Тема: Из опыта работы по использованию русских народных сказок в формировании исследовательского поведения у детей с ТНР
Сафронова О.Н.- учитель-логопед МБДОУ города Иркутска детский сад № 147
Черных Е.В.- воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 147
Педагоги и дети группы с ТНР «Ромашка» МБДОУ детский сад № 147 работают над долгосрочным проектом «Приобщение детей с нарушениями речи к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками и сказками». Убеждены, что в процессе ознакомления с русскими народными сказками, используя собственную активность ребёнка, направленную на постижение особенностей объектов природного, предметного мира, связей между явлениями, объектами, их систематизацию и упорядочение, то есть через познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с ОНР сформируется устойчивый интерес к русской народной культуре.
Русские народные календарные праздники уникальное историческое явление, включающее в себя народное искусство (фольклор) и нематериальное культурное наследие. Русские народные сказки один из основных жанров фольклорной прозы. Виды народных сказок очень разнообразны и имеют как в народной среде, так и в научном обороте различные названия: о животных, волшебные, новеллистические, легендарные, пародии и дразнилки, детские. Русские народные сказки, как и календарные народные праздники, носят характер сезонности, на них лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.
Задачи, которые мы стремимся решить:
1. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года, используя фольклорные формы: русские народные сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, заклички и др.
2. Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
4. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать этот процесс ознакомления с окружающим в историческом направлении занимательным и интересным. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а в более старшем возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования. Произведение подбираем с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. И соблюдаем ряд требований: интересный сюжет; соответствие возрасту детей; наличие динамики, загадки, недосказанности; включение в исследование. Педагог сначала рассказывает ту часть сказки, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем рассказывание произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. В своей работе мы стараемся подходить к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (Г.Альтшуллер, М.Шустерман и др.), то есть учим детей оригинально, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, экспериментировать со сказочными материалами и делать выводы и т.д. Далее, педагог рассказывает сказку до конца. Приведем следующие примеры:
Время года/народный праздник | Название сказки | Приёмы совместной познавательно-исследовательской деятельности ребёнка и педагога |
Осень/ Покров | Русская народная сказка «Колосок» | Нравственный урок: Труд кормит, а лень портит. Воспитание добрых чувств: За что вы хотели бы похвалить петушка? Сказка и математика: Превратим сказку в задачку. Речевая зарядка: Этимология слов: «лентяй», «намолоть» На каких героев из других сказок похож петушок? Подходят ли имена мышатам? Какое слово лишнее: мышата, петушок, колосок, репка, пироги? Подходят ли к сказке пословицы: «Кто не работает, тот не ест», «Пашню пашут, руками не машут»? Сказка и экология: Откуда хлеб приходит к нам? Проследим историю пшеничного колоска Развитие мышления и воображения: Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными. Изменим ситуацию и продолжим сказку. Сказка развивает руки: С помощью пантомимы покажите действия петушка и мышей |
Зима/Рождество | Русская народная сказка «Морозко» | Нравственный урок: Мир не без добрых людей Сказка и математика: Превратим сказку в задачку Речевая зарядка: Вспомните другие сказки о зиме Составьте похожие слова от слова «Морозко» Как понимать выражение «Какова работа, такова и награда»? На чьей стороне была хозяйская собачка? Почему? Пошлём письмо Морозко. О чём оно будет? Подходит ли к сказке пословица «Добро век не забудется»? Сказка и экология: Завалило хозяйкину дочь снегом. А дальше что происходит? Развитие мышления и воображения: Жалко нам и хозяйку, и её дочь, несмотря на то, что они жестокие и злые. Может быть, изменим конец сказки? Сказка развивает руки: Методом волшебного рисунка изобразите Морозко и девушку. |
Весна/Пасха, Масленица | Русская народная сказка «Снегурочка» | Нравственный урок: Не хлебом единым жив человек Воспитание добрых чувств: Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте! Сказка и математика: Составим загадку про Снегурочку, но с числами… Речевая зарядка: Какими другими именами можно назвать Снегурочку? Как понимать выражения: «Работа у Снегурочки спорится»,»Град, точно жемчуг перекатный»? Почему Снегурочка весной запечалилась?- покажите такое выражение лица. Подходит ли к сказке пословица «Было и быльём поросло»? Сказка и экология: Что такое эхо? Почему оно есть в лесу, а в квартире его нет? Провести опыты со снегом и льдом и обсудить их свойства(белый/бесцветный, прозрачный/непрозрачный, сыпучий/хрупкий). Замечаем с детьми, как воздействует температура на снег и лед. Развитие мышления и воображения: Давайте превратим Снегурочку с помощью волшебной палочки в… Чем похожи и чем отличаются Снегурочка и Дед Мороз? Сказка развивает руки: Методом пальцевой живописи изобразим Снегурочку |
Лето/Троица | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Нравственный урок: Что посеешь, то и пожнёшь Воспитание добрых чувств: Почему же мне в этой сказке никто особо не нравится? Сказка и математика: Превратим сказку в задачку с числами или считалку. Речевая зарядка: Как по-другому назвать сказку? Объясните слово «скалочка» Какая лиса? Какие мужики? (подбор определений) Частицу «не» поставим перед каждым словом «лисичка»-кто же мог быть на её месте? Подходит ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Поделом ей, поделом»; «Как аукнется, так и откликнется», «Не копай другому яму, сам в неё попадёшь»? Сказка и экология: Почему хвост ответил: «А я всё тебе мешал бежать»? Почему собака не дружит с лисой? Развитие воображения и мышления: -шла лиса с курочкой, а навстречу ей волк, а затем они встретили кота в сапогах… Сочиним новые начало и конец сказки, а середину оставим прежней. Сказка развивает руки: Изобразите с помощью открыток и дорисовки эпизод «Собака треплет лису…» |
Можно использовать не только сказки, но и другую художественную литературу: стихи, загадки в стихах о природе, о погоде, о природных явлениях, загадки о воде в природе, загадки про небо, звёзды и луну. Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка (народная или авторская) обучает и воспитывает. Ребенок не пассивный объект воздействия - он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
Быстро и заинтересованно познавать мир в дошкольном возрасте помогает художественная литература. Она же является эффективным средством интеллектуального и речевого развития, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности, побуждает ребёнка к активности. Сказки русского народа сочетают воспитательный и образовательный потенциал и являются педагогическим средством.
Литература:
1. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2012.
2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
3. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»» МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.
4. https://pandia.ru/text/81/507/60431.php
5.https://aripk.ru/media/userfiles/Календарь_Фольклорных_дат_и_праздников.pdf
6. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», Харьков, «ФОЛИО», 1997