СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Одна из форм оперативного контроля"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В распоряжении учителя имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля. Предлагаемая система поможет упросить прцедуру проверки выполнения заданий, определить причины затруднений и неудач учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Одна из форм оперативного контроля"»

ОДНА ИЗ ФОРМ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ


В распоряжении учителя имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля, но далеко не все они, по разным причинам, применяются на практике.

Предлагаемая ниже система поможет упростить процедуру проверки выполнения заданий, определить причины затруднений и неудач учащихся.

Эта система контроля направлена в первую очередь на проверку достижения обязательных результатов обучения математике. Ее суть заключается в том, что система вопросов, на которые должен ответить ученик в ходе выполнения задания, «подсказывает» алгоритм решения задачи. Это очень важно для слабых учеников.


Рис.1 Рис.2

Основу описываемой системы составляют карточки-задания, которые учащиеся выполняют на «листе ответов» (рис.1). При этом они вписывают получаемые результаты в соответствующие рамки. Учитель накладывает на «лист ответов» учащегося контрольный трафарет (рис.2), сразу обнаруживая ошибку и причину этой ошибки.

Целесообразно, чтобы размеры и конфигурация «листа ответов» и контрольного трафарета были стабильны в течение учебного года, а сам контроль был постоянным, а не эпизодическим. Это организует учащихся, приучает их к аккуратности, в ряде случаев способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Такой контроль может быть как фронтальным, так и индивидуальным. Карточки-задания следует использовать для работы не только в классе, но и дома. Наибольший эффект дает их применение сразу после изучения нового материала. Например, после объяснения формул приведения учитель может включить в самостоятельную работу для всего класса карточку-задание такого вида:

Приведите к тригонометрической функции угла .

а) В какой четверти находится угол ? Какой знак имеет косинус в этой четверти?

б) Сохраняется ли название исходной функции?

в) Запишите ответ.

В данном случае карточка-задание выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Она способствует формированию у учащихся навыка правильно применять формулы приведения.

Важную роль играют карточки-задания при работе со слабыми учениками. При этом вопросы, включаемые в такую карточку, должны быть составлены так, чтобы вскрыть пробелы в знаниях учащихся. Например.

Сократите дробь

а) Какие корни имеет квадратный трехчлен?

б) Есть ли общий множитель в выражении и если есть, то какой?

в) Запишите ответ.

Приведу примеры еще карточек-заданий.

Произведите вычитание

а) Какой общий множитель у этих дробей?

б) Какой дополнительный множитель к первой дроби?

в) Запишите ответ.

Решите неравенство

а) При каком значении аргумента функция принимает значение, равное -2?

б) Укажите область определения и характер монотонности функции .

в) Запишите ответ.

Описанная форма организации оперативного контроля не исключает, а лишь дополняет традиционные формы контроля, такие, как опрос, итоговые контрольные работы и пр. Кроме того, не весь учебный материал целесообразно проверять таким образом, а лишь тот, который направлен на формирование требуемых программой навыков. Применение же карточек-заданий при работе с графиками или по геометрии не приносит ожидаемых результатов, хотя в ряде случаев помогает учащимся усвоить необходимый алгоритм решения типичных задач.

Практика показывает, что рассмотренная форма контроля экономит не только личное время учителя, но и учебное время.