Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа кружка «Избранные вопросы математики» общеинтеллектуальной направленности в 10 классе разработана на основании:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2012 год)
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (протокол от 28.06.2016г №2/16-з),
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №2»
Учебного плана ОУ;
Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №2»
Данная программа внеурочной деятельности по математике «Избранные вопросы математики» подготовлена для учащихся 10 физико-математического класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2‑го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.
Особенности программы
Программа сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе. Данная программа является практико – ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Целенаправленно готовит к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами
Сроки реализации программы.
1 год, 35 учебных недель, 35 часов (1 занятие в неделю по 1 часу)
Цели курса:
развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;
расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;
активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;
способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;
воспитывать культуру общения: коммуникативность, толерантность, а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;
формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;
Задачи курса:
Обучающие:
Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики всех учащихся.
Формировать геометрические (конструктивные) навыки учащихся через решение задач
Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу».
Развивать мотивацию к исследовательской деятельности
Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического профилей.
Развивающие:
Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Развивать логическое мышление.
Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.
Развивать исследовательские навыки при решении задач.
Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания.
Воспитательные:
Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.
Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметные:
познавательные:
овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
коммуникативные:
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
регулятивные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметные.
Базовый уровень:
развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
углубленный уровень:
сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Текстовые задачи на ЕГЭ -3 часа
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «совместную работу». Задачи геометрического содержания
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Функции и графики в задачах ЕГЭ- 2 часа
Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим видом. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по еѐ графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и еѐ аналитическим заданием
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 3. «Экономические» задачи на ЕГЭ – 3часа
Задачи на оптимизацию, вклады, кредиты.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 4. Геометрия. Углы в пространстве - 6 часов
Угол между прямыми в пространстве. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 5. Геометрия. Расстояния в пространстве 4 часа
Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Расстояние между прямой и плоскостью. Расстояние между плоскостями.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тема 6. Выражения, уравнения, неравенства в заданиях ЕГЭ – 17 часов
Преобразования логарифмических и тригонометрических выражений. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Решение логарифмических уравнений и неравенств повышенной сложности.
Нестандартные показательные уравнения и неравенства. Задания с параметрами. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств. Специальные методы решения тригонометрических уравнений: ограниченность тригонометрических функций, четность тригонометрических функций, область определения и множество значений тригонометрических функций. Нестандартные уравнения.
Формы организации учебной деятельности: уроки-практикумы решения задач, уроки углубления.
Виды учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
кружок «Избранные вопросы математики»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Темы раздела | Кол-во часов | Дата |
| Текстовые задачи на ЕГЭ | 3 | | | |
1 | | | Решение текстовых задач на проценты, на части. | 1 | |
2 | | | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 | |
3 | | | Решение задач на движение. | 1 | |
| Функции и графики в задачах ЕГЭ | 2 | | | |
4 | | | Свойства функций в задачах ЕГЭ | 1 | |
5 | | | Графические задания в тестах ЕГЭ | 1 | |
| Экономические задачи на ЕГЭ | 3 | | | |
6 | | | Решение задач на оптимизацию, | 1 | |
7 | | | Решение задач на вклады | 1 | |
8 | | | Решение задач на кредиты. | 1 | |
| Геометрия. Углы в пространстве | 6 | | | |
9-10 | | | Угол между прямыми в пространстве. | 2 | |
11-12 | | | Угол между прямой и плоскостью | 2 | |
13-14 | | | Угол между плоскостями | 2 | |
| Геометрия. Расстояния в пространстве | 4 | | | |
15 | | | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | |
16 | | | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | 1 | |
17 | | | Расстояние между прямой и плоскостью. | 1 | |
18 | | | Расстояние между плоскостями. | 1 | |
| Выражения, уравнения, неравенства в заданиях ЕГЭ | 17 | | | |
19 | | | Преобразования логарифмических выражений. | 1 | |
20-21 | | | Показательные уравнения. | 2 | |
22 | | | Показательные неравенства. | 1 | |
23 | | | Логарифмические уравнения. | 1 | |
24 | | | Логарифмические неравенства. | 1 | |
25-27 | | | Решение логарифмических уравнений и неравенств повышенной сложности. | 3 | |
28-29 | | | Нестандартные показательные уравнения и неравенства. | 2 | |
30-31 | | | Решение тригонометрических уравнений. | 2 | |
32 | | | Решение тригонометрических неравенств | 1 | |
33-34 | | | Специальные методы решения тригонометрических уравнений: ограниченность тригонометрических функций, четность тригонометрических функций, область определения и множество значений тригонометрических функций | 2 | |
35 | | | Нестандартные уравнения. | 1 | |