Материалы учителя физкультуры МБОУ СОШ №1 Прокопьевой Елены Владимировны
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету.
Благоприятный психологический климат внеурочной работы по
физкультуре
Благоприятный психологический климат создается, прежде всего, высококультурной предметной средой на внеурочных занятиях и представлением физической культуры как важнейший части культуры человечества. Выполнение всех заданий идет через активное включение эмоциональной сферы ребенка.
Большое внимание уделяется развитию творческих и познавательных способностей обучающихся посредством вовлечения каждого в деятельность. Гуманизация и сотрудничество позволяют создать условия для формирования умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха: интеллектуальную, коммуникативную и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

Средствами достижения поставленных задач считаю:
использование разнообразных форм и методов организации внеурочной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ и т.п.;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии приближенности к цели, на мой взгляд, такие очевидные факты как:
желание ребенка идти на внеурочные занятия по физкультуре;
активное включение учащихся;
изобретательность детей и умение «найти выход из безвыходного положения».
Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать все вокруг занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения вперед, преодолении трудного.
Опыт работы по сохранению здоровья школьников и формированию
здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тревогу. По данным НИИ педиатрии более 20% детей в возрасте 6-7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в школе, более 35% - уже имеют хронические заболевания.
За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеваний органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
Я уже четыре года работаю над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся и имею достаточный опыт работы в области здоровье сбережения в процессе обучения и во внеурочное время:
внедряю в учебный процесс здоровье сберегающие технологии;
разработала проект «Оздоровительный бег» (см. Приложения);
с позиции здоровье сбережения планирую нагрузку;
осуществляю тесный контакт с медработником школы.
Проведённый анализ состояния работы по сохранению здоровья школьников и пропаганде физкультуры и спорта позволил мне определить приоритетные направления работы:
Укрепление и сохранение здоровья школьников через повышение двигательной активности и усиление профилактической работы с учащимися, педагогами, родителями.
Создание условий для внедрения технологий здоровье сбережения .
Диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников.
Информационное и методическое сопровождение работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.
Укрепление и сохранение здоровья школьников
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. Поэтому очень важно именно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Работа по увеличению двигательной активности ведётся на уроках и во внеурочное время. Степень успешности этой деятельности – устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости
(тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:
динамические паузы и подвижные игры во время перемен;
Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники;
экскурсии и походы по окрестностям;
малые олимпийские игры;
спартакиада школьников.
Ежегодно выступаю на открытых родительских собраниях по темам: «Человек и его здоровье. Главные факторы здоровья», «Здоровье наших детей». Традиционными стали единые Дни здоровья. Ежегодно выступаю на педагогическом совете на тему «Здоровье ребёнка – главная составляющая успеха в учении» - для правильной организации работы с классными руководителями.

Мониторинг здоровья обучающихся школы
Заболевания учащихся | Учебный год |
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
ОРВИ, ОРЗ, грипп | 33% | 30% | 28% |
Нервная система | 2% | 2% | 2% |
Органы пищеварения | 13% | 11% | 10% |
Мочеполовая системы | 1% | 1% | 1% |
Костно-мышечная системы | 25% | 23% | 22% |
Органы зрения | 20% | 20% | 19% |
Другие заболевания | 5% | 5% | 5% |
Анализ показывает снижение ОРВИ, инфекционной заболеваемости, травматизма и заболеваний органов пищеварения по сравнению с 2012/2013 учебным годом на 9%, что объясняется соблюдением санэпидрежима в школе, надлежащей профилактической работой и более активными занятиями физкультурой.
Занятиями физической культурой охвачены все учащиеся, не имеющие противопоказаний. Уроки физкультуры максимально возможно проводятся на свежем воздухе. Уровень физического развития у 97% учащихся можно оценить как средний и 2% выше среднего.
![]()
Частью образовательного процесса стали проекты «Cпортландия» в 1-4 кл,
«Вырастай-ка» с 1 по 11 класс, «Веселые старты».
В процессе обучения успешно решаю задачи по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.
В анкетировании «Овладение теоретическими знаниями о здоровом образе жизни» участвовали учащиеся шестых классов, которые на сегодняшний учебный год являются восьмиклассниками – 65 человек.
Сравнительные данные по результатам анкетирования «Овладение теоретическими знаниями о здоровом образе жизни».
Теоретические знания | 2012- 2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год |
Знание о здоровье как ценности | 27чел. 41,5% | 36чел. 55,3% | 49 чел. 75,3% |
Знание об основах личной гигиены | 29чел. 44,6% | 34чел. 52,3% | 45 чел. 69,2% |
Знание о роли режима дня | 37 чел 56,9% | 45чел. 69,2% | 52 чел. 80% |
Знание о правильном питании | 23 чел 35,3% | 31чел. 47,6% | 42 чел. 64,6% |
Знание о влиянии экологии на здоровье | 23 чел 35,3% | 33чел. 50,7% | 44 чел. 67,6 % |
Знание о пользе физической культуры | 40 чел 61,5% | 47чел. 72,3% | 47чел. 72,3% |
Знание о психическом здоровье | 21 чел 32,3% | 26чел. 40% | 34чел. 52,3% |
Знание о технике безопасности | 48чел 73,8% | 56чел. 86% | 61чел. 93,8% |
Динамика показателей подтверждает, что в процессе обучения у детей правильно формируется понятие здорового образа жизни. Значительно уменьшилось количество пропусков занятий физкультуры по болезни, что говорит о росте такого показателя как индекс здоровья школы. Количество пропусков занятий физкультуры по болезни в целом по
школе![]()
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. В 2012-2013 г.г. я была руководителем ВСЦ «РУСИЧИ» задачей, которого является: формирование гражданско-патриотических качеств личности; обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков (Программа ВСЦ «РУСИЧИ» в приложениях). В рамках патриотического воспитания традиционно проводятся в школе Смотры Песни и строя среди учащихся 2-7 классов.

Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.
Отсутствие правонарушений у обучающихся
Правонарушений у обучающихся нет.
Моя работа в этом направлении отмечена:
- 2013 г. Грамотой Департамента образования за руководство ВСЦ «РУСИЧИ» и подготовку учащихся к военно-полевым сборам;
- 2015 г. Благодарственным письмом за высокий профессионализм и компетентность, целеустремленность от администрации МО «Город Алдан»;
- 2015 г. Грамота Департамента образования за организацию судейства и проведение районных соревнований «Веселые старты» среди учащихся 1-4 классов.
-2015 г. Дипломом руководителю научно-исследовательской работы «Спорт как инструмент международного сотрудничества и внешней политики», ставшей призером во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Рассударики».
-2015 г. Дипломом руководителю научно-исследовательской работы «Влияние компьютера на организм ребенка», ставшей призером (Ш место) во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Золотая рыбка».
Участие в решении проблем социума.
Решение проблем социума идет по трем основным направлениям:
- работа с родителями;
- формирование у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками;
- социальная адаптация учащихся.
Участие обучающихся в проектах разной направленности
Установлены социальное партнерство с Алданским политехникумом, МЧС, Центром гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, ВАТКОП, Социальным управлением администрации района, Алданской библиотекой, Алданским краеведческим музеем, ДЮСШ, Алданским Военкоматом.
Совместно с перечисленными органами и учреждениями проведены совместные проекты:
«Коммунарские сборы» с Социальным управлением администрации района;
«День открытых дверей в АПТ» и товарищеские встречи по волейболу и баскетболу;
«СПИД - чума 21 века» с работниками СПИД-центра;
Районный военно-спортивный конкурс «Защитник Отечества» с МЧС и районным военкоматом;
«Ворошиловский стрелок» с районным военкоматом.
Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по предмету
Внедряя исследовательский и компетентностный подходы в образовании, целенаправленно провожу совместные исследования, развиваю способность работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы, что повышает интерес к физкультуре. Главная цель организации НИР–формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. К тому же участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей. В процессе подготовки к исследовательской деятельности, обучающиеся учатся работать со справочной литературой, делают различные сообщения и рефераты
Совместно с обучающимися разработаны проекты, выполнены исследовательские и творческие работы, которые получили высокие оценки коллег и участников презентаций проектов в рамках работы школьных конференций и конкурсов различного уровня.
Уровень | Год | Тема | Итог |
Школь-ный | 2012 | «Вредные привычки». Круглый стол, 8 класс | Высокая оценка проекта участниками и гостями мероприятия |
2013 | «Спортландия», «Вырастай-ка» | Массовое участие обучающихся в проектах |
2014 | «Положительное влияние оздоровительного бега на организм человека», 9 класс. | Высокая оценка проекта участниками конференции в рамках Дня здоровья. |
2014 | «СПИД - чума 21 века», 11 класс. | Высокая оценка проекта участниками и гостями мероприятия |
Всерос-сийский конкурс научно-исследова-тельских работ школь-ников «Таланто-ха» | 2015 | «Спорт как инструмент международного сотрудничества и внешней политики». | Диплом 2 место Ползиков Илья |
Всерос-сийский конкурс научно-исследовательских работ школьни-ков «Рассуда-рики» | 2015 | «Спорт как инструмент международного сотрудничества и внешней политики». | Диплом 2 место Ползиков Илья |
Всерос-сийский конкурс научно-исследова-тельских работ школьни-ков «Золотая рыбка» | 2015 | «Влияние компьютера на организм ребенка» | Диплом 3 место Заворотных Илья |


Внеурочная деятельность по предмету