Рациональные приемы работы с информацией.
Их опыта работы учителя русского языка и литературы Горбуновой Е.А.
Прием «Клоуз- тест»
Описание приема : В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты. Обязательным условием формата клоуз-теста являются пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.
Из опыта работы:
Урок русского языка. 5 класс. Обучающий клоуз-тест. Ученикам выдаются карты теста.
- Прочитайте текст с пропусками и постарайтесь понять, о чем он.
- Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
- Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
- Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
- С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
- Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
Берёзы
… берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса … на опушку.
Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не … и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
И ещё это бывает … , когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим … . ##
Моя версия | Версии одноклассников | Авторская версия |
| | |
| | |
| | |
| | |
Вопрос на восприятие текста.
- Что подметил повествователь, наблюдая за берёзами?
( березы таятся, красивые, красоту берез)
- Вставьте пропущенные слова ( работают в течении 5-7 минут)
- Сколько абзацев в тексте? ( три)
- Давайте устно нарисуем картину, которая возникает перед нами в 1 абзаце.
1 абзац. Что значит таятся?( прячутся). Тогда после того, как листья развертываются весной, что березы делают? Они «выделяются «цветом. Есть противопоставление с союзом а, антоним к слову Весна – Зима. Ключевое слово – зимой. Второе слово – выходят. А почему? Давайте подберем слово к словосочетанию «На опушке», которое бы сочеталось с ним грамматически. Дом на опушку – нет, красивый на опушку – нет. Грамматически правильно – глагол- выходят на опушку.
2 абзац. Это бывает до тех пор, то есть они выделяются цветом до тех пор, пока не сравняются с цветом деревьев. А цвет хвойных деревьев – темные, значит они - потемнеют
3 абзац. Повторяется синтаксическая конструкция –это бывает. 1.это бывает зимой, весной, летом и соответственно- осенью. А осенью опять березки выделяются своим цветом. Прощаются своим ---подбираем слова, которые сочетаются грамматически – делает(нет), красными (нет), подходит только существительное – золотом.
Рефлексия. Зачем мы используем этот прием?
Что понимается под клоуз-тестом
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.
Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом, определяющая характер методического материала настоящего пособия, связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.
Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации. Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как
- способность чтения и понимания текста,
- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,
- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).
Пример Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а … . Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. # (А.П. Чехов. Скучная история)
Ключ: желания
Основной же принцип применения клоуз-теста - попадание в зону посильной трудности, в зону ближайшего развития детей. Если дети, выполняя клоуз-тест, в большинстве случаев подобрали все слова верно, значит, мы в эту зону посильной трудности не попали. Детям было легко, они успешно справились - и обучающий эффект оказался сведённым к нулю, так как учиться было нечему. Напротив: если дети настолько затруднялись, что не могли подобрать хороших, удачных вариантов (то есть близких к авторскому слову, не противоречащих ближайшему контексту и смыслу текста в целом), то это значит, что уровень посильной трудности был рассчитан учителем плохо. Показателем методически грамотно используемого в обучающих целях клоуз-теста является как раз наличие вариантов слов у детей на один и тот же пропуск. Среди этих вариантов встречаются и те, которые необходимо принять (причём не один-единственный, авторский, а разные), и те, которые противоречат контексту: ближайшему (уровень словосочетания и предложения), «соседнему» (уровень соседних предложений) и «дальнему» (тексту в целом). В процессе диалога, обсуждения этих вариантов на уроке происходит 1) продвижение в понимании смысла текста и 2) продвижение в понимании способов чтения, способов встраивания в текст своего варианта слова (то есть способов поиска слова).
Общая технология
Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем автор разворачивает текст?). ® Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. ® Индивидуальное выполнение клоуз-теста (отводится ограниченное время). ® Фиксация возникающих в классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия). ® Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово). ® Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом. ® Чтение текста без пропусков. ® Вопросы (задания), направленные на анализ языковых средств. ® Рефлексия деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?).
Обучающие и диагностические клоуз-тесты
Два эти типа теста различаются целью использования и характером проведения.
В настоящем сборнике присутствуют и тот, и другой варианты тестов. При диагностическом клоуз-тесте карта текста практически отсутствует, так как учащиеся выполняют тест самостоятельно - без предварительного обсуждения.
Диагностический клоуз-тест (промежуточный или итоговый) возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети
- знают признаки ключевых слов,
- понимают критерии оценки версий по вставке слов,
- умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова,
- умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии,
- умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые,
- умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками.
Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.
Варианты учебных заданий, составляющих по форме индивидуальную работу с предварительным и последующим совместным обсуждением:
- докажи, что выделенные в тексте слова являются ключевыми: проведи стрелочки, показав связи данного слова с другими ключевыми словами текста (даётся текст без пропусков, но с выделенными курсивом ключевыми словами, которые могли бы быть пропущенными);
- на основе смысла текста заполни пропуски, докажи графически (проведи стрелочки);
- приготовь свой клоуз-тест (пропусти в предложенном тексте ключевые слова).
Полноценная диагностика на основе данного метода возможна только после обучающих заданий подобного рода и регулярного проведения клоуз-тестов.
Набор ключевых слов - результат компрессии текста и опора для его восстановления. Это своего рода мини-текст, организованный и линейно (ключевые слова связаны между собой), и нелинейно (они отображают смысловую организацию исходного текста). Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению и под.
Работа с ключевыми словами полностью подчинена способности устанавливать текстовые отношения, выделять главное в тексте и направлена на формирование самой этой способности.
На первых порах и при затруднениях приём «расстановки стрелочек» (о котором речь шла выше) между пропущенным ключевым словом и другими словами - как доказательство правильности вставки - является важным моментом объективации текстовых отношений в конкретном действии ребёнка с текстом.
Ключевой момент организации коммуникации при работе с текстом – создание точек удивления. Точка удивления – момент эмоционального и интеллектуального напряжения, обусловленного тем, что предмет предстаёт перед ребёнком непонятным, удивительным, требующим понимания. Обычное становится необычным, знакомое и казалось бы известное перестаёт быть самоочевидным. Это достигается такой организацией учебного диалога, при которой собственная версия ребёнка сталкивается с иной точкой зрения, испытывая сопротивление. Существуют три разновидности сопротивления: