Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Конспект урока по технологии
Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования
Разработала:
Н С. Рафикова
учитель технологии
Североуральск
2016
6класс
Тема: Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования
Цель: Ознакомить учащихся с технологией обработки наружных цилиндрических
поверхностей ручным инструментом (из древесины) «Изготовление цилиндрических
и конических деталей
ручным инструментом».
Объект работы: указка
Оборудование:
Рубанки, пилы, напильники, измерительные линейки, карандаш, шлифовальная шкурка, образцы готового изделия, маршрутная карта, таблица по «Технике безопасности при работе», заготовки..
Ход урока
1. Вводный инструктаж.
Сообщение содержания занятия об особенностях ручной обработки деталей из древесины;
сущности процесса резания, контроле размеров и качества поверхностей;
правилах безопасности труда и личной гигиены.
2. Правила безопасности.
Надежно закреплять заготовки в зажимах верстака.
Быть осторожным при работе со строгальным инструментом. Запиливать бруски плавно, без рывков.
Изучение нового материала:
Затем совместно с учащимися планируется изготовление указки. Подробно учащимся изложить процесс изготовления изделий.
Детали цилиндрической формы можно изготовить из брусков квадратного сечения. Бруски обычно выпиливают из досок. Толщина и ширина бруска должна быть на 1…2 мм больше диаметра будущего изделия с учетом припуска (запаса) на обработку.
Перед изготовлением круглой детали из бруска, производят ее разметку. Для этого на торцах заготовки пересечением диагоналей находят центр и циркулем описывают вокруг него окружность радиусом, равным 0,5 диаметра заготовки. На каждом торце проводят диагонали, размечают и вычеркивают восьмигранник, проводя касательные к окружности параллельные диагоналям стороны восьмигранника. Затем рейсмусом и карандашом под линейку очерчивают линии сострагиваемых граней.
Грани восьмигранника строгают рубанком до линии разметки.
Для большего приближения к форме цилиндра на торцах размечают шестнадцатигранники, проводят линии разметки и сострагивают грани шестнадцатигранника .
Окончательную обработку завершают шлифование поверхности шлифовальной шкуркой. Здесь целесообразно демонстрация приемов шлифования.
Диаметр детали измеряют кронциркулем, сначала на детали, а затем проверяют его по линейке
Последовательность операции при получении цилиндрической заготовки можно составить в виде таблицы под названием Маршрутная карта.
Затем учащихся следует ознакомить с рисунком, где изображен чертеж указки.
4. Самостоятельная работа.
В процессе работы (самостоятельной) часто испытывают значительные затруднения. Поэтому им требуется постоянное внимание и помощь учителя. Необходимо тщательно в процессе изучать правильную разметку перед тем, как разрешить им выполнение этой операции, надежность крепления, установка резца рубанка и т.д.
При обработке поверхности важно контролировать правильность рабочей позы и хватки инструмента, выбор глубины резания. Особое внимание уделить организации безопасной работы. Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков.
5. Заключительный инструктаж.
В конце занятия учитель совместно с учащимися сравнивает запланированный ход работы с фактическим, выявляет допущенные ошибки и отклонения от планируемого технологического процесса, устанавливает их влияние на производительность труда, качество изделия и т.п.
Здесь уместно также ознакомить учащихся с современной технологией для получения черенков технологическим оборудованием, сравнить с ручным трудом. В заключении целесообразно ознакомить с изготовлением деталей цилиндрической формы с помощью токарного станка по дереву.
6. Подведение итогов урока:
Уборка рабочих мест, выставление оценок.
Маршрутная карта
Изготовление указки.
№ п/п | Последовательность выполнения работы (операций) |
1. | Подобрать брусок квадратного сечения |
2. | Разметить диагонали на торцах, начертить окружность нужного диаметра |
3. | Разметить на торцах заготовки восьмигранники, начертить ребра восьмигранника |
4. | Закрепить заготовку на верстаке, и сострогать ребра до получения восьмигранника |
5. | Зачистить деталь рашпилем до получения цилиндрической формы |
6. | Проконтролировать диаметр детали кронциркулем и линейкой. При необходимости обработать до нужного размера |
7. | Разметить длину конуса, и его диаметр на торце детали |
8. | Сострогать конус рубанком |
9. | Обработать фаску напильником с другого торца детали |
10. | Зачистить изделие шлифовальной шкуркой |