Тема. Изготовление закладки сложной конфигурации из картона и цветной бумаги по образцу.
Цель. Научить изготавливать закладки сложной конфигурации из картона и цветной бумаги по образцу.
Задачи:
- формировать представления о производстве бумаги и о сортах бумаги и картона; правильной организации рабочего места; научить рациональным приёмам разметки бумаги и картона по трафарету и шаблону; формировать умение анализировать образцы изделия, выполнять работу по операционному плану; закрепить умения соблюдать санитарно-гигиенические правила, отвечать полными предложениями на вопросы учителя;
- корригировать мышление;
- развивать мышечные усилия, плавность движений, зрительно-двигательную координацию;
- воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к книгам.
Оборудование: цветной картон, цветная бумага, шаблоны, ножницы, карандаш, клей, клеёнка, салфетки, картинки книги с грустным и весёлым лицом.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Посадка, проверка готовности.
- Добрый день, ребята.
-Школьный прозвенел звонок, начинается урок. Все подравнялись. Молодцы, садитесь.
2. Психологический настрой.
- Сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.
3. Мотивация.
- Поэтому вам нужно внимательно слушать меня, выполнять все инструкции, аккуратно выполнять свою работу, правильно располагать все детали.
4. Организация рабочего места.
- Посмотрите на ваше рабочее место. Где лежит материал для работы?( в коробке)
- На рабочем месте во время всего урока должен быть порядок: не разбрасывайте инструмент, бумагу, обрезки. Бумагу расходуйте экономно.
- С каким материалом мы сегодня будем работать? (с картоном, цветной бумагой)
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы познакомились с видами бумаги и картона.
- Скажите, как называется этот вид бумаги? (показываю поочерёдно образцы бумаги - для рисования, для письма, гигиеническая, упаковочная, для труда, обойная).
- Как называется этот вид картона? ( показываю для уроков труда, коробочный)
- А сейчас мы узнаем, из чего производят бумагу и как её производят?
- Давайте посмотрим фильм.(2 мин.)
- Из чего производят бумагу? (из деревьев)
- Как её производят? (деревья обрабатывают, измельчают, варят и отправляют в бумагоделательную машину)
III. Сообщение темы и цели.
1. Введение в тему.
- Отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
- Посмотрите на страницу этой книги. Какое у неё настроение? (грустное)
- Почему? (нет закладки, помяты страницы)
- Послушайте, с какими словами к вам обращается эта книга:
- Помогите, ребятишки,
Я красива, аккуратна, не хочу быть неопрятной,
С грязными страничками, с мятыми картинками.
Чтобы листочки мне сохранить,
Надо вам руки, ребята, помыть
И на страницы закладку вложить.
-Поможем книжке?
- О чём она вас попросила? ( Сделать закладку).
- Из чего можно сделать закладку? (из картона, цветной бумаги)
- Тема нашего урока - Изготовление закладки сложной конфигурации из картона и цветной бумаги по образцу.
2. Словарная работа.
- Прочтите это слово (закладка).
- Что оно обозначает? (ленточка, полоска, которую вкладывают в книгу, чтобы заметить нужную страницу)
- Какое же доброе дело выполняет закладка? (сохраняет страницы чистыми)
IV. Ориентировка в задании.
1. Анализ изделия.
- Рассмотрите нашу закладку. Из какого материала сделана закладка? (картон, цветная бумага)
- Посмотрите внимательно, форма закладки не простая. Чтобы получить такую форму, надо соединить несколько геометрических фигур.
- Скажите, какие геометрические фигуры можно соединить, чтобы получить форму нашей закладки? (2 треугольника и прямоугольник)
- Чем украшена закладка? (треугольниками , квадратами)
- Сколько треугольников, квадратов? (2 треугольника, 2 квадрата)
- Как можно получить 2 треугольника из квадрата? (сложить пополам и разрезать)
2. Анализ условий работы.
- Что нам понадобиться, чтобы сделать закладку? (цветная бумага, ножницы, клей, картон, карандаш)
- Для изготовления чего будем использовать картон? (для основы закладки)
- Что мы будем делать из цветной бумаги? (геометрические фигуры)
- Зачем нам нужен карандаш? (обводить шаблоны)
- Что мы будем делать ножницами? (вырезать)
- Повторим правила при работе с ножницами? (Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй ножницы в открытом виде. При работе следи за пальцами левой руки. Передавай ножницы в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. Закончив работу, закрыть и положить на край стола.)
- Для чего нам нужен клей? (приклеить геометрические фируры)
- Как правильно работать с клеем? (на клеёнке намазываем от середины к краям тонким слоем, закончив работу, закрываем тюбик)
4. Составление плана.
- Давайте составим план, по которому будем работать.
1. Шаблон закладки приложите к краю цветного картона с обратной стороны.
2. Обведите шаблон закладки.
3. Вырежьте.
4. Шаблон квадрата приложите к краю цветной бумаги с обратной стороны.
5. Обведите 3 раза шаблон картона.
6. Вырежьте.
7. Сложите и разрежьте один квадрат на два треугольника.
8. Наклейте на закладку.
- Повторите план работы.
Пальчиковая гимнастика.
- Разотру ладошки сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
5. Выполнение изделия.
- С чего начнём работу? (приложим шаблон)
- Как будете прикладывать шаблон? (к краю, с обратной стороны)
- Возьми цветной картон, и приложите шаблон. У некоторых из вас часть шаблона обведена. Возьмите шаблон, приложите и проверьте, весь ли он обведен.
- Что будете сейчас делать? (обводить)
- А теперь что будете делать? (вырезать)
- Положите заготовку рядом с коробочкой.
Физминутка.
- Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз- два, раз – два, раз – два- три.
Корпус влево мы вращаем,
Три – четыре, раз – два.
Упражненье повторяем:
Корпус вправо мы вращаем.
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели.
- Шаблон какой геометрической фигуры возьмёте сейчас? (квадрат)
- Что будете с ним делать? (приложим к краю цветной бумаги с обратной стороны и обведём)
- Сколько раз нужно обвести квадрат?
- Возьмите цветную бумагу, приложите шаблон, обведите.
- У кого уже обведено, приложите шаблон и проверьте всё ли выполнено правильно.
- Что будете делать дальше? (вырезать)
- Что нужно сделать теперь? (разрезать один квадрат на треугольники)
- Что осталось сделать? (наклеить аппликацию)
- Чтобы аппликацию наклеить аккуратно, соедините шаблон закладки с вашей заготовкой и поставьте опорные точки через отверстия в шаблоне.
- Наклейте аппликацию по опорным точкам.
VI. Итог.
1. Оценка готовых изделий.
- Посмотрите на свои работы. Сравните с образцом.
- Поднимите руку те, кто выполнил работу аккуратно, и все детали разместил правильно. (прохожу, смотрю) Вы получаете за урок 5.
- Немного поспешили Максим, Юля, Данил. Вы, ребята получаете за урок 4.
2. Подведение итога.
- Что вы сегодня научились делать? (закладку)
- Для чего нужны вам закладки?
- Теперь вы сможете изготовить закладки для всех ваших учебников. А ещё можете сделать закладки для ребят из подготовительного класса, чтобы и их учебники были аккуратными и целыми. А когда в конце года будете сдавать учебники в библиотеку, Наталья Ивановна похвалит вас за бережное отношение к учебникам.
- Посмотрите на нашу книгу (открыта страница с улыбающимся лицом). Она довольна? Чему книга рада? (Дети будут открывать её аккуратно, по закладке, странички будут чистыми).
- Спасибо за работу. Начинаем убирать рабочие места.