г. Ростов-на-Дону
К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний. История - один из компонентов общей культуры. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания. С целью организации равного доступа к получению дополнительного образования разработана данная программа. Проводимый в соответствии с законодательством РФ с 2009 г. ЕГЭ, как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и учреждений СПО выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории, а именно:
73 часа.
Вводное занятие. | 1 | |
Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля».
| 10 часов |
теория | практикум |
Древнерусские предки народов России. | 3 | 6 |
Легендарный период. | | |
Развитие государственности | | |
Крещение Руси | | |
Княжеские усобицы | | |
Культура Киевской Руси | | |
Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля» | 1 |
Раздел 2. Период раздробленности. | 10 часов
|
Феодальная раздробленность | 6 | 4 |
Древнерусские княжества и земли | | |
Ордынское иго | | |
Культура второй половины XIII половины XIV веков | | |
Контрольные задания к разделу «Период раздробленности»
| 1 |
Раздел III. Борьба за объединение Руси. | 10 часов
|
Борьба за объединение Руси. Литовская Русь | 6 | 4 |
Московская Русь | | |
Московские князья в борьбе за объединение. | | |
Культура Московской Руси | | |
Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси» | 1 |
Раздел IV. Московское государство в ХVI- Х VII веках. | 10 часов |
Сословно-представительная монархия. Великое разорение | 6 | 4 |
Смутное время | | |
Первые Романовы | | |
Культура эпохи великих потрясений | | |
Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках» | 1 |
Раздел V. Великая, Малая и Белая Россия. | 10 часов |
Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия | 5 | 5 |
Преобразования последней четверти XVII | | |
Новое в русской культуре XVII в. | | |
Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия» | 1 |
Раздел VI. Российская империя XVIII в. | 10 часов |
Реформы Петра 1 | 5 | 5 |
Эпоха дворцовых переворотов | | |
Екатерининская Россия. | | |
Черты русской культуры XVIII в. | | |
Контрольные задания к разделу «Российская империя» | 1 |
Раздел VII. Российская империя в XIX веке. | 10 часов |
Россия в I половине XIX века | 5 | 5 |
Войны XIX века | | |
Эпоха Великих реформ. | | |
Россия во II половине XIX века | | |
Контрольные задания к разделу «Российская империя» | 1 |
Раздел VII. Россия в ХХ веке. | | 1 |
Итоговый семинар-практикум по всем темам. | 3 |
Сроки проведения | Порядковый № | № занятия | Тема занятия | Тип занятия | Виды работ на занятии. |
| -
| 1 | Вводное занятие | Лекция. | Знакомство со структурой КИМ 2010-2011. |
| -
| 1 | «Откуда есть пошла Русская земля». | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 2 | Систематизация фактов по Древней истории. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 2 | Исторические источники о периоде становления государственности на Руси. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 3 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4). |
| -
| 3 | Различные версии и оценки исторических событий и фактов периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 4 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода становления Древнерусского государства. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). |
| -
| 4 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода. | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 5 | Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля» | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 6. | Период раздробленности на Руси. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 6. | Систематизация фактов по периоду феодальной раздробленности. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 7. | Исторические источники о периоде. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 7. | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода феодальной раздробленности и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 8 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода феодальной раздробленности. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 9 | Контрольные задания к разделу «Период раздробленности на Руси». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 10 | Борьба за объединение Руси. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 10 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 11 | Исторические источники о периоде объединения русских княжеств вокруг Москвы. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 11 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 12 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода объединения русских княжеств вокруг Москвы. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 13 | Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 14 | Московское государство в ХVI- Х VII веках. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 14 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 15 | Исторические источники о периоде становления Московского государства в ХVI- Х VII веках. | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 15 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 16 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода/ | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 16 | Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 17 | Великая, Малая и Белая Россия. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 17 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 18 | Исторические источники о периоде формирования Российского самодержавного государства | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 18 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 19 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). |
| -
| 19 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов формирования периода Российского самодержавного государства | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 20 | Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия ». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 21 | Российская империя XVIII в. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 21 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 22 | Исторические источники о периоде | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 22 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 23 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). |
| -
| 23 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи . | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 24 | Контрольные задания к разделу «Российская империя XVIII в.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 25 | Российская империя в XIX веке. | Лекция. | Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией. |
| -
| 25 | Систематизация фактов по периоду. | Практикум | Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В). |
| -
| 26 | Исторические источники о периоде | Практикум | Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3). |
| -
| 26 | Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий | Практикум | Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5). |
| -
| 27 | Анализ исторических фактов и ситуаций периода. | Практикум | Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). |
| -
| 27 | Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи. | Практикум | Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7). |
| -
| 28 | Контрольные задания к разделу «Российская империя XIX в.». | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий. |
| -
| 29 | Наиболее проблемные задания по темам истории России ХХ века. | Практикум | Анализ документов по периоду (С1-С3) и составление сравнительной характеристики событий и явлений (С7). |
| -
| 30. | Итоговая проверочная работа по всем темам. | Тестирование | Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий по всем темам. |