Автор статьи Дзиова Марина Петровна, учитель информатики
Из опыта работы.
Я у6еждена, что информатика как учебный предмет имеет свое специфическое предназначение в процессе формирования будущего интеллигентного работника. Она значительно больше, чем другие учебные предметы, нацелена на воспитание дисциплинированного мышления. Эта дисциплинированность носит в основном системный характер и поэтому ни в коей мере не препятствует, а, напротив, способствует развитию творческих компонентов деятельности учащихся. Умение использовать компьютер для решения практических задач - таким должен быть конечный результат изучения курса информатики в средней школе. Это умение должно основываться на глубоком понимании сути процессов информационного моделирования реальных объектов с помощью компьютера.
В настоящее время внедрение компьютерной техники, основ информатики, программирования и ЭВМ в содержание обучения в средней школе стало не только насущной необходимостью, но и реальностью. От того будут или не будут владеть выпускники школы знаниями и умениями в области вычислительной техники, в немалой степени будет зависеть эффективность их последующей профессиональной деятельности- Очень важна роль компьютерной грамотности для умственного развития учащихся, формирования алгоритмической культуры, программистского стиля мышления. Основная задача школы состоит в подготовке учащихся к использованию ЭВМ в последующей практической деятельности. Поэтому при изучении основ информатики и вычислительной техники, составляющих основу компьютерной грамотности, кроме теоретического общеобразовательного аспекта, следует иметь в виду также и практический, прикладной аспект: освоение языка и приемов программирования, решение прикладных задач с помощью ПК.
Основным принципом моей работы является развитие познавательного интереса учащихся к вычислительной технике, информатике, программированию. Однако у большинства, даже любознательных ребят, интерес к компьютеру часто сводится лишь к желанию как можно скорее "нажимать клавиши", "получать смешные картинки", "играть с компьютером". А еще, широкое распространение таких гаджетов, как телефоны, планшеты и т.д., привело к тому, что значительно снизился интерес к компьютеру и необходимости приобретения ПК. И поэтому их мало интересует сам процесс обучения диалогу с ПК. Этот поверхностный изначальный интерес должен смениться глубоким, устойчивым интересом к общению с ЭВМ, к алгоритмизации сложных задач, к красоте логических построений, к радости творчества.
Одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация. Необходимо вызвать у ребят чувство сопричастности к решению важнейших государственных задач, объяснить им на интересных примерах прямую связь между показателем степени развития любой страны и ее "интеллектуальным" потенциалом. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать не только на первых уроках ( когда мы объясняем детям всю важность изучения данного предмета для человека, который будет учиться и работать в информационной обществе), но и в течении учебного года при решении различных, в том числе проф. ориентационных задач.
Ребята должны учиться программировать не только на стандартных задачах. Я не в коей мере не предлагаю отказаться от типовых, классических задач, это задачи "для ума" их просто искуссно нужно чередовать с "задачами для души". Иногда достаточно совсем небольших дополнений, изменений в постановке задачи и известные всем упражнения превратятся именно в такие "задачи для души", которые вызывают гораздо больший интерес учащихся, особенно на первых порах изучения ИВТ и программирования. Именно на них дети начинают чувствовать огромные потенциальные возможности компьютера. А когда пробудится интерес, когда учащиеся почувствуют красоту творчества в программировании, вот тогда следует возвращаться к более сложным "задачам для ума", но уже на более высоком уровне. Такими заданиями могут быть известные всем задачи- "Пароль", "Урок английского языка", "Свет в окне (вкл/выкл)", "Счастливый билетик", "Волшебный круг" т.д. На их базе можно составить прекрасные, очень простенькие, диалоговые программки. При составлении, которых осуществляется закрепление нового материала и повторение всего пройденного ранее.
На примерах этих программ уже можно говорить об основных правилах и приемах создания программ, иначе говоря, о технологии программирования, которая направлена на то, чтобы создаваемые программы были надежны, удобны в пользовании, максимально защищены от ошибок пользователя и т.д.
Для того, чтобы процесс решения задач превратился в творческую деятельность я практикую и такую форму работы, каждую большую тему мы заканчиваем курсовой разработкой, но при этом я формулирую постановку задачи таким образом, чтобы ребята почувствовали важность тематики, пробудив в них чувство ответственности. Например:
1. Изучив тему "Структура ветвления и оператор условия", я предлагаю учащимся разработать программу "Угадайка". Но постановку задачи я начинаю со слов: " Для изучения темы "Понятие алгоритма" в 5-6 классах мне нужна программа …", т.е. я обращаюсь к ним с просьбой помочь мне с программным обеспечением, создать такую программу, чтобы
1). ученикам 5-6 классов было интересно с ней работать (она должна содержать титульный лист, приветствие, знакомство, краткую инструкцию, живой и интересный диалог в процессе отгадывания числа, возможность альтернативного выбора работать с числами до 100 или до 1000);
2). я могла после работы с этой программой дать учащимся четкое представление о фундаментальных понятиях информатики: АЛГОРИТМ, ОПТИМАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ, рассказать о методе дихотомии и т.д. ( для этого в программе должен осуществляться подсчет количества попыток, вывод этой информации на экран, более того надо проанализировать результат и дать оценку работающему за машиной ученику, т.е. если число до 100 угадано за 7 и менее попыток, то похвалить его, если за 8-9 - призвать ученика работать чуть внимательней и если более 10 попыток - пожурить).
