СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по теме "Системно-деятельностный подход как средство повышения познавательной активности на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе содержится информация из опыта работы по формированию положительной мотивации изучения биологии в основной школе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по теме "Системно-деятельностный подход как средство повышения познавательной активности на уроках биологии"»


Из опыта работы


учителя биологии

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Октябрьского района Курской области


Нескородовой Натальи Юрьевны



Тема:

«Системно – деятельностный подход,

как средство повышения познавательной активности на уроках биологии»








«Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения».

Георг Лихтенберг

(немецкий писатель)


Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки ФГОС ООО положен системно - деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.

Требования к подготовке выпускников со стороны общества изменились. Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.

Актуальность моей работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере системно – деятельностного подхода в обучении биологии.

В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность на уроках биологии с передачи знаний и социального опыта, на развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В новых документах «Фундаментальное ядро содержания общего образования» говорится, что «развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».

В региональном документе «Концепция реализации в Курской области национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» до 2015 года» говорится, что основная идея состоит в формировании инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, обладающей умением выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Решение такой важной задачи будет способствовать инновационному развитию России и осуществлению планов по дальнейшей модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.


  1. Проблема

Анализ результатов моей педагогической деятельности до перехода на ФГОС ООО 2 поколения показал, что, существуют недостатки в образовательной процессе:

- мало освоена практическая деятельность учащихся на уроке;

- в основном образовательном процессе не развита познавательная активность, низкая активность учащихся в конкурсах и олимпиадах по биологии.

Возникают противоречия:

- между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения;

- между необходимостью повышения уровня образования и низким уровнем познавательной мотивации;

- между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности обучающихся.

Объектом исследования является курс биологии.

Предметом исследования является системно-деятельностный подход, как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии.


  1. Цель и задачи

Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в образовательный процесс методики «Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательной активности».

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-7 классах.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать необходимость использования системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности на уроках биологии;

  2. На основе теоретического анализа определить характер влияния различных видов деятельности на повышение познавательной активности учащихся 5-7 класса на уроках биологии;

  3. Описать внедрение в образовательный процесс технологии системно – деятельностного обучения на уроках биологии;

  4. Охарактеризовать контрольно – диагностические средства, позволяющие определить эффективность педагогической деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

Научная новизна исследования:

1) выявлена динамика развития познавательной активности детей на уроках биологии в 5-7 классе;

2) охарактеризованы методы системно – деятельностного подхода как средство повышения познавательной активности детей 5-7 класса;

3) обоснована необходимость использования системно – деятельностного подхода на уроках биологии в 5-7 классах.

Средства оценки результатов проекта:

  • Проведение мониторинга по итогам;



  1. Ожидаемые результаты

Применение системно – деятельного подхода на уроках биологии позволит:

- развить ценностно – смысловые, учебные и познавательные компетенции для повышения мотивации к изучению предмета;

- заинтересовать обучающихся в предмете;

- активизировать мыслительную деятельность.

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания. Повысится интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

  1. Реализация

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. 
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Урок в рамках системно-деятельностного подхода имеет несколько обязательных стадий:

Стадия «Вызов»

  • приём «Вставь пропущенное слово»;

  • эксперимент;

  • составление кластера;

  • «Мозаика».

Стадия урока «Осмысление»

Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

  классифицируйте и укажите основание для классификации; сравните; обобщите объекты; продолжите ряд, фразу; дополните ряд, определение; определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; установите соответствие между процессами, явлениями; установите последовательность этапов, процессов, явлений.

«Рефлексия»

1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям».

2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала».

3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)».

При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу я осуществляю преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 5 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 6 классе «Систематика растений», «Эволюция растительного мира». В 7 классе «Одноклеточные и Многоклеточные организмы», «Беспозвоночные», «Позвоночные животные». Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 5 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.

  1. Механизм реализации

При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 6 классе при изучении гипотез эволюции растений, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.

Пример №1

Проверочная работа «Простейшие»

Вариант 1

I. Найдите соответствие:

А – корненожки

Б – жгутиконосцы

1. Имеют ложноножки

2. Наличие жгутиков

3. Фагоцитоз

4. Захвату пищи способствует жгутик

5. Тело заключено в раковину

6. Гетеротрофное и автотрофное питание

II. Перечислите органоиды, характерные для амебы обыкновенной.

III. Вставьте пропущенные слова:

1. К простейшим относятся животные, тело которых …

2. В неблагоприятных условиях простейшие покрываются …

3. Некоторые простейшие вызывают тяжелые заболевания, например, …, …, … .

4. Отличительной чертой инфузорий является наличие …

5. Все споровики ведут …. образ жизни.

IV. К какому типу относятся данные простейшие – лямблия, трипаносома, трихомонада.


 














Пример №2

Что изображено на рисунках?

Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.

Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация.

Данная технология позволяет осуществлять не только обмен информацией, формирование познавательной мотивации, но и установить взаимопонимание, взаимодействие между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности

Создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы;

Научить обучающихся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни.
Например, при изучении темы «Состав и строение семян» в 5 классе озвучиваю такой факт, что семена имеют различную форму и размеры, а как это зависит от распространения семян. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и распространения семян. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.
При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 5 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по теме «Мой любимый цветок» в рамках изучения строения и разнообразие цветков растений, в 6 классе по семействам цветковых растений. В 7 классе работают над проектом по изучению отрядов беспозвоночных животных.




Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Влияние условий на прорастание семян» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о том, как внешние факторы: вода, свет, тепло влияют на прорастание семян.

Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов, часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов. Например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме «Корень» вместо изучения параграфа «рост корня» предлагаю провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.
С 5 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов.
В 5-6 классах при изучении курса «Ботаники» обучающиеся заполняют альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику растения, его систематику, интересные факты, научные данные. В 7 классе в курсе «Зоологии» ребята выполняют самостоятельные рисунки животных, или используют рисунки-раскраски, приготовленные мною заранее. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, тренировке зрительной памяти, расширению их кругозора.

Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С 5 класса начинаю работу по подготовке к сдачи экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.

  1. Результаты проекта:

Мониторинг учеников показал значительное повышение познавательной активности при использовании технологии системно – деятельностного подхода в преподавании биологии. Дети активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, успешно сдают ЕГЭ по биологии. Что указывает на более высокий уровень развития компонентов изучаемого феномена. При выполнении заданий ученики объясняли свои действия, которые необходимо выполнить для достижения результата.

Таким образом, была обоснована необходимость и возможность развития познавательной активности детей 5-7 класса на уроках биологии.

Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровней.
Такая работа позволила добиться определенных результатов:

  • 2010 г. Муниципальный этап 11 кл. Призер по биологии – 1, призер по экологии – 1

  • 2011г. Муниципальный этап 9 кл. Победитель по биологии – 1, призер по биологии – 1.

  • 2015 г. Муниципальный этап 7 кл. Победитель по биологии – 1, призер по биологии – 1.

  • Участие во Всероссийских интернет – олимпиадах по биологии «В мире животных» 6 класс, где из 15 участников олимпиады 2 победителя и 5 призеров, «Олимпус» 7 класс – 15 участников, результаты ожидаем в марте – апреле этого года, «ХимБи» 10 класс – 10 участников.

В результате использования методов, средств, сочетания различных технологий системно – деятельностного подхода наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости.


Показатели уровня и качества обученности обучающихся 5-6 классов

за 1 полугодие 2014-2015 уч. года и 6-7 классов за 1 полугодие 2015 -2016 уч.года

Класс

Качество обученности

Класс

Качество обученности

5 «А» класс

76%

6 «А»

90%

5 «Б» класс

81%

6 «Б»

81%

5 «В» класс

85%

6 «В»

84%

6 «А» класс

95%

7 «А»

90%

6 «Б» класс

87,5%

7 «Б»

87,5

6 «В» класс

58%

7 «В»

83%



Динамика качества обученности обучающихся 6-х классов

по четвертям 2014-2015 уч.год


Динамика качества обученности обучающихся 6-х классов

по четвертям 2015-2016 уч.год


Из диаграмм видно, что качество знаний обучающихся в 2015-2016 уч. году несколько выше, чем в предыдущем 2014-2015 уч.году. также существует положительная динамика качества обученности по четвертям, что говорит об успешности применяемых технологий обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Данные технологии дают возможность учащимся быть успешным не только на уроках, но и при сдаче ЕГЭ по биологии. Так, в 2010 году из 13 обучающихся 3 набрали более 70 баллов.

Результаты ЕГЭ 11 классов 2010 год.


Предмет/ год

Число участников ЕГЭ

Среднее количество баллов по итогам ЕГЭ

В том числе получили по итогам ЕГЭ баллов

0 – 25

25 - 50

50 -70

70-100

Биология 2010

13

61,5

-

1 (7%)

9 (69 %)

3 (23%)


Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дал мне возможность определить теоретические основы использования системно-деятельностного подхода в обучении биологии. Результаты моей работы выявляют повышение познавательной активности обучающихся на уроке. Подобранные мною технологии обучения помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делают процесс обучения интересным и легким.

Список литературы

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

  10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114

  11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

  13. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.