Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж»
Хасанова Клавдия Николаевна
Научный руководитель: Брянская Г.Н.
- Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся коррекционной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во и внеурочное время.
- Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению изделий «Канзаши».
- Цель исследования - обосновать эффективность занятий кружка «Канзаши» как средство развития мелкой моторики.
- Объектом исследования - учебно-воспитательный процесс.
- Предмет исследования - развитие мелкой моторики на занятиях кружка «Канзаши».
- Задачи исследования :
- Изучение литературы по кружку «Канзаши».
- Провести диагностику развития мелкой моторики.
- Разработать программу кружка «Канзаши».
- База исследования - ГКОУ НБСКОШИ VIII вида.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики с аналитической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации. Они имеют низкий уровень сформированности навыков ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее).
Все это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.
Придя в коррекционную школу, дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук.
Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Одним из направлений работы, которая включает использование различных видов мелкой моторики является созданный 2014 году на базе ГКОУ НБСКОШИ VIII вида кружок «Канзаши». Многие девочки, которые следят за модой на украшения, наверняка видели, а может быть, уже и носят цветы «Канзаши». Это замысловатое слово-название японских украшений для волос, которые обязательно одеваются с кимоно. «Канзаши» -искусство шелкового цветка.
Ведь искусство «Канзаши»-это не только украшения из лент, но и выражение женского характера, социального положения и семейного статуса.
Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения, поэтому подметить в каждом ребенке «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, считаю первоочередной своей задачей.
На занятиях создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого в работе, положительного эмоционального, творческого настроя на работу в течение всего занятия.
Стараюсь организовать работу каждого, создать рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, фантазию, творческую активность. Считаю, что такое моё поведение позволяет ученикам творчески проявить себя. Я убеждена, что нет людей бесталанных — есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности — наша задача.
Экспериментальное исследование проходило на базе Новобрянской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида. В исследовании принимали участие 10 членов кружка «Канзаши» в возрасте 13-15 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.
В процессе экспериментального исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа с учителем, изучение документации: заключение ПМПК, характеристики, дневники наблюдений; была проведена диагностика «Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга» ( тест В. А. Калябина).
Цель данной диагностики: определить уровень развития готовности руки к изготовлению изделий.
Были обследованы девочки кружка в количестве 10 человек
в возрасте13-15 лет.
Оборудование: карточки - образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.
Инструкция: обведи круг (диаметром 2,5 см.) его по контуру, не отрывая руки.
Оценка результатов :
- 1 балл – точное воспроизведение образца;
- 2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;
- 3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;
- 4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;
- 5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.
По данным проведенной диагностики выявились следующие результаты:
из 10 детей 2 справились с заданием без ошибок – 1 балл (20%), 5 девочек допустили 1 ошибку – 2 балла (50%),
3 девочки допустили 2 ошибки – 3 балла (30%).
Для организации кружка в условиях коррекционной школы была создана рабочая программа.
Новизна программы заключается в том, что этот вид прикладного творчества стал доступен любому ребенку, желающему научиться старейшему виду рукоделия.
Актуальность программы состоит в том, что в это трудное время необходимо одеваться со вкусом и дополнять одежду и аксессуары с помощью данного вида творчества, а так же она способствует творческому развитию ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в том и состоит, что при условии выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач, связанных с эстетическим развитием ребенка.
Цель программы : способствовать полноценному творческому развитию личности, формировать положительные качества, которые помогут в будущей жизни.
Задачи программы :
1.Познакомить детей с традициями древнего вида народного японского творчества «Канзаши», дать представление о их применении в отделке различных изделий.
2.Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
3.Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, уважение к людям труда.
4.Развитие творческой личности средствами и декоративно-прикладного искусства;
5.Воспитание трудолюбие, потребности в труде;
6.Формирование трудовых навыков и умений, технологических и экономических знаний;
7.Привитие любви к культуре и народным промыслам, воспитание вкуса.
8.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности;
9.Активация творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений.
Кружок «Канзаши» имеет большое значение для развития мелкой моторики учащихся коррекционной школы VIII вида.
В своей курсовой работе, я наглядно продемонстрировала, то что учащиеся овладевают новыми приемами при изготовлении современных украшений, развивают моторику рук, свои творческие способности и эстетический вкус.