Из опыта работы: «Целеполагание как этап современного урока в соответствии с требованиями ФГОС».
«Проблема тогда актуальна для человека,когда она возникает в ходе
его собственной деятельности: когда это МНЕ непонятно, когда этого Я не знаю, когда У МЕНЯ не получается, но при этом ХОЧУ, чтобы стало понятно, получалось».
А.Н. Леонтьев
Современный урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
А, значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.
К ним относятся целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания.
Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную деятельность, возникает побуждение узнать, найти, доказать.
Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова», «Проблемная ситуация».
Приведу примеры использования приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.
Прием «Проблемная ситуация».
Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему.
Например, изучая тему «Сравнение дробей с разными знаменателями» в 5 классе, организую повторение, с включением проблемной задачи.
Задаю вопрос классу: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли».
Затем предлагаю сравнить дроби
.
Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Как сравнить дроби с разными знаменателями?
Формулируется проблема и цели урока
Приём «Исключение».
Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.
Например, изучая тему «Степень числа» учащимся предлагаю рассмотреть ряд выражений:
2•2•2; 17•4•56•120; а • а •…• а; 3•3•3•3; 4•4•4•4; 7•7•7; 5•5.
Начинаю диалог с вопроса:
«Что вы заметили общего в этих выражениях?»
Ответ учащихся: «Все выражения содержат только действие умножения».
Следующий вопрос классу:
«Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?»
Ученики называют произведение 17•4•56•120.
Далее веду диалог с учениками, задавая им следующие вопросы:
«Что отличает другие выражения от этого произведения 17•4•56•120?»,
«Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?»,
«И как называются такие записи?»
После каждого вопроса дети высказывают свои мнения.
Выслушав ответы учеников, предлагаю им сформулировать тему и цели урока?»
Прием «Моделирование жизненной ситуации»
Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целепологанию.
Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.
Например, изучая тему: Понятие процента, предлагаю такую ситуацию.
Ребята нашего класса решили украсить ёлку.
На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли ребятам денег купить этот набор, если у них 280 рублей?
Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются тем, что знаний недостаточно для ответа на вопрос.
Дети формулируют тему «Проценты» и называют цели урока: «Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты»
Приём : «Группировка».
Наиболее эффективным приемом является создание проблемной ситуации с помощью приёма «группировка».
Например, на уроке математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби».
Учащимся предлагается задание:
-Распределите дроби на группы.
-Сколько групп получилось?
-По какому принципу выполнено распределение?
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Учащиеся верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.
Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.
Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему?
Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!
Ответ уч-ся: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.
Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.
Затем учащиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби).
Далее она обсуждается и при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.
Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами формулируют образовательные цели урока.
Таким образом, ученики приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Приём «Собери слово»
Решая примеры (повторяют пройденный материал) ученики сопоставляют ответы с предлагаемымибуквами из которых слагается тема урока «Среднее арифметическое».
Например, ребусы, по мере решения заменяются ключевыми словами темы урока (сравнение, сложение, вычитание).В заключении необходимо отметить: приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.
Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.
Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут.
Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.