Аржакова Наталия Нохавна, Прокопьева Сахая Егоровна
учителя английского языка МОБУ СОШ№21 г. Якутск
n.arzhakova@mail.ru , sakhaya-90@mail.ru
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Аннотация: В статье представлена опытно-экспериментальная работа - комплекс методических мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания по иностранным языкам в условиях внедрения ФГОС. Авторы раскрывают задачи, формы и виды деятельности на уроках и внеучебных мероприятиях по английскому языку. Особое внимание обращается на социокультурный и лингвострановедческий компоненты. Разнообразие видов деятельности, отличной от той, которой учащиеся занимаются на уроке, делают комплекс мероприятий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции привлекательной и полезной внеурочной формой работы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, иностранные языки, английский язык, игровая деятельность, формирование иноязычной коммуникативной компетентности учащихся, страноведение, социокультурный и межпредметный компоненты, патриотическое воспитание.
Актуальность: В связи с переходом на ФГОС необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию. Внеклассная работа ведется в виде комплекса взаимосвязанных мероприятий согласно ежегодным праздникам, знаменательным датам (юбилейные даты, события в жизни города страны и стран изучаемого языка), учебным темам. В статье предлагаем подборку мероприятий, посвященных празднованию Великой Победы в аспекте иностранных языков:
проведения школьных викторин,
организации внеклассных мероприятий, нетрадиционных уроков,
упражнения из раздела «Занимательные задания» могут быть использованы в качестве сменного материала для стендов.
Все материалы представляет собой авторские разработки для учащихся 2 – 8 классов, направленные на развитие духовно-нравственных качеств личности, формирование человека-патриота. Наше МО учителей иностранных языков ведет систематическую воспитательную работу. Мы считаем, что наиболее эффективно организовывать воспитательную работу с привлечением классов параллелей или всех учащихся начального или среднего звена. Так как почти все дистанционные конкурсы и олимпиады являются платными, мы проводим подобные конкурсы на школьном уровне, чтобы представить возможность всем желающим попробовать свои силы.
Учащимся 2-х классов предлагается конкурс рисунков (с условием использования на выбор слов, фраз, предложений таких, как STOP WARS, WE ARE AGAINST WARS, VICTORY DAY)
Учащимся 3-х классов предлагается конкурс презентаций «Children heroes».
Учащимся 4-х классов – конкурс презентаций «Hero cities»
Викторины для всех – направлены на развитие поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Приобретает актуальность совершенствование внеклассного обучения, внедрение его в процесс новых педагогических технологий. Культурно-массовые формы внеклассной работы предусматривают проведение музыкально-литературных вечеров, квеста, интеллектуально-познавательной игры.
Для учащихся 5 классов-квест "Поисковый отряд "Память"
Квест-игры - новое веяние в педагогике. Участвуют в квесте несколько команд, каждая из которых состоит из 5-6 человек. Выбирается капитан, который поддерживает связь с координатором игры. Команда проходит маршрут, состоящий из семи основных этапов, каждый из которых подразумевает решение исторической головоломки, связанной с биографией снайпера Ф. Охлопкова. Время на прохождение каждого из семи этапов ограничено 10 минутами и подразумевает возможность получения одной автоматической подсказки на 5-й минуте. Ответ на задание информирует игроков о следующем задании. И так до финиша. Победившая команда получает недорогие призы, как-то связанные с тематикой квеста. Итог - собрана папка с информацией о якутском снайпере - папка обменивается на "билеты" в школьный виртуальный тир, а также для ребят организуется ознакомление с учебным оружием (сбор – разбор).
Для учащихся 6 классов - интеллектуально-познавательная игра «MEMORY FIELD», посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне
Цель: Расширить представление детей о Великой Отечественной войне, побуждать детей к изучению истории страны, фактов Великой Отечественной войны.
Задачи:
Познавательные:
1. ознакомление с краткой исторической справкой своей страны;
2. расширение знания по английскому языку.
Развивающие:
1. развитие способности к догадке;
2. развитие их познавательной активности.
Воспитательные:
1. формирование уважительного отношения к героям ВОВ, песням военных лет;
2. формирование положительного отношения к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину.
Правила игры: Перед нами игровое поле в виде пятиконечной звезды и, соответственно, пять категорий: Top secret, Children heroes, Guess a melody, Video quiz, Hero Cities по теме: «THE GREAT PATRIOTIC WAR».
Для учащихся 7 классов - литературно – музыкальная композиция «Souvenirdelaguerre»
Цель: Познакомить учащихся с литературными произведениями, посвященными второй мировой войне.(на фоне музыки звучат слова песни «Вставай страна огромная» на разных языках)
Задачи:
1. формирование навыков слушателя классической музыки, воспитание художественного вкуса;
2. Создание творческой атмосферы в классе;
3. Развитие интереса учащихся к литературно - музыкальному наследию страны;
4. Расширение кругозора учащихся.
Форма урока: музыкально-литературная гостиная.
Для учащихся 8 классов - урок по теме «Герои французского Сопротивления»
Цель: Познакомить учащихся с историческими фактами Второй Мировой войны в истории Франции, героями Сопротивления.
Задачи. Познавательные:
ознакомление с биографиями героев французского Сопротивления;
расширение знаний по истории страны изучаемого языка.
Развивающие:
развитие навыков чтения и аудирования на основе предложенных текстов;
развитие познавательной активности учащихся и способности к догадке;
приобщение учащихся к литературному наследию страны изучаемого языка (чтение и перевод стихов).
Воспитательные:
формирование уважительного отношения к героям войны.
Оснащение: проектор, компьютер.
Оформление: презентация по теме урока; высказывания о войне на французском языке, стихи о войне; песни о войне.
Ключевыеслова: La Resistance, les héros, la guerre, les fascistes, la liberté.
Ссылки на источники:
Профессионализм педагога и возможности его совершенствования: сборник научно-практических материалов. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 322 с.
Ru.wikipedia.org
Касаткина Н.М. «Школьный театр»; Москва «Просвещение» 1988
Тухулова И.А. «В часы досуга»; Москва «Просвещение» 1987
Учебник французского языка 8-9 класс под редакцией Кулигиной А.С Войновой Л.С. Москва «Просвещение» 1992
http://www.youtube.com/watch?v=y4OI4jtcd5E&spfreload=10
http://bank-of-ideas.ru/biznes-s-nulya/kvest
http://shkolnie.ru/voennoe/53874/index.html
http://pv18b.mon.prostoy.ru/nomination/index/type/4
http://www.regnum.ru/news/society/1888054.html#ixzz3RuiYoPwl
http://glazovmedia.ru/11296-kvest-igra-k-70-letiyu-pobedy-video.html
http://www.bolshoyvopros.ru
http://www.airaces.narod.ru/snipers/index_m1.htm
http://forum-antikvariat.ru/topic/209806-bolshie-geroi-malyh-narod/
http://www.poemsource.com/patriotic-poems.html
www.AnitaPoems.com
Петров Д.Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Часть первая. Якутяне в боях с немецко-фашистскими захватчиками. – Якутск: Кн. Изд-во, 1979. – 356 с. ил.
Школьный театр: кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. И обраб. Н.М. Касаткиной. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил.