СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы " Уроки окружающего мира с позиции системно- деятельностного подхода в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы " Уроки окружающего мира с позиции системно- деятельностного подхода в начальной школе"»

Дятловская Л.В.

Уроки окружающего мира с позиции системно-деятельностного подхода в начальной школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Уроки окружающего мира с позиции системно-деятельностного подхода в начальной школе».

Деятельностно - компетентностная образовательная модель предполагает наличие на уроке любого типа (кроме, возможно, урока контроля знаний) следующих характерных признаков, которые и отличают ее от информационной, "знаниевой" образовательной модели:

  • учитель продумывает цели урока как результат ученика;

  • учитель организует работу по мотивации учащихся;

  • ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;

  • ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;

  • ученик сам оценивает результат и корректирует действия.

В процессе усвоения знаний самым существенным звеном становится учебная мотивация. Создать у учащегося положительную мотивацию к деятельности на уроке можно за счет:

  • позитивного эмоционального фона;

  • актуализации опорных знаний;

  • постановки проблемы;

  • создания на уроке "точки удивления";

  • искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть;

  • вовлечения учащихся в постановку целей урока через организацию

  • методической цепочки: удивление - интерес - мотив - цель – собственная учебная задача.

Уроки окружающего мира способствуют формированию положительной мотивации к деятельности. Приведу несколько примеров из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода.

На этапе мотивирование к учебной деятельности я обычно использую девизы или эпиграфы, которые включают каждого учащегося в деятельность на личностно – значимом уровне. Я произношу начало, дети концовку. Например,

С малой удачи начинается… (большой успех)

Мы… (умные), мы…(дружные), мы…(внимательные), мы…(старательные). Мы в третьем классе учимся, и всё у нас получится.

С малой удачи начинается большой успех!

На этапе актуализации знаний использую приемы:

  1. включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы, использую прием «Корзина идей». Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме;

  2. использование знаково-символических средств (сборка схемы при помощи опорных слов (окружающий мир, объекты природы, живая природа, неживая природа, человек, рукотворные предметы);

  3. «Лови ошибку» (учитель предлагает учащимся информацию содержащую неизвестное количество ошибок);

  4. «Почини цепочку» (восстановление логических цепочек, например в цепочке «Изделия из глины» пропущен один из этапов изготовления изделия из глины.

На этапе постановки проблемы часто организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Тема: «Свойства воды» 2 класс.

Сообщаю детям «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ. Как вы это можете объяснить?»

(Некоторые ребята при этом очень удивлены)

 Если дети затрудняются, говорю:

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

Так на этом этапе можно использовать приём несоответствий (коллизий), например, при изучении темы «Человек и домашние животные» в 1 классе учащимся предлагается распределить следующих животных в группы: корова, лошадь, курица, гусь, баран, лиса, попугай, медведь, волк, гусь. Учащиеся выполняют задание и относят гуся с попугаем к домашним животным. Учитель демонстрирует запечатлённый снимок попугая и гусей в природе. Возникает коллизия – несоответствие между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, которое заставляет задуматься над этим вопросом и заняться поиском дополнительной информации.

На этапе открытие детьми нового знания идет решение проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации. 

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.

Урок окружающего мира 1 класс

Тема «Мы все заняты разным трудом»

После того, как уже определили тему и цели урока, предлагаю детям задание: 

- Какая из профессий самая важная и нужная? (Дети называют)

Предлагаю детям следующее задание:

- На табличках написаны названия этих профессий. Я предлагаю вам расположить эти профессии по степени важности.

(3 ученика поочерёдно выходят к доске и располагают таблички, начиная с самой важной и аргументируют своё решение).

- Мнения разошлись. И даже очень. Почему так произошло? (Дети отвечают, что каждый человек имеет своё мнение).

- Верно. Каждый человек считает важной ту профессию, которая ему необходима в определённый момент.

- У нас возникла трудность. Что мы можем сделать для её преодоления?

- Какой же выход мы найдём? (Постараемся доказать важность каждой профессии, и тогда спор исчезнет сам собой)

- Представьте себе на минутку, если бы вдруг не стало какой-то из этих профессий в нашей жизни. Что бы произошло? (Дети отвечают, убеждаются в важности каждой профессии и делают вывод).

- Все профессии нужны и важны.

На этапе первичное закрепление организую работу, используя задания учебника, организуется работа в паре, группе.

На этапе самооценки, рефлексия обучаю детей оцениванию устных ответов. Эту работу начинаю с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу устных ответов по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответа. Для формирования у детей умения оценивать результат своей деятельности можно использовать лист самооценки (поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости); в течение урока после выполнения задания оценить себя с помощью «волшебных линеечек» или «плюсов» и «минусов» на полях в тетради или прием «Светофор» (Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно; жёлтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался; зелёный - благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Заканчиваю свое выступление словами Л.Н. Толстого

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Литература:

  1. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ М.: АРКТИ, 2012г.

  2. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ Волгоград: Учитель, 2013г.