актерами. Особенно любят играть героев И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.С.Пушкина. Например, ребятам надолго запомнятся и содержание текста, и повадки героев при инсценировании рассказа «Толстый и тонкий», басни «Свинья под дубом», сказки «….о мёртвой царевне и о семи богатырях».


Вот ещё некоторые приемы интерактивного метода:

• Игра

• Парные и групповые

• «Древо решений»

• «Мозговой штурм»

• «Общая дискуссия»

• Проекты

• Лекции

• Семинары

• «Общий галдёж»

• Словесные ассоциации

• ПОПС-формула (П-позиция («Я считаю, что…»); О – объяснение (или обоснование) («Потому что…»); П- пример («Я могу доказать это на примере …»); С- следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…») – применяется при обсуждении сложных вопросов.


Основные правила организации интерактивного обучения.


Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.


Обязательные условия организации интерактивного обучения:

- доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

- демократический стиль;

- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

- опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Почему важно использовать в своей работе интерактивный метод?

Потому что он обеспечивает:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активную жизненную позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

• Демократичность

Но, в любом случае, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

- задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

- в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

- учитывала бы личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, сделать качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения. Кроме того, подобные методы оказывает мотивирующее действие и на самого учителя, поскольку позволяют сохранять работоспособность и хорошее настроение. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание. Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.




Использованная литература:

1. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.: ил.

2. Технологические подходы и интерактивные методы. Программа Обучение Здоровью. М. 2005. -95 с.