Проблема дисциплины на уроке физкультуры Урок физической культуры – особый в ряду школьных предметов. Нарушение дисциплины на нем может привести к серьезным травмам. Но задача учителя совсем не в том, чтобы запугивать детей, объясняя им ужас возможных последствий, а в том, чтобы формировать у них осознанное отношение и чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Опасные последствия За время работы в области физической культуры и спорта для себя установила правила: нельзя в физкультурном зале оставлять детей без присмотра. За свою спортивную карьеру не раз со мной и на моих глазах случались несчастные случаи которые влекли за собой серьезные травмы. Очень часто причиной этому являлись не соблюдения техники безопасности и нарушения дисциплины. Все происходило в течение одной-двух минут. А в результате… Хотя, конечно, это были единичные случаи. Иногда я доверяла проведение тренировки или ее части самим ученикам. Но это были ребята с особым, осознанным отношением к физкультуре, четким пониманием принципов спортивных тренировок, чувством сплоченности, доброжелательными отношениями между собой. Большинство из них входили в состав сборных команд города по различным видам спорта. Но чтобы добиться такого отношения, воспитать у ребят чувство ответственности за здоровье и жизнь – свою и других, учителю надо немало потрудиться. Готовимся вместе Для создания доброжелательной атмосферы на уроке физкультуры важно учитывать все – начиная от подготовки к уроку и заканчивая обсуждением его результатов. Например, я считаю, что на качество дисциплины во время урока влияет организация рабочих мест учащихся. Поэтому уже на перемене привлекаю школьников к подготовке мест занятий, спортивного инвентаря. Если это урок гимнастики, то мы устанавливаем и проверяем гимнастические снаряды, расстилаем и протираем гимнастические маты. Если спортивные игры, то готовим мячи по количеству учеников в классе. Часто перед тренировкой или перед уроком на большой перемене мы проводим влажную уборку зала: протираем инвентарь необходимый для занятия. Все это дисциплинирует детей, помогает создать одновременно рабочую и домашнюю обстановку в зале, заставляет их негативно относиться к беспорядку, стимулирует соблюдение правил (форма, сменная обувь и т.п.). Кстати, я очень требовательно отношусь к наличию спортивной формы на уроке физической культуры, а так же к ее удобству, так как тесная одежда или скользкая обувь плохо закрепленная на ноге учащегося может повлечь за собой травму. Лучше заострять их внимание на необходимости наличия формы посредством конкретных требований и примеров. Так, некоторые упражнения можно выполнить лучше, успешнее, если быть именно в спортивной форме: например, наклоны вперед, махи ногами, выпады, полушпагаты, прыжки в высоту – перечисление может быть довольно долгим. На уроках баскетбола непременно требуется обрезать ногти, снять кольца, браслеты, сережки и т.д. Нужно объяснить школьникам, к чему может привести несоблюдение этих правил: надрывы или разрывы мочки уха, глубокие и болезненные царапины на лицах друзей и подруг, сломанные ногти. С чего начать? В начале каждой четверти я даю учащимся план на ближайшее время и инструктирую их по технике безопасности на уроках под личную роспись. Урок начинается с построения класса, рапорта дежурного или физорга. Некоторые учителя считают это анахронизмом. На мой взгляд, такое академическое начало в совокупности с двумя-тремя строевыми упражнениями настраивает детей на рабочую волну. Также я стараюсь четко и доходчиво объяснить задачи, стоящие перед классом и при необходимости – перед отдельными учащимися на данном уроке. В ходе занятия задачи и методика их решения могут уточняться в соответствии с возможностями ученика, его самочувствием и даже настроением. Дети могут быть возбуждены или, наоборот, угнетены, раздражены или апатичны. Возможно, у них была контрольная работа или она будет на следующем уроке, возможно, у кого-то день рождения, и школьники собираются идти в гости. Все это влияет на психологический климат в классе и в конечном итоге – на дисциплину. Поэтому так важно создать нужный настрой в начале занятия. Рабочий ритм задается на разминке: дети идут по кругу, выполняя при этом упражнения на осанку, укрепление мышц стопы, а затем по команде бегут по кругу. Я при этом выбираю себе место таким образом, чтобы все они были в поле моего зрения и чтобы я могла в течение этих 3–5 минут встретиться взглядом с каждым из учеников, налаживая с ними визуальный контакт: стараюсь кому-то улыбнуться, подмигнуть, погрозить пальцем, при необходимости – кого-то приободрить и т.п. Дети привыкли к такому живому отношению с моей стороны, они улыбаются в ответ, быстрее включаются в занятие. Таким образом, в самом начале урока устанавливается доверительная, доброжелательная обстановка в классе. Игра по правилам Я всегда заостряю внимание школьников на правилах изучаемой игры, объясняю, как надо вести себя на спортивных площадках, в секторах для метания, на занятиях по прыжкам в длину, в высоту в спортивном зале. Особенно обращаю внимание на наказания за неспортивное поведение (технический фол в баскетболе, желтая карточка (предупреждение) или красная карточка (удаление) в футболе и т.д.). Привожу ребятам пример из чемпионата Казахстана которые мне известны. Обсуждаем, почему это произошло. Элементарное нарушение правил безопасности и дисциплины – к такому выводу должны прийти дети. Особенно полезным оказывается соблюдение требований дисциплины во время спортивных игр. Когда на занятиях по баскетболу дети научатся определять двойное ведение, пробежку, узнают, за что назначается штрафной бросок, когда поймут, что за неспортивное поведение игрок наказывается техническим фолом и даже удаляется с площадки, они начинают более ответственно относиться к своим действиям. Начиная с начальных классов во время тренировочных игр на уроках я создаю судейские бригады. Внутри каждой судейской бригады мы распределяем обязанности: судьи на площадке, судья-секундометрист, судья на протоколе. Побывав в роли судьи, дети становятся более терпимыми к ошибкам своих товарищей. Учим друг друга На своих уроках я стараюсь прививать ученикам инструкторские навыки. Особенно интересно это проходит на уроках по спортивным играм. При изучении новых технических приемов (остановки, повороты, передачи, броски, заслоны и т.д.) я делю учащихся класса на пары. Ведущими в парах являются школьники, занимающиеся в секциях и умеющие выполнять на достаточно высоком уровне то или иное техническое действие. Я задаю какое-то упражнение, и дети воспроизводят его. Это повышает интенсивность обучения, увеличивает его результативность. В итоге один ученик доволен тем, что он освоил новое для него техническое действие, а другой гордится, и не без основания, тем, что сумел научить своего одноклассника. За собой на таком фрагменте занятия я оставляю лишь обязанность контроля над действиями учеников и корректировки некоторых моментов. Таким образом, на уроке создается положительный эмоциональный фон, что способствует повышению дисциплины. В случае если идет совершенствование каких-либо технических действий, то пары игроков я составляю с учетом уровня их мастерства. Но тогда перед учениками ставится другая задача: кто выполнит упражнение точнее, быстрее, лучше. Ставим отметки Иногда я даю возможность детям оценивать действия своих одноклассников. Главное – аргументировать свои оценки. Для этого, конечно, необходимо специально готовить учеников, объясняя им нюансы и критерии выставления отметок. Подростки, как правило, очень ответственно подходят к таким обязанностям и довольно часто даже занижают оценки своим одноклассникам. Тогда уже мне приходится разбирать ситуации вместе с детьми. Так, во время зачета по кроссовой подготовке Таня впервые за все годы преодолела кроссовую дистанцию без единой остановки, но время, конечно, она показала очень плохое. Тогда мы с детьми решили отметить успех Тани и ее волю к победе оценкой «4». И, как оказалось, не зря: в дальнейшем она полюбила занятия бегом, стала заниматься в секции легкой атлетики, увлеклась волейболом. Подобные эпизоды повышают ответственность учеников, приучают к самоанализу, сопереживанию, что в конечном счете положительно сказывается на микроклимате в классе. Особенно большой интерес вызывает у детей судейство и оценивание вольных упражнений и упражнений на гимнастических снарядах. Здесь можно восхищаться красотой движений, оценивать удачные связки отдельных элементов, осанку, грациозность выступления. Также на уроках гимнастики я приучаю школьников правильно и своевременно выполнять страховку. Таким образом, ученики готовятся прийти на помощь друг другу, ощущают свою ответственность перед товарищами, у них развивается такое важное качество, как взаимовыручка. Немного теории Дети всегда должны знать, что они делают и зачем, чего от них требует учитель. Я всегда стараюсь давать ученикам теоретические сведения в соответствии с их возрастом. Например, если на уроке стоит задача развития одного из двигательных качеств – быстроты, то младшим школьникам достаточно сказать, что для того чтобы научиться быстрее бегать, они на уроке будут играть, а затем примут участие в эстафете с мячами, кубиками и кеглями. В старших же классах школьники должны развивать быстроту осознанно, опираясь на знания, полученные на уроках химии, биологии, физики. Им необходимо знать, что быстроту можно развивать, пробегая отрезки с ЧСС от 180 уд./мин. и выше. Отрезки должны быть равными – от 30 м до 50 м. На вопрос: «Почему?» – объясняю, что развитие быстроты происходит во время выполнения упражнений максимальной мощности, когда ЧСС составляет 180–190 уд./мин. Такая работа идет за счет энергии АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Интервалы между пробежками необходимо определять по пульсу. Как только частота пульса снизится до 130 уд./мин., нужно выполнить повторное ускорение. Количество заданий зависит от физической подготовленности того или иного ученика. Как только начинается снижение результатов при пробегании отрезков, работу необходимо прекратить. В противном случае мы будем развивать не скорость, а скоростную выносливость. Выполнив такой объем работы на уроке или тренировке, дети прочно усваивают методику развития быстроты и могут воспользоваться своими знаниями при самостоятельных занятиях. Об этике Конечно же, я никогда не упускаю возможности поговорить с детьми о спортивной этике, о нравственных, волевых, мужественных поступках наших спортсменов. Их в истории нашего Казахстанского спорта предостаточно, и для ребят, особенно тех, кто увлечен спортом, такие примеры могут послужить хорошим ориентиром, даже неким идеалом поведения в жизни и в спорте. Так, в 1962 году на чемпионате мира по футболу в Чили сборная СССР играла со сборной Уругвая. В одном из эпизодов после удара нашего нападающего мяч оказался в сетке ворот уругвайцев. Судья показал на центр поля, тем самым засчитывая гол. Уругвайцы были возбуждены и пытались что-то доказать рефери. Тот был неумолим. Тогда наш капитан И.Нетто тоже попытался разобраться в ситуации и узнал у другого спортсмена, который стоял близко к воротам, что гола не было – мяч пролетел в ворота через просвет между штангой и сеткой ворот. Нетто подошел к судье и объяснил ему, почему так возмущаются уругвайцы. Судья гол отменил, матч наши футболисты все же выиграли. В данном случае наш капитан проявил принципиальность, спортивную солидарность и преподал урок честности и справедливости, хотя искушение не изменять ситуацию наверняка возникло бы у многих. А в спорте ли дело? И все же, по моему убеждению, рассматривать или обсуждать вопрос о плохой дисциплине только на уроках физической культуры – слишком узко. Наблюдаю, как на уроке дети в парах на гимнастических матах одновременно выполняют мостик. Вдруг Паша дергает соседа за опорную руку. Тот, естественно, падает, плачет. Или на перемене дети играют в салки. Вова разбегается и в прыжке сбивает ногами своего одноклассника. Через некоторое время он опять разбегается и точно таким же ударом бьет девочку в живот. А есть еще мальчик Саша, который может ударить любого только за то, что тот во время игры отберет у него мяч в соответствии с правилами игры. И ему все равно, чем и как бить – рукой или ногой. Объясняешь ему правила игры, рассказываешь о правилах поведения и спортивной этике, сажаешь на скамейку во время урока, отлучаешь от занятий в спортивной секции – ничто не помогает. Жестокие игры... Откуда же такая агрессия? Тут уже нужно говорить о дисциплине в школе вообще, о моральном климате в семье, в обществе – ведь нельзя вырвать лист из книги, прочитать его и затем судить о содержании, значимости, достоинствах и недостатках произведения в целом. Когда из урока в урок один мальчик задирает и бьет другого по привычке – по только им известному дворовому порядку и закону; когда вызванная в школу мама объясняет, что ее сын дерется, потому что «он у нас похож на девочку, и мы всегда ему говорим, чтобы не давал себя в обиду»; когда в школу приходит папа школьника и ударом в челюсть сбивает с ног учителя физкультуры за то, что на уроке его ребенка обидели другие дети, – как-то невольно задумываешься: а в состоянии ли школа и каждый отдельный учитель помочь детям стать людьми, привить им правильные ценности и доброжелательное отношение друг к другу? Задача учителя физкультуры – спланировать свою работу на уроке, в четверти, в течение всего учебного года так, чтобы ученикам было интересно, чтобы у них горели глаза на работу, на освоение нового и неизвестного, а не на возможность показать свою силу, чтобы вместе со знаниями и умениями школьники получали заряд положительных эмоций, учились проявлять инициативу и направлять свою энергию в нужное русло, чтобы они проникались не только физической стороной упражнений и игр, но и эстетической – красотой, изяществом, ловкостью, и нравственной – чувством солидарности, взаимовыручки, поддержки. А задача семьи, школы, общества – сделать так, чтобы все эти усилия каждого отдельного педагога не пропадали даром, были всегда актуальны, востребованы, чтобы все лучшее, полученное детьми на уроках физкультуры и других предметах, не терялось ими в будущем, а только укреплялось и развивалось.
Гелисханова Анастасия Андреевна Г.Костанай |