7
Из опыта работы учителя физической культуры по разработке КИМ с учетом НРЭО для проведения промежуточной аттестации
Харитонова Галина Владимировна
В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта, уроки физической культуры являются важным звеном, призванным обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.
Для оценки качества реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования требуется разработка принципиально нового диагностического инструментария, который не использовался ранее школьными учителями.
Я, как учитель, работающий по ФГОС, первоочередной задачей считаю применение новейших форм и процедур для оценки планируемых результатов освоения программы на всех ступенях обучения. Поэтому большое внимание, несмотря на специфику преподаваемого предмета, уделяю разработке оценочных средств. В настоящее время в обществе, обострен интерес к развитию ребенка в конкретной социо-культурной и национальной среде. Следовательно, при разработке контрольно-измерительных материалов (далее КИМов) необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности. Целью же общеобразовательной организации в аспекте реализации региональных и этнокультурных особенностей региона является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой родной край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
При разработке КИМов опиралась на методические рекомендации для разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона(2), а также учебно-методическое пособие «Проведение промежуточной аттестации в 5 классе»(3).
Тематика контрольно-измерительных материалов основана на обязательном содержании основной образовательной программы начального общего образования. По региональному направлению это краеведческие темы «Знаменитые спортсмены Челябинской области», «Спортивные команды и клубы Челябинской области», «Спортивные мероприятия Челябинской области» (1). По этнокультурному направлению - «Национальные игры народов Южного Урала». Таким образом, модель КИМов для начального общего образования разрабатывалась в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы в части учета региональных и этнокультурных особенностей территории для выполнения выпускниками начальной школы, обучающимся по ФГОС НОО.
В ходе разработки КИМов использовался следующий алгоритм :
1 шаг – выявление планируемых результатов, подлежащих проверке
2 шаг – определение на основе перечня проверяемых планируемых результатов количества заданий и уровня их сложности с учетом изученных тем/разделов программы.
3 шаг – разработка заданий и оформление инструкции по их оценке
Опишем структурно-функциональные особенности элементов модели КИМ. Структура КИМ соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 2 группы заданий: практическое и теоретическое. Практическая часть задания состоит из выполнения упражнений на отслеживание уровня развития физических качеств и владения навыками по изучаемым разделам программы. Теоретическая часть - выполнения теста по основам знаний. Учащиеся основной группы выполняют задания в полном объеме, учащиеся подготовительной группы не выполняют практические задания, противопоказанные им по состоянию здоровья, а сдают их как и освобожденные от уроков физкультуры в теоретической форме.
Приведу в качестве примера вариант КИМов, разработанных для проведения промежуточной аттестации учеников 4- классов.
Пояснительная записка
к контрольно-измерительным материалам для проведения промежуточной аттестации по предмету « физическая культура» в 4 классах.
Назначение комплексного задания - проведение промежуточной аттестации учащихся 4 класса, с целью определения уровня достижения учащимися предметных и метапредметных планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по физической культуре.
2.Нормативные документы и методические рекомендации, определяющие содержание комплексного задания:_
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897)
2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования// Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
4. Авторская программа по физической культуре В.И. Ляха 1-4 классы. 2014г.
5.Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2016-2017 в учебном году.
6.учебник “Физическая культура 1-4 классы” В.И. Лях “Просвещение» 2012г.
7. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» часть 3 под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой М. Просвещение 2012г.
Перечень проверяемых планируемых результатов
раздел | планируемые результаты |
Легкая атлетика | выполнять легкоатлетические упражнения в беге |
Гимнастика | выполнять освоенные акробатические упражнения, характеризовать признаки техничного исполнения упражнений |
Подвижные игры | играть в подвижные игры, взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Проведение национальных подвижных игр и подвижных игр народов Южного Урала |
Основы знаний | определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств, руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий.Знать спортивные команды Коркинского района. Вид спорта в котором команда выступает. Фамилии известных спортсменов – уроженцев г.Коркино. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | подбирать упражнения и проводить комплексы общеразвивающих упражненией, выполнять их с заданной дозировкой нагрузки.Выбор и подготовка спортивного инвентаря для различных видов деятельности. Организация и проведение национальных подвижных игр и народных игр Южного Урала в зависимости от интересов и уровня физической подготовленности (на спортивных площадках и в спортивных залах) |
Развитие физических качеств | выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств, тестовые упражнения комплекса ГТО |
Характеристика структуры и содержания комплексного задания.
Структура задания соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и включает 2 группы заданий: практическое и теоретическое. Практическая часть задания состоит из выполнения упражнений на отслеживание уровня развития физических качеств и владения навыками по изучаемым разделам программы. Теоретическая часть - выполнения теста по основам знаний. Учащиеся основной группы выполняют задания в полном объеме, учащиеся подготовительной группы не выполняют практические задания, противопоказанные им по состоянию здоровья, а сдают их как и освобожденные от уроков физкультуры в теоретической форме.
Перечень заданий и нормативные требования
к оценке уровня достижений планируемых результатов
Номер задания | Раздел программы | Контрольное упражнение | Уровень сложности |
базовый | повышенный |
Практическая часть задания |
1 | гимнастика | выполнение комбинации по акробатики | 1-2 балла | 3 балла |
2 | подвижные игры | проведение и участие в подвижных играх с предметами с соблюдением правил игры и техники безопасности, судейство игры. Проведение национальных подвижных игр и подвижных игр народов Южного Урала | 1-2 балла | 3 балла |
3 | физкультурно-оздоровительная деятельность | составление и проведение комплекса общеразвивающих упражнений в положении сидя и лежа. Организация и проведение национальных подвижных игр и народных игр Южного Урала в зависимости от интересов и уровня физической подготовленности (на спор- тивных площадках и в спортивных залах). | 1-2 балла | 3 балла |
4 | развитие физических качеств | 3 теста из представленных ниже | 3-6 баллов | 9 баллов |
5 | Лыжная подготовка | Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход | 1-2 балла | 3 балла |
Теоретическая часть задания |
6 | основы знаний | выполнение теста из 10 вопросов | 1-2 балла | 3 балла |
| 7-14 баллов | 21 балл |
Тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся 4 класса
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | уровень |
мальчики | девочки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1 | скоростно-силовые | прыжок в длину с места (см) | 145 | 155 | 165 | 130 | 145 | 155 |
2 | координационные | челночный бег 3х10м (сек) | 9,9 | 9,5-9,0 | 8,6 | 10,4 | 10,0-9,5 | 9,1 |
3 | силовые | подтягивание на высокой перекладине из виса (мал) из виса лежа на низкой перекладине (дев) (кол-во раз) | 1 | 3-4 | 5 | 4 | 8-13 | 18 |
вставание в сед из положения лежа на спине за 1 мин (кол-во раз) | 27 | 37 | 45 | 27 | 32 | 35 |
4 | выносливость | 6-минутный бег (м) | 850 | 900-1050 | 1250 | 650 | 700-900 | 1050 |
5 | гибкость | наклон вперед из положения сидя (см) | 2 | 4-6 | 8,5 | 3 | 7-10 | 14,0 |
6 | скоростные способности | Бег 30м (с) | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,1 | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,2 |
Итоговый тест по физкультуре 4 класс
1.Каким видом спорта занимается Сергей Сигов:
А. Плавание
Б. Скалолазание
В. Лыжный спорт
2.Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка-это:
А. Предметы для игры
Б. Школьные принадлежности
В. Спортивный инвентарь
3.Назовите хоккейные команды Коркинского муниципального района
А) «Факел»
Б) «Умка»
В) «Трактор»
Г) «Коркино»
4.Что такое сила?
А. Способность с помощью мышц производить активные действия
Б. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
В. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
5.Что такое быстрота?
А. Способность переносить физическую нагрузку длительное время
Б. Способность с помощью мышц производить активные действия
В. Способность совершать большое количество движений за короткий промежуток времени
6. Легендарный русский высотный альпинист, уроженец г.Коркино
А. Иван Минко
Б. Андрей Зверев
В. Анатолий Букреев
7. Название Коркинской футбольной команды
А) «Маяк»
Б) «Шахтер»
В) «Горняк»
8. Метание развивает:
А. Глазомер, координацию, укрепляет мышцы рук и туловища
Б. Быстроту, выносливость
В. Гибкость, ловкость
9. Здоровый образ жизни–это способ жизнедеятельности, направленный на…
а. развитие физических качеств людей;
б. сохранение и улучшение здоровья людей;
в. подготовку к профессиональной деятельности;
г. поддержание высокой работоспособности людей.
10.Назовите фамилию уроженца г. Коркино, нападающего сборной России по хоккею. Обладатель Кубка Гагарина сезона 2014—2015 гг. в составе СКА.
А. А. Букреев
Б. С. Кислов
В. А. Панарин
Ответы теста: 1-б,2-в,3-а,б,г,4-в,5-в,6-в,7-б,8-а,9-б,10-в.
При оценке комплексного задания используется «принцип сложения», то есть оценивается каждое задание и готовая отметка определяется по сумме набранных баллов.
Разработанная модель КИМов была представлена на заседании районного методического объединения учителей физической культуры, апробирована в ходе проведения промежуточной аттестации 2016-2017 учебного года.
Решением методического объединения рекомендована для использования в качестве конструкции для составления серии КИМов по краеведческой тематике с целью создания банка контрольно – измерительных материалов для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Л. Шапельский Коркино спортивный. г. Коркино - 2008
Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др..; Мин-во образования и науки Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования.-Челябинск: ЧИПКРО, 2013-164 с.
Проведение промежуточной аттестации в 5 классе : учебно- методическое пособие / авт.- сост.:Ю. Ю. Баранова, Т. П. Зуева, И.В. Латыпова, Е. И. Маркина, Л. Н. Чипышева ; под ред. М. И. Солодковой. – Челябинск : НП Инновационный центр «РОСТ», 2015.-123с. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. -2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / Пру Андерсен, Джорж Морган; пер. с англ. В.Н. Симкина; научн. ред. В. И. Звонников.-М.: Логос, 2011.-с.:ил.- (Национальная оценка учебных достижений).
Харитонова Галина Владимировна, учитель физической культуры МКОУ «СОШ № 11»