«Из опыта работы с детьми «группы риска» в начальной школе»
Вот он сидит перед нами, взгляните
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли..
Нет!!! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С.Давидович
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.
Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают его, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.
У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе.
Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
1. При поступлении ребенка в школу, предлагаю родителям заполнить анкету, которая позволяет выявить социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию.
2. По внешнему виду ребенка и по его поведению можно выявить признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид ребенка;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении, невыполнение домашних заданий.
3.Анализ личных дел учащихся. Особое внимание уделяю неполным семьм, семьям, дети в которых находятся под опекой. Очень важно знать, где работают родители и с кем большую часть времени проводит ребёнок. Часто при наличии обоих родителей, ребёнок воспитывается бабушкой, тётей или только мамой, т.к. отец работает в другом городе и участвует в воспитании «наездами».
2 этап - Выявление учащихся группы риска и их семей:
При составлении социального паспорта класса выявлению детей группы риска. Классифицирую «группы риска» У каждого ребёнка своя причина, по которой он попадает в эту группу. Но необходимо помнить, что нет универсального метода работы с такими детьми, каждый из них требует индивидуального подхода. Как правило, если ребёнок попадает в группу риска, то семья тоже автоматически входит в неё. Стараюсь найти контакт с родителями при личной встрече, показать свою заинтересованность проблемами ребёнка. Нельзя родителям сразу показывать, что ребёнок вызывает беспокойство. Об этом они должны узнать из доверительной беседы. Начинать общение нужно с описания положительных качеств учащегося, постепенно определяя круг проблем. Родители, как правило, идут на контакт. Даже, если родитель пришёл с негативом, нужно постараться донести до него свою точку зрения. Например, мама мальчика, с начала 1 класса, не посещала родительские собрания, не участвовала в жизни класса, была изначально настроена негативно. При первой же встрече повела себя агрессивно. В такой ситуации нужно дать понять родителю, что учитель ждёт от него помощи, а не старается обвинить его. Результат такого подхода ко 2 классу- мама идёт на контакт.
3 этап – Диагностирование детей группы риска и их семей, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога;
В начале учебного года на основании тестов, бесед, наблюдения выявляю:
учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе, личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»;
причины отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях,
изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
выявление уровня социального благополучия ребенка,
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.
На данном этапе получаю первичную информацию о семье, об отношении к воспитанию родителей. Это этап понимания проблемы, выяснение причинно-следственной связи поведения ребенка и его жизни в семье.
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми и семьями «Группы риска».
Главное на этом этапе систематизировать работу с учащимся, его семьёй и классом в целом.
Это самый сложный этап, потому, что нужно выработать именно систему работы. Часто, в силу занятости, данная работа западает, пока не возникает конфликтная ситуация. Но каждый из нас знает, что её проще предупредить. Если детей «группы риска» в классе не один и не два, как правило, работа ведётся с самыми проблемными. А остальные находятся в стороне, до поры, до времени. Поэтому при планировании работы классного коллектива на предстоящий год примерно представляю, в какие мероприятия и как включить этих детей, какие классные обязанности им по силам, где можно создать для них ситуацию успеха.
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;
классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяю:
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска» и их семьям взаимодействую со всеми специалистами: социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов; По следующим позициям:
участие учащегося в общественной жизни класса;
приемлемые (позитивные) качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий.
В своей практике я широко применяю такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы. Но следует признать, что родители из семей «группы риска» редко посещают родительские собрания и их трудно привлечь к участию в каком-либо мероприятии. Поэтому приходится использовать беседы, консультации, посещение семьи.
Предвидя трудный разговор, педагог должны тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.
Рекомендации специалистов по взаимодействию с неблагополучной семьей.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки положительных достижений семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
8. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней, и от нее к сегодняшней.
10. Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Кроме работы с родителями учителю приходится выстраивать определенную воспитательную работу с ребёнком из семьи «группы риска». Для выявления взаимоотношений в семье стараюсь в непринуждённой обстановке вести доверительную беседу. В работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов: взаимопонимание;
-конфиденциальность;
-доверие;
-единство действий;
-гуманность;
-разумная требовательность.