2. Изучив циклические алгоритмы, оператор цикла я предлагаю учащимся разработать контролирующую программу. И в этом случае постановка задачи звучит следующим образом: "К нам с просьбой обратились учителя младших классов. Они хотят, чтобы вы помогли малышам выучить таблицу умножения, или помочь им приобрести навыки устного счета или грамотно писать с помощью компьютера ( все это в зависимости от того какую тему я хочу предложить этому классу). Вы должны разработать такую программу, чтобы скучная, иногда, для младших классов процедура заучивания таблицы умножения, или правописание безударных гласных и т.д. стала интересной увлекательной игрой-уроком с компьютером."
Невозможно даже передать весь интерес, всю ответственность и степень старания учащихся при выполнении этого задания. А на зачетное занятие по этой программе приглашаются учителя младших классов, и проходит это в виде научно-практической конференции. Радость получения диплома, грамоты или благодарности (каждая работа бывает по-своену отмечена ) - уже рождает усиление познавательной активности ребят.
3. Закончив тему "Организация подпрограмм. Операторы GOSUB и RETURN", предлагаю новое задание: Составить обучающую программу в форме электронного учебника по различный предметам. Используя межпредметные связи можно предложить учащимся массу интересных заданий- Программа должна содержать краткие энциклопедические данные по той или иной теме, а выбор осуществляется из меню программы. Программа также должна быть оформлена, т.е. обязательно содержать: титульный лист, приветствие, знакомство, инструкцию, меню, возможность многократного возврата в окно меню и т.д.
4. Для учащихся старших классов после завершения прохождения вех основных структур и операторов предлагается задача создания модели того или иного процесса, с интерпретацией - как помощь учителю физики, биологии и т.д.
При такой форме работы учащиеся не просто приобретают навыки составления программ, но и могут почувствовать, поистине, неограниченные возможности компьютера, не просто укрепляется интерес учащихся к предмету, не просто развивается познавательный интерес учащихся, но и закладываются основы успешного овладения всем курсом информатики и программирования. Все это способствует развитию алгоритмического мышления, в частности, умению рационально строить разветвляющиеся и циклические алгоритмы.
Процесс изучения ИВТ и программирования должен быть активным. Не следует заставлять учеников заучивать рецепты, как поступить в конкретной ситуации, не следует искать панацеи в решении задач. Иначе, при малейшем изменении условия, решение задачи может оказаться не по силам. Одной из целей, преследуемых при подборе задач - демонстрация возможностей программных средств и побуждение ученика к самостоятельному овладению теми средствами, которые выходят за границы учебного материала.
У разных школьников различен и интерес к информатике. Основную массу можно разделить на III группы, в зависимости от интереса к информатике:
1. Те, кто хотел бы грамотно использовать компьютер и готовое программное обеспечение в своей дальнейшей деятельности. При этом не так важно, кем хотят стать эти школьники - бухгалтерами или писателями, инженерами или предпринимателями и т.д.
2. Те, кто хотел бы уметь писать программы для компьютера и впоследствии иногда, быть может, использовать их в своей деятельности.
3. Те, кто уже знает, что программировать интересно, что их дальнейшая деятельность будет связана с программированием, что они хотят быть не пользователями, а творцами.
Наша задача сводится к тому, чтобы утолить интересы всех групп. Поэтому обучение учеников осуществляется в двух направлениях: 1. Я – пользователь и 2. Я - программист. Все сказанное выше касалось программирования, но и первое направление немаловажно, тем более сейчас, когда большинство сфер человеческой деятельности невозможно представить себе без использования компьютеров. Мир вычислительной техники развивается такими стремительными темпами, что за ними невозможно угнаться простому пользователю. Но существует объем знаний о работе на компьютерах, который необходимо освоить каждому. Он включает в себя изучение и основные принципы работы Windows и Microsoft Office, сюда входит изучение основ работы с такими программами как: MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point.
При подборе заданий по этим темам я так же придерживаюсь принципов, основанных на правильной мотивации. Задание нужно преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали нужность и важность этой работы. Например, при работе с компьютерными презентациями (Power Point) я предлагаю задачи типа: «Теорема Пифагора» или «Знакомство с компьютером», мотивируя тем, что эти программы необходимы для закрепления тем, проходимых, соответственно в 8-мом и 7-мом классах, и что они обязательно будут использоваться учителем геометрии и мной. Здесь есть всё, и интерес учащихся, при выполнении этих задач, и межпредметные связи, и серьёзное освоение изучаемой темы, и желание создать самую интересную презентацию (т.к. было поставлено условие, что только самая лучшая работа будет использоваться для демонстрации на уроках). И если только задания становятся неинтересными, сразу значительно снижается интерес к изучаемой теме.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два-три года начинать всё «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. Особую сложность добавляет тот факт, что многие ученики на бытовом уровне знакомы с более передовыми программными и аппаратными средствами, чем те, которые имеются в распоряжении компьютерных классов. Поэтому преподаватель должен привлечь такие средства как систематичность и методичность. Бытовое знакомство даже с самой передовой техникой является либо поверхностным, либо узким. Опираясь на историю развития средств вычислительной техники, выделяя методически правильные приёмы работы с ней и концентрируясь на тех сведениях, которые потребуются учащемуся в реальной работе, учитель должен найти правильный баланс между огромными ресурсами информации и ограниченным количеством учебных часов, отведенных на программу.