СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по реализации программы дополнительного образования"Творческая мастерская"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработака представляет собой ценный материал для педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по реализации программы дополнительного образования"Творческая мастерская"»





Рабочая программа курса дополнительных образовательных услуг «ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ»






























Составитель:

Письменная А.В. педагог дополнительного образования








г. Ростов-на-Дону



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение гарантий реализации конституционных прав молодых людей на получение полноценной суммы знаний. История - один из компонентов общей культуры. Он призван укрепить чувство патриотической гордости у его носителей, развить возможности каждой личности, сообщить необходимые для выбранной профессии знания. С целью организации равного доступа к получению дополнительного образования разработана данная программа. Проводимый в соответствии с законодательством РФ с  2009 г.  ЕГЭ, как обязательная форма государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и учреждений СПО выдвигает задачи повторения, систематизации знаний и формирования практических умений в области истории, а именно:


  • Знание дат и периодизации отечественной истории.

  • Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса.

  • Знание исторических понятий, терминов.

  • Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов.

  • Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов.

  • Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.

  • Группировка исторической информации .

  • Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса.

  • Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.

  • Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей.

  • Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.

  • Умение извлекать информацию из источника.

  • Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника.


  • Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте

  • Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий.


  • .


Структура учебно-методического комплекса

73 часа.

Вводное занятие.

1


Раздел I. «Откуда есть пошла Русская земля». 

10 часов

теория

практикум

Древнерусские предки народов России.

3

6

Легендарный период.



Развитие государственности



Крещение Руси



Княжеские усобицы



Культура Киевской Руси



Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

1

Раздел 2. Период раздробленности.   

10 часов

Феодальная раздробленность

6

4

Древнерусские княжества и земли



Ордынское иго



Культура второй половины XIII половины XIV веков



Контрольные    задания    к    разделу    «Период раздробленности»

1

Раздел III. Борьба за объединение Руси. 

10 часов

Борьба за объединение Руси. Литовская Русь

6

4

Московская Русь



Московские князья в борьбе за объединение.



Культура Московской Руси



Контрольные   задания   к   разделу   «Борьба   за объединение Руси»

1

Раздел IV. Московское государство в ХVI- Х VII веках.

10 часов

Сословно-представительная монархия. Великое разорение

6

4

Смутное время



Первые Романовы



Культура эпохи великих потрясений



Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках»

1

Раздел V. Великая, Малая и Белая Россия.  

10 часов

Самодержавие с Земскими соборами. Абсолютная монархия

5

5

Преобразования последней четверти XVII



Новое в русской культуре XVII в.



Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия» 

1

Раздел VI. Российская империя XVIII в. 

10 часов

Реформы Петра 1

5

5

Эпоха дворцовых переворотов



Екатерининская Россия.



Черты русской культуры XVIII в.



Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Российская империя в XIX веке. 

10 часов

Россия в I половине XIX века

5

5

Войны XIX века



Эпоха Великих реформ.



Россия во II половине XIX века



Контрольные  задания  к разделу  «Российская империя»

1

Раздел VII. Россия в ХХ веке. 


1

Итоговый семинар-практикум по всем темам.

3

Теория – лекция, повторяющая и обобщающая знания по темам периода.

Практикум -

  1. анализ документов по темам периодов (задания С1-С3);

  2. выполнение заданий С5-С7 по темам периодов.



Литература

  1. Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

  2. В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

  3. Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2009.

  4. Самое полное издание типовых выриантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2009.

  5.  В.М.  Кадневский.  История  России  с древнейших  времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.

  6.  А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

  7.  Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

  8.  В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

  9.  А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы    курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

  10.  История: Тесты для 11 кл. Варианты  и  ответы  централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010гг.

  11.  А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2008.

  12. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное   пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

  13. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2003.




























Приложение к рабочей учебной программе.

Календарно-тематическое планирование


Сроки проведения

Порядковый

занятия

Тема занятия

Тип занятия

Виды работ на занятии.


1

Вводное занятие

Лекция.

Знакомство со структурой КИМ 2010-2011.


1

«Откуда есть пошла Русская земля». 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


2

Систематизация фактов по Древней истории.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


2

Исторические источники о периоде становления государственности на Руси.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


3

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4).


3

Различные версии и оценки исторических событий и фактов периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


4

Анализ исторических фактов и ситуаций периода становления Древнерусского государства.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).


4

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


5

Контрольные задания к разделу «Откуда есть пошла Русская земля»

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


6.

Период раздробленности на Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


6.

Систематизация фактов по периоду феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


7.

Исторические источники о периоде.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


7.

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода феодальной раздробленности и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


8

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода феодальной раздробленности.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


9

Контрольные задания к разделу «Период раздробленности на Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


10

Борьба за объединение Руси. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


10

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


11

Исторические источники о периоде объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


11

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


12

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


13

Контрольные задания к разделу «Борьба за объединение Руси».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


14

Московское государство в ХVI- Х VII веках.

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


14

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


15

Исторические источники о периоде становления Московского государства в ХVI- Х VII веках.

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


15

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


16

Анализ исторических фактов и ситуаций периода и сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода/

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6). Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


16

Контрольные задания к разделу «Московское государство в ХVI- Х VII веках.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


17

Великая, Малая и Белая Россия.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


17

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


18

Исторические источники о периоде формирования Российского самодержавного государства

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


18

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


19

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).


19

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов формирования периода Российского самодержавного государства

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


20

Контрольные задания к разделу «Великая, Малая и Белая Россия ».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


21

Российская империя XVIII в.  

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


21

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


22

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


22

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


23

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).


23

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи .

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


24

Контрольные задания к разделу «Российская империя XVIII в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


25

Российская империя в XIX веке. 

Лекция.

Тематический обзор материала периода. Работа с терминологией и периодизацией.


25

Систематизация фактов по периоду.

Практикум

Отработка навыка установления соответствия между рядами информации, хронологической последовательности и классификации фактов (Части А-В).


26

Исторические источники о периоде

Практикум

Работа с документами по периоду – отработка навыка анализа исторического документа (С1-С3).


26

Характеристика наиболее сложных проблем и вопросов периода и различные версии и оценки исторических событий

Практикум

Отработка заданий по предоставлению общей характеристики и систематизации исторического материала (С4) и по оценке исторического события и выявлению различных версий развития исторических событий и их последствий (С5).


27

Анализ исторических фактов и ситуаций периода.

Практикум

Отработка навыка по анализу исторических ситуаций, развитие навыка по написанию мини-сочинения с аргументацией собственной позиции по предложенному историческому факту (С 6).


27

Сравнение деятельности исторических личностей, схожих событий и фактов периода становления Российской империи.

Практикум

Отработка навыка по нахождению сходства и различий при сопоставлении схожих фактов и персоналий (С7).


28

Контрольные задания к разделу «Российская империя XIX в.».

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий.


29

Наиболее проблемные задания по темам истории России ХХ века.

Практикум

Анализ документов по периоду (С1-С3) и составление сравнительной характеристики событий и явлений (С7).


30.

Итоговая проверочная работа по всем темам.

Тестирование

Выполнение тематического тестирования со всеми отработанными типами заданий по всем темам.





10