СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»»


Из опыта работы

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой.

А для обучающегося такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени.

Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье.

Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов.

К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» 

Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формирование здорового образа жизни.

  Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.


Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Основной целью нашей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель нашей работы.

Целевые установки наших учителей:

-стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.


В критерии здоровьесбережения входят:

Рациональная организация учебного процесса;

Рациональная организация режима дня школьников;

Состояние здоровья и текущая заболеваемость;

Двигательная активность учащихся;

Отсутствие травматизма;

Физическое развитие и физическая подготовленность учащихся;

Отношение детей к своему здоровью, к здоровому образу жизни.

Далеко не всем учащимся легко дается учеба, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Существуют несколько здоровьесберегающих технологий для школы, которых мы придерживаемся и стараемся им следовать.

Ежедневно утро в нашей школе начинается с зарядки, которая проводится с музыкальным сопровождением.



Важная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

объём учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• нагрузка от дополнительных занятий в школе;

• занятия активно-двигательного характера (уроки физической культуры, спортивные мероприятия, динамические паузы).

Хорошие результаты на уроке дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища.

В практике работы используем и разноуровневые разъяснительные инструкции.

В игровой форме проходит словарная работа, устный счёт: дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова, ответы.

Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на других уроках.

Методы здоровьесбережения все чаще используются учителями в учебном процессе. Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке.

Физкультминутки проводим, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физминуток включаются:

• упражнения по формированию правильной осанки,

• укреплению зрения,

• укрепления мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• потягивание,

• массаж области груди, лица, рук, ног,

• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга.

Пальчиковые игры могут помочь:

• подготовить руку к письму;

• предотвратить появления писчего спазма;

• развить внимание, терпение;

• стимулировать фантазию;

• научиться управлять своим телом;

• активизировать работу мозга.

Следует помнить, что нельзя перегружать обучающихся на уроке, это вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, влияет на качество работы. Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, чередуем виды учебной деятельности на уроке, избегая однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Контролируем объем и сложность материала, задаваемого на дом.

Следим за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, в воспитании уделяем много времени вопросам сохранения здоровья.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.

Наряду с традиционными уроками в своей практике применяем и нетрадиционные формы организации урока.


В начальной школе используем следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность.


Уроки окружающего мира, уроки здоровья, технологии, ИЗО, физкультуры, также внеклассные мероприятия часто проводим на природе, тем более расположение нашей школы способствует этому.

Быть здоровым – это естественное желание человека.

Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Основными помощниками в нашей работе являются родители, и медицинские работники.


Внеурочные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Нельзя говорить о здоровье школьников, и не затрагивая вопрос о правильном питании. Уже несколько лет в нашей школе ведётся работа по правильному питанию. Программа «Разговор о правильном питании», автор Марьяна Михайловна Безруких, Татьяна Андреевна Филиппова и Александра Германовна Макеева, нашла отклик у детей и родителей.

Эта программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Как показала практика, программа способствует воспитанию у детей не только культуры питания, но и в целом осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Работа с тетрадями у детей вызывает восторг.

2 класс «Разговор о здоровье и правильном питании»

3-4 класс «Две недели в лагере здоровья»




Ученику начальных классов особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние, эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками:

Недели здоровья.

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Поле чудес» на тему здоровья,

«Весёлые старты»,

«Самый спортивный», «Малые олимпийские игры»

игра по станциям «Путешествие по городу «Здоровейску»,

проекты и защита проектов, конкурсы рисунков, операции «Чистюлька»,

«Твой внешний вид», «Лучший портфель».

В нашей школе много проводится разных спортивных традиционных мероприятий: турпоход, кросс.

Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

- Всё в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие зелёные листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек – частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств.

Своё выступление хочется закончить легендой.


Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”

- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

(Раздать листы)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.

Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные. - К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?


Оздоровительная минутка “Солнышко”

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.


1) Двигательная активность. 

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса провожу физ. минутки (через 15-20 минут урока). Провожу их учитывая специфику предмета, с муз. сопровождением. Упражнения для правильной осанки, для укрепления зрения, мышц кистей рук, для выработки рационального дыхания, релаксационные упражнения для мимики лица).

В рамках урока это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, “минутки покоя”, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, профилактическая)

(Просмотр физминуток)

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минутки довольно кратки по времени и эффективны по своим результатам. Их дети любят называть оживлялками т.к. они мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

Что проводим мы в нашей школе


  1. Зарядка каждый день перед уроками в коридоре.

  2. Физминутки, 3-2 за урок.

  3. Работа с родителями

  4. Чередование деятельности на уроках.

  5. В школе традиционно проводятся осенью и весной кроссы.

  6. Зимой лыжные гонки.

  7. Каток

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.

Время — 2-3 минуты.

  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту.



А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности.

Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка.

  • Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.