Повышение профессионального мастерства и личной культуры
для достижения положительных результатов и качества образования
в условиях ведения ФГОС
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» - эти слова древнего восточного мудреца Али Апшерони всегда актуальны.
Профессия учителя, как никакая другая, требует постоянного самосовершенствования и организованной системы повышения квалификации.
Ещё одной из продуктивных форм повышения уровня профессиональной компетентности является подготовка и проведение открытых уроков, их посещение и анализ.
О каких бы формах совершенствования профессионального мастерства мы сегодня не говорили, творческий рост учителя предполагает самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем.
Важнейшим средством развития творческого потенциала педагога являются конкурсы профессионального мастерства. Среди них самый значимый – конкурс «Учитель года».
Достижение высокого качества образования невозможно без хорошего учителя. Хороший учитель сегодня - это, прежде всего квалифицированный учитель, это личность, наделённая интеллектом, творческим потенциалом, уверенностью в себе, в своих профессиональных знаниях, способная активно думать, сопереживать, работать в условиях различных типов школ, альтернативных программ и инновационных технологий. Сегодня обществу нужны учителя, способные к адекватному восприятию и постижению новшеств, называемых ФГОС и профессиональный стандарт педагога. Всё это требует от учителя приобретать знания и компетенции, которых у него прежде не было.
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущих десятилетий. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
В связи с этим возникла проблема исследования: применение системно-деятельностного подхода, как условия повышения потенциала обучения математике в основной школе.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Системно- деятельностный подход на уроках математики как средство повышение качество обучения».
Цель исследования: пути повышения эффективности обучения математике школьников на основе деятельностного подхода.
Поставленную цель можно решить с помощью выполнения следующих задач:
исследование научной литературы о сущности системно-деятельностного подхода в обучении;
изучение дидактических принципов организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно- деятельностного подхода;
выработать примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода;
выявить факторы, влияющие на качество знаний учащихся ;
выделить основные направления оптимизации процесса педагогического взаимодействия в средней школе, способствующего повышению эффективности обучения математике;
Объект исследования: процесс обучения в основной школе
Предмет исследования: системно- деятельностный подход в обучении
математике в основной школе.
Гипотеза исследования: если при обучении математике в основной школе использовать системно- деятельностного подход, то процесс обучения будет более творческий и принесет лучшие результаты.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
анализ нормативных документов, касающихся образования;
обобщение передового педагогического опыта в области преподавания математики в рамках деятельностного подхода.
2. Системно- деятельностный подход в обучении математике.
Системно- деятельностный подход - методологическая основа стандартов среднего общего образования нового поколения. Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении, как методологии ФГОС. Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Прежде всего, хотелось бы остановиться на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.
Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход.
Что значит "деятельность"?
Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности
Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Основная часть
В своей работе я подробнее остановлюсь на внедрение системно -деятельностного метода для развития познавательного интереса у учащихся при изучении нового материала.
Мне хочется рассказать о некоторых методах, которые я использую в своей работе.
Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. В моем опыте это парная работа
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Очевидно, что такие упражнения можно проводить при изучении самых разных тем. Можно организовать работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент, получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть, и узнать новое.
Заключение.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, какими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
Можно накормить голодного рыбой,
А можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.