Дятловская Л.В.
Уроки окружающего мира с позиции системно-деятельностного подхода в начальной школе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Уроки окружающего мира с позиции системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Деятельностно - компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа (кроме, возможно, урока контроля знаний) следующих характерных признаков, которые и отличают ее от информационной, "знаниевой" образовательной модели:
учитель продумывает цели урока как результат ученика;
учитель организует работу по мотивации учащихся;
ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;
ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;
ученик сам оценивает результат и корректирует действия.
В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация. Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет:
позитивного эмоционального фона;
актуализации опорных знаний;
постановки проблемы;
создания на уроке "точки удивления";
искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;
вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию
методической цепочки: удивление - интерес - мотив - цель – собственная учебная задача.
Уроки окружающего мира способствуют формированию положительной мотивации к деятельности. Приведу несколько примеров из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода.
На этапе мотивирование к учебной деятельности я обычно использую девизы или эпиграфы, которые включают каждого учащегося в деятельность на личностно – значимом уровне. Я произношу начало, дети концовку. Например,
С малой удачи начинается… (большой успех)
Мы… (умные), мы…(дружные), мы…(внимательные), мы…(старательные). Мы в третьем классе учимся, и всё у нас получится.
С малой удачи начинается большой успех!
На этапе актуализации знаний использую приемы:
включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы, использую прием «Корзина идей». Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме;
использование знаково-символических средств (сборка схемы при помощи опорных слов (окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, человек, рукотворные предметы);
«Лови ошибку» (учитель предлагает учащимся информацию содержащую неизвестное количество ошибок);
«Почини цепочку» (восстановление логических цепочек, например в цепочке «Изделия из глины» пропущен один из этапов изготовления изделия из глины.
На этапе постановки проблемы часто организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Тема: «Свойства воды» 2 класс.
Сообщаю детям «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
И самое интересное, что это был правдивый рассказ. Как вы это можете объяснить?»
(Некоторые ребята при этом очень удивлены)
Если дети затрудняются, говорю:
- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?
Так на этом этапе можно использовать приём несоответствий (коллизий), например, при изучении темы «Человек и домашние животные» в 1 классе учащимся предлагается распределить следующих животных в группы: корова, лошадь, курица, гусь, баран, лиса, попугай, медведь, волк, гусь. Учащиеся выполняют задание и относят гуся с попугаем к домашним животным. Учитель демонстрирует запечатлённый снимок попугая и гусей в природе. Возникает коллизия – несоответствие между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, которое заставляет задуматься над этим вопросом и заняться поиском дополнительной информации.
На этапе открытие детьми нового знания идет решение проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
Урок окружающего мира 1 класс
Тема «Мы все заняты разным трудом»
После того, как уже определили тему и цели урока, предлагаю детям задание:
- Какая из профессий самая важная и нужная? (Дети называют)
Предлагаю детям следующее задание:
- На табличках написаны названия этих профессий. Я предлагаю вам расположить эти профессии по степени важности.
(3 ученика поочерёдно выходят к доске и располагают таблички, начиная с самой важной и аргументируют своё решение).
- Мнения разошлись. И даже очень. Почему так произошло? (Дети отвечают, что каждый человек имеет своё мнение).
- Верно. Каждый человек считает важной ту профессию, которая ему необходима в определённый момент.
- У нас возникла трудность. Что мы можем сделать для её преодоления?
- Какой же выход мы найдём? (Постараемся доказать важность каждой профессии, и тогда спор исчезнет сам собой)
- Представьте себе на минутку, если бы вдруг не стало какой-то из этих профессий в нашей жизни. Что бы произошло? (Дети отвечают, убеждаются в важности каждой профессии и делают вывод).
- Все профессии нужны и важны.
На этапе первичное закрепление организую работу, используя задания учебника, организуется работа в паре, группе.
На этапе самооценки, рефлексия обучаю детей оцениванию устных ответов. Эту работу начинаю с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу устных ответов по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответа. Для формирования у детей умения оценивать результат своей деятельности можно использовать лист самооценки (поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости); в течение урока после выполнения задания оценить себя с помощью «волшебных линеечек» или «плюсов» и «минусов» на полях в тетради или прием «Светофор» (Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно; жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный - благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь).
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
Заканчиваю свое выступление словами Л.Н. Толстого
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Литература:
Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ М.: АРКТИ, 2012г.
Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ Волгоград: Учитель, 2013г.