Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Из опыта
работы с одаренными детьми
учителя технологии
Чистяковой Вероники
Анатольевны
г. Дзержинск 2017 г. /09.02. 2017/
Урок технологии – это один из главных предметов в школе, ведь именно на этих уроках дети знакомятся с различными профессиями, получают знания и умения необходимые в обыденной жизни, но самое главное, что несет наш урок – возможность творчества. Я заметила еще очень важную деталь –креативный, творческий учитель умеет заражать творчеством своих учеников! Умение создать ситуацию успеха – еще очень важная деталь для выявления потенциала ребенка, раскрытия его одаренности и творчества. Замечаю малейшие успехи ребенка – хвалю, подбадриваю, вместе анализируем пробелы и стараемся их устранить в процессе учебной деятельности……Немаловажную роль в работе с одаренными детьми имеет уровень подготовки учителя.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, ведь одна древняя мудрость гласит: «Каковы сегодня дети, - такими станут завтра министры и президенты». Поэтому сегодня остро встаёт вопрос о разработке системы работы с такими детьми, которая бы включала в себя разные уровни, такие как:
Выявление одарённых детей;
Развитие творческих способностей на уроках;
Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская, проектная работа);
Создание условий успешности по работе с одарёнными детьми.
Важно научить детей раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. Что и делают учителя нашей школы на своих уроках и я в том числе.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование. Активно внедряю игровые технологии на своих уроках, что позволяет учащимся лучше усвоить материал урока или темы, сделать урок продуктивным, ярким. Опыт применения игровых технологий может быть использован для обучения школьников не только на уроках технологии, но и на других предметах.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
1. В своей работе я использую разные методы, позволяющие мне выявить одарённых детей. Самым простым из них является обычное наблюдение за детьми во время уроков. Это позволяет определить первые признаки одарённости среди учащихся 5х классов, которые только что перешли в среднее звено. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
2.
3.
I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест — выявление умения обобщать.
4. Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Качество | Отметка классного руководителя по «5» | Отметка родителей |
Любознательность | | |
Сверхчувствительность к проблемам | | |
Способность к прогнозированию | | |
Словарный запас | | |
Способность к оценке | | |
Изобретательность | | |
Способность рассуждать и мыслить логически | | |
Настойчивость | | |
Перфекционизм | | |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) можно отложить на графике (диаграмма «паучок»). Идеальный результат – правильный шестиугольник. Но у каждого ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Эта диаграмма дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную и образовательную работу.
5. Для диагностики одарённости среди учащихся других параллелей я использую методику ШТУР (школьный тест умственного развития). Он позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трёх учебных циклов:
Всего 114 вопросов за 44 минуты. Результат- в процентах.
Затем полученная информация сравнивается, анализируется и обобщается.
Проблема выявления одарённых детей сложна и следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую.
Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую различные формы работы, направленые на развитие креативности обучающихся: конкурсы, олимпиады, викторины
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выгодский назвал «зоной потенциального развития».
Поэтому широкое распространение здесь получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
На основе этого я могу сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.
Приобщать учащихся к творческой работе
Прививать интерес к творчеству, поиску
Развивать навыки созидания, самореализации.
Например, Интегрированные уроки: с физикой «Путешествие в мир ткацкого волокна», с биологией «Роль комнатных растения в интерьере», с информатикой и биологией: «Рациональное питание- основа здоровья и красоты», с ИЗО «В мире моды», с экономикой «Личная книжка ученика» и другие.
Мною накоплен опыт использования метода проектов при обучении учащихся 5-9 классов. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Нашими учащимися выполнено много интересных проектов. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентно способный и заслуживает рассмотрения.
Например, « Пижама» (7 кл.) или «Сарафан», где ребенок сам выполняет не только чертеж плечевого изделия, но и выполняет ряд изменений на чертеже, моделирование, с целью получить выкройку нового задуманного изделия. Проект «Сумочка бисером по парче»(9кл.) – Чистякова Дарья, получившая 1 место в областном конкурсе декоративно – прикладного творчества, «Цветы из бисера» (9кл.) – Завиялова Арина, «Пончо» (9 кл – Жур Юлия – 2 место на олимпиаде по технологии в 2016 г. Вышивка бисером «Цветы» - Трофимова Ольга 9Б класс – 5 место в городской олимпиаде в 2016 г. «Фартук моей мечты»(5кл) – Корсукова Ангелина. «Вышивка лентами», «Рождественский сапожок», « Вязанные игрушки» и др. Особенно ценны и интересны коллективные творческие работы, где над одной темой работает группа детей, такие как Панно «Аквариум» для оформление интерьера кабинета технологии» (6Б кл.). Очень интересны коллективные проекты « Вкусные уроки технологии», где ребята не только выполняют одно блюдо всей бригадой, но и защищают его также всей бригадой.
Защита проектов - не менее интересный этап, ведь для него ученицы используют и сами сочиняют стихи, песни, сценки, используют компьютерные презентации. Представление проектов - открытое для всей школы мероприятие, где может побывать каждый, послушать девочек, поучиться, задать вопросы. Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Обучаясь предмету «Технология» на протяжении пяти лет каждая из учениц выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Хочется заметить и еще один немаловажный факт: тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, «добрать» недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня и, разумеется, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Т. О., можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся по предмету технология. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот, и очень хороший обмен опытом. Показателем эффективности работы с одаренными детьми является тот факт, что на протяжении последних лет мои ученицы показывают хорошие результаты на муниципальных и региональных олимпиадах и конкурсах.
На предметной неделе планируем провести интересные мероприятия, такие как Конкурс «Мастер и мастерица»,» (5- 6- 7 кл.), «Счастливый случай» (8-9кл.).
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через вэб-камеру и т.д. Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио.