Работа с одаренными детьми.
Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по физической культуре.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу произвели самые превосходные результаты.
Август Бебель.
Меня зовут Кирсанова Оксана Сергеевна, я работаю 13 лет в МОУ «СОШ №7» г. Железногорска. На данный момент в школе обучается 1108 учащихся. За время своей профессиональной деятельности в данном общеобразовательном учреждении, я подготовила 22 призёра, 6 победителей муниципального этапа и 4 призёра регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Для участия детей в тех или иных мероприятиях важны не только знания и умения детей, но и правильная организация работы педагога в подготовке учащихся.
Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в соревнованиях. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные и физические способности, имеет доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от труда. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Для подготовки учащихся к предметной олимпиаде я ставлю перед собой цели:
- Распространение опыта работы по подготовке учащихся к олимпиаде по физической культуре. Выявление и развитие у обучающихся спортивных способностей, активизация работы с одаренными школьниками.
Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиаде, я определяю следующие задачи:
-Стимулирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
- Повышение интереса учащихся в углубленном изучении предмета.
-Выявление уровня овладения учащимися необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры.
-Создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня.
- Укрепление здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
-Обеспечение участие одаренных детей в предметных Олимпиадах, научных конференциях, и конкурсах всех уровней.
При подготовке школьников к олимпиаде применяю разнообразные формы и методы работы. Практика показала, что более всего в работе подходят следующие формы работы:
-Убеждение учащихся и их родителей в необходимости раскрытия внутреннего потенциала ребёнка;
- Применение индивидуальных и групповые занятия с одаренными детьми;
-Работа по индивидуальным планам;
-Дополнительные занятия в спортивных секциях;
-Привлечение детей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
-Самостоятельная подготовка учащихся;
-Сотрудничество со специалистами из СДЮШОР по спортивной гимнастике, баскетболу, футболу, лёгкой атлетики идр.
Просто знаний, данных на уроке ученику в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно .Особого эффекта не принесут и разовые занятия прямо перед олимпиадой, поэтому я создала свою систему подготовки к предметным олимпиадам, которая состоит из взаимозависимых частей, каждая из них вносит свой вклад в характеристику целого.
Одарённые дети
Основной целью при подготовке к олимпиаде по физической культуре является выявление талантливых детей, развитие интереса к изучению предмета. Каждый ребёнок по-своему одарённый, талантливый. Просто надо уметь увидеть, где и по какому направлению проявляется талант ребёнка.
В программе олимпиады по предмету «Физическая культура» предусмотрены два вида испытаний – теоретико-методическое и практическое (гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры, прикладная эстафета).
Соответственно возникает вопрос: "Как выбрать ученика?" На что больше обращать внимание – на умение выполнять гимнастические упражнения, на умение бегать легкоатлетические дистанции, на навыки ученика по спортивным играм, или же на умственное развитие ученика, на его успехи в учёбе. Исходя из своего многолетнего опыта, я делаю основной упор на учебные успехи, на умение ребёнка логически мыслить и самостоятельно делать выводы. Возникает вопрос: "Почему именно на умственное развитие?" Если ученик хорошо учится, то нетрудно подтянуть его физическую подготовку. За сравнительно короткий срок можно на хорошем уровне научить выполнять упражнения по гимнастике, спортивным играм, прикладной эстафете.
Ученика, который хорошо физически подготовлен, но плохо учится, почти невозможно учителю физкультуры подтянуть в учёбе. Без хорошей теории на олимпиаде по физкультуре трудно бороться за призовые места, особенно на региональном этапе. Ещё в начальных классах я определяю круг детей, которые могут показать хорошие результаты. Это могут быть не самые сильные ученики, но им должен быть интересен процесс подготовки и участия в олимпиадах по физической культуре. Прекрасной подготовкой и отбором для дальнейшего участия в олимпиаде, служат Всероссийские соревнования «Президентские состязания».Муниципальный этап для обучающихся 4 классов, которые ежегодно проводятся в нашем городе. В теоретической части участвуют все участники соревнований.
Использование информационно-коммуникационных технологий
Использование ИКТ, Интернета в процессе подготовки к олимпиадам происходит самым активным образом.
1) Решение готовых тестов по физкультуре на занятиях в школе и самостоятельно дома.
2) Поиск правильного решения трудного задания или непонятного термина. 3) Просмотр правильного эталонного выполнения упражнения по гимнастике, баскетболу, волейболу, прикладной гимнастике.
Участие в дистанционных олимпиадах по физической культуре. Использую при подготовке к олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по физической культуре. Это позволяет ученикам проверить свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации.
Участие в соревнованиях
Для успешного выступления на олимпиаде по физкультуре считаю обязательным посещение учеником спортивной секции по какому-либо спорту и обязательное участие в соревнованиях. Олимпиада по физкультуре – это тоже своего рода соревнования. Залогом успешного выступления на соревнованиях является опыт выступления на соревнованиях. Опыт выступления на соревнованиях помогает участнику олимпиады более легко ориентироваться в вопросах судейства, организации соревнований.
Создание команды единомышленников
Олимпиада по физкультуре состоит из нескольких испытаний практической части . Очень важно учителю не делать вид, что он лучший специалист по всем направлениям, а суметь привлечь в подготовке к олимпиаде «узких» специалистов. Наша школа тесно сотрудничает с тренерами СДЮШОР.
Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады. Создаю команду школьников, готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде ввожу подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для меня, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам, выбора способа их решения
6. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.
Благодаря системной и планомерной работе физически одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям.