Самойлов А.Е., учитель физической культуры
МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского»
Из опыта работы по теме
«Самостоятельная работа учащихся, её содержание и организация»
Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Нужны определённые умения в овладении обширным кругом знаний в различных областях деятельности, в том числе и в области физической культуры, что крайне важно для сохранения здоровья как основы для достижения результата в любом виде деятельности. Самостоятельность действий ученика семья и школа воспитывают постепенно, приучая детей с дошкольного и младшего школьного возраста к дополнительным занятиям физической культурой и спортом. Следовательно, для того чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста нужно предъявлять определённые требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения физического состояния детей.
Целью работы по теме «Самостоятельная работа учащихся, её содержание и организация» является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Данная задача выступает перед каждым учителем в числе первостепенной важности.
В учебную программу по физическому воспитанию я стараюсь заложить задачи, отвечающие требованиям времени. Такими задачами являются:
Развитие основных двигательных качеств, обучение жизненно важным навыкам, умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями на основе укрепления здоровья учащихся, воспитания их личности, повышения двигательной подготовленности.
Формирование интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Решение данных задач должно содействовать внедрению физической культуры в повседневный быт учащихся, а также сдаче нормативных требований школьной программы.
Для выполнения данной цели и задач я проанализировал различные направления в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомился с множеством определений и выяснил, какие функции выполняет самостоятельная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Нужно научить школьников самостоятельно ставить цель своей деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Это основные требования ФГОС. В процессе обучения и воспитания ученик должен достичь определённого высокого уровня самостоятельности, открывающего возможности справиться с разными заданиями, добавить новое в процесс решения учебных задач.
Актуальность данной проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Эта работа включает в себя много направлений: знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Главной функцией самостоятельной работы является формирование умений и навыков в процессе самостоятельной деятельности в области физической культуры. Особое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям, которые способствуют становлению и развитию детского организма. Для реализации этой задачи мною разработаны мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на создание условий для их гармоничного развития.
Роль самостоятельной работы школьников возрастает также в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков практической деятельности.
Первый раздел, над которым я работаю, называется «Основы знаний по физической культуре». В этот раздел включен материал, который постепенно, учитывая возрастные возможности учащихся, дает знания, вооружает учащихся умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подбирать средства развития тех или других двигательных качеств.
Второй раздел «Самостоятельная учебная работа». Внедрение физической культуры в повседневный быт учащихся требует особого внимания к формированию умений и навыков самостоятельной работы. Между тем, конкретная методика формирования умений и навыков на самостоятельных занятиях физическими упражнениями непроста. Сложность заключается в решении вопроса: чему учить, как подобрать необходимые умения, навыки и знания, как распределить их по годам обучения с учетом возрастных возможностей учащихся? В этой связи интересно высказывание Ю. Власова: «Система образования, наши школьные программы до последнего времени мало способствовали приобщению человека к истинной физической культуре, гармонирующей его отношение с жизнью, делающей его полноценным в плане физического и духовного здоровья членом общества».
На уроках и во внеурочное время я усилил акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделил обучению учащихся умениям самостоятельно заниматься, воспитанию у них убеждения в значимости занятий физкультурой. Я стремился строить содержание занятий таким образом, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности учащихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности и т.д. Я старался научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подбирать средства развития тех или других двигательных качеств.
Большое внимание я уделяю созданию условий для изучения учащимися функций своего организма, проявляющихся в процессе двигательной активности, знакомлю детей с методами самоконтроля, учу их снимать свои антропометрические данные (рост, вес, окружность бедер, грудной клетки и т.д.). Особый интерес к самостоятельной работе проявляют старшеклассники, т. к. они хотят ликвидировать слабые стороны развития, приблизиться к стандарту. Я выступаю в роли консультанта, даю конкретные рекомендации, советую применять определённую систему упражнений. Использую методику индивидуального контроля физического развития и физической подготовленности учащихся. Применяю тесты, позволяющие выявить степень развития того или иного физического качества: на силу, быстроту, гибкость, ловкость и выносливость.
Важным звеном в физическом воспитании школьников считаю формирование у учащихся знаний о методах и средствах развития физических возможностей человека как основе здорового образа жизни. Я контролирую соблюдение учащимися режима дня, посещение уроков физической культуры, участие во внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях. Провожу беседы о вреде курения и алкоголя.
Урок был и остаётся основной формой учебной работы. При подготовке уроков использую межпредметные связи, разрабатываю интегрированные и нестандартные уроки. Такие уроки формируют у учащихся целостное представление о физической культуре, показывают её связь с другими областями знаний. Широко применяю фронтальный метод обучения, групповой, поточный, метод круговой тренировки, что в значительной степени помогает в обучении и освоении различных двигательных навыков. Применяю дифференцированный подход в обучении, что обусловлено необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей.
На мой взгляд, одной из эффективных форм занятий физическими упражнениями является домашнее задание, поэтому в состав домашних заданий я включаю такие физические упражнения, которые школьники могут выполнять самостоятельно. К ним относятся кроссовый бег, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание туловища, прыжки со скакалкой и т.д. Для повышения эффективности домашних заданий я стремлюсь к тому, чтобы ученик был убеждён в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание. На родительских собраниях рекомендую родителям контролировать выполнение домашнего задания по физической культуре. Чтобы родители могли грамотно участвовать в данном контроле, провожу с ними соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по ЗОЖ.
Таким образом, обучение учащихся навыкам самостоятельной работы способствует формированию у них положительной мотивации, даёт хорошие результаты на школьных, районных и краевых соревнованиях, а также на районных олимпиадах по физической культуре.
Важным результатом моей работы по данной теме считаю поступление учащихся школы в высшие военные училища, а также на спортивные факультеты ВУЗов. За годы моей работы 7 учеников окончили СГУ, 15 учащихся Георгиевский и Ессентукский педагогические колледжи